2 класс. Рабочая программа по русскому языку, УМК "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Вольтмарова Наталья Александровна

Рабочая программа. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p-z_russkiy_yazyk.doc142 КБ
Microsoft Office document icon k-t-p.doc782 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса cоставлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №5 им. И.Д.Черняховского, на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы по русскому языку начального общего образования для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г..Горецкого «Русский язык. 1 – 4   классы».
  • Авторской программы по русскому языку В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
  • основной образовательной программы НОО МАОУ СОШ №5 им. И.Д.Черняховского;
  • учебного плана МАОУ СОШ №5 им. И.Д.Черняховского на 2016-2017 учебный год;
  • годового учебно-календарного графика на 2016-2017 учебный год;
  • учебно-методического комплекта: учебника «Русский язык» (2 класс), методического пособия, электронного  приложения.
  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 марта 2014 г. №253;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189).

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В программу включен внутрипредметный модуль «Занимательная грамматика».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика курса

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий, что отражено в календарно-тематическом планировании.

Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане

        Во 2 классе на уроки русского языка отводится   170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели), в том числе 34 часа - учебного модуля «Занимательная грамматика», который способствует развитию познавательной активности учащихся и расширяет содержание образовательной программы по русскому языку.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Русский язык, учебник для второго класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использование знаково-символических средств представления информации;

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

- формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

 - понимать, что предложение - это основная единица речи;

 - понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

 - различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

 - оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

 - различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

 - различать главные члены предложения;

 - понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

 - различать словосочетание и предложение;

 - понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

 - понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

 - понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

 - различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

 - использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

 - давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

 - различать деление слов на слоги и для переноса;

 - понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать звуки [и] и [й7] и буквы, их обозначающие;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

 - понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

 - верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и по ной жизни для:

 - выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

 - составления предложений на заданную тему;

 - употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

 - оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонации препинания);

 - самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (с повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравления по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

 - орфографической грамотности речи учащихся;

 - проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

 - деления слов на слоги и переноса слов;

 - правильного написания слов с буквой Й;

 - обозначения мягкости согласных на письме;

 - написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

 - употребления прописной буквы в именах собственных;

 - работы со словарём (использование алфавита);

- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без ков, вставок, искажений букв;

- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и граммами

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (136 часов)

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

Наша речь.

Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. Понятие о тексте. Главные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

        Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.

Предложение. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Словосочетания.

        Слова, слова, слова. Окончание и основа. Понятие о корне слова. Понятие о родственных словах. Однокоренные слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание парных согласных в корне. Правописание парных согласных в конце слова.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоги. Деление слов на слоги и для переноса. Йотированные гласные буквы е, ё, ю, я. Упражнение в написании слов и словосочетаний с буквами я, е, ё, ю. Ударение. Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Парные и непарные согласные. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Влияние гласных букв и, е, ё, ю, я на произношение согласных звуков. Обозначение мягких согласных на письме ь или гласными буквами и, е, ё, ю, я. Буквы и, й и звуки, которые они обозначают. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме. Правописание безударных гласных. Слова с непроверяемыми безударными гласными. Правописание парных и непарных согласных в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Разделительный мягкий знак.

     Части речи. Общее понятие об имени существительном. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Изменение имён существительных по числам. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях. Особенности написания названий книг, журналов и газет. Общее понятие о глаголе. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Общее понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Число имён прилагательных. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Общее понятие о предлоге. Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

Повторение.

      Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе.

Арбуз, берёза, валенки, воробей, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, ребята, Россия, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель хорошо, экран, язык.

         Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика» (34 часа)

Что мы знаем о звуках и буквах, Что такое лексика?. Однозначные и многозначные слова, Игротека, Слова-братья, Слова- наоборот, Пословица недаром молвится, И снова пословицы, пословицы, пословицы, …, Играем со словарными словами, Анаграммы, Секреты некоторых букв, Шарады, анаграммы и метаграммы, Еще раз о синонимах и антонимах, Слова, обозначающие предметы, Слова, обозначающие действие предметов, Слова, обозначающие признаки предметов, Текст, тема, главная мысль, Заголовок- всему голова,  Работаем с фразеологизмами, И снова пословицы, Ещё раз о фразеологизмах, Русские народные загадки, И вновь словарные слова, Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы, Какие слова русского языка помогают называть качества характера, Повторяем, повторяем…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА

ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Содержание программного материала

Количество часов

1.

Наша речь

3

2.

Текст

4

3.

Предложение

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика»

12

2

4.

Слова, слова, слова…

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика»

17

2

5.

Звуки и буквы.

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика»

44

11

6.

Части речи

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика»

50

10

7.

Повторение

Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная грамматика»

6

9

8.

ИТОГО

170 (136 + 34)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел курса

Содержание учебного раздела

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные знания

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

1. Наша речь

(3 часа)

Виды речи. Диалог и монолог.

Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя.

Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи.

Личностные:

ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительная  адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные:

работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; анализ и интерпретация информации;

применение и представление информации;

оценка получаемой информации;

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

моделировать, подводить под понятие;

устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы,

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции;

осуществление взаимопроверки выполненной работы;

выполнение работы по цепочке;        

использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

Регулятивные:

контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов;

преобразование практической задачи  в познавательную;

проверка  выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение  работы над ошибками.

2. Текст

(4 часа)

Текст. Части текста.

Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

3.Предложение (12часов)

Предложение. Члены предложения.

Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов.

4. Слова, слова, слова…

(17 часов)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов.

Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса.

Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам.

5.Звуки и буквы.

(44 часа)

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей  безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные.

Различать звуки и буквы.  Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать  и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

6. Части речи.

(50 часов)

Имя существительное.  Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги.

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи.

Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры.

7.Повторение (6 часов)

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (34 Ч)

п\п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Что мы знаем о звуках и буквах

Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

2

Что такое лексика?

Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»

3

Однозначные и многозначные слова

Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений

4

Игротека

Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова

5

Слова-братья

Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов

6

Слова - наоборот

Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста

7

Пословица недаром молвится

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста

8

Игротека

Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

Играть с пословицами

10

Играем со словарными словами

Играть со словарными словами

11

Анаграммы

Разгадывать анаграммы

12

Игротека

Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова

13

Секреты некоторых букв

Познакомить с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости  согласных; разделительный Ь.

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы

15

Еще раз о синонимах и антонимах

Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

16

Игротека

Повторить правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

17

Слова, обозначающие предметы

Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

18

Слова, обозначающие действие предметов

Познакомиться с глаголом как частью речи.

19

Слова, обозначающие признаки предметов

Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

20

Игротека

Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы

21

Текст, тема, главная мысль

Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинкам

22

Заголовок - всему голова

Определять особенности заголовков.

23

Работаем с фразеологизмами

Употребляем фразеологизмы в речи

24

Игротека

Повторить понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы

25

И снова пословицы

Играть с пословицами

26

Ещё раз о фразеологизмах

Играть с фразеологизмами

27

Русские народные загадки

Разгадывать русские народные загадки

28

Игротека

Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки

29

И вновь словарные слова

Играть со словарными словами

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Упражняться в различении частей речи

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека

32

Игротека

Повторить части речи

33

Повторяем…

Разгадывать русские народные загадки

34

Повторяем, повторяем…

Выполнить звукобуквенный разбор. Решить головоломки



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 170 ч

(«Занимательная грамматика»34 ч)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

План

Факт

НАША РЕЧЬ (3 часа)

1.

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

2.

1

Что можно узнать о человеке по его речи?

3.

1

Как отличить диалог от монолога

ТЕКСТ (4часа)

4.

1

Текст. Признаки текста

5.

1

Тема и главная мысль текста. Заглавие

6.

1

Части текста

7.

1

Обобщение знаний о тексте. Списывание текста.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 часов)

 «Занимательная грамматика» (2 часа)

8.

1

Что такое предложение?

9.

1

Как из слов составить предложение?

10.

1

Проверочная работа (диктант, повторение за 1 класс)

11.

1

Что такое главные члены предложения?

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

12.

1

Что такое второстепенные члены предложения?

 (без деления на виды)

13.

1

Административная контрольная работа (входная)

14.

1

Анализ контрольной работы. Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

15.

1

«Занимательная грамматика»

Что мы знаем о звуках и буквах

16.

1

Как установить связь слов в предложении?

17.

1

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

18.

1

Члены предложения. Закрепление

19.

1

Проверочная работа по теме «Предложение»

20.

1

«Занимательная грамматика»

Что такое лексика?

21.

1

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Предложение»

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА.. (17 часов)

 «Занимательная грамматика» (2 часа)

22.

1

Что такое лексическое значение слова?

23.

1

Что такое лексическое значение слова?

24.

1

Что такое однозначные и многозначные слова?

25.

1

Что такое прямое и переносное значение слов?

Синонимы. Антонимы

26.

1

Что такое синонимы?

27.

1

«Занимательная грамматика»

Однозначные и многозначные слова

28.

1

Что такое антонимы?

29.

1

Развитие речи. Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

30.

1

Обобщение знаний о значении слова.

Однокоренные слова

31.

1

Что такое родственные слова?

32.

1

Что такое корень слова?

33.

1

Что такое однокоренные слова?

34.

1

Обобщение.

Слог. Ударение. Перенос слова

35.

1

Какие бывают слоги? Как определить ударный слог?

36.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

37.

1

Как переносить слова с одной строки на другую?

38.

1

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков

39.

1

Проверочная работа

40.

1

Упражнения в переносе слов

ЗВУКИ И БУКВЫ (26 часов)

 «Занимательная грамматика» (7 часов)

41.

1

Как различить звуки и буквы?

42.

1

Как мы используем алфавит?

43.

1

Как мы используем алфавит?

44.

1

«Занимательная грамматика»

Слова-братья

45.

1

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

46.

1

Проверочная работа.

Гласные звуки

47.

1

Как определить гласные звуки?

48.

1

«Занимательная грамматика»

Слова - наоборот

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

49.

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

50.

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

51.

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

52.

1

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

53.

1

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

54.

1

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

55.

1

«Занимательная грамматика»

Пословица недаром молвится

56.

1

Коллективное составление рассказа по репродукции картины

57.

1

Контрольный     диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

58.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

59.

1

Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста

60.

1

Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением

61.

1

Правописание слов с безударными гласными буквами, с непроверяемыми ударением.

62.

1

Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов

63.

1

Диктант. «Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением»

64.

1

«Занимательная грамматика» И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

Согласные звуки

65.

1

Работа над ошибками. Как определить согласные звуки?

Согласный звук [Й] и буква И краткое

66.

1

Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз»

67.

1

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам

68.

1

«Занимательная грамматика»

Играем со словарными словами

69.

1

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Мягкий знак

70.

1

Административная контрольная работа(промежуточная)

71.

1

Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо".

72.

1

Изложение по коллективно составленному плану.

73.

1

«Занимательная грамматика»

Анаграммы

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (18 часов)

 «Занимательная грамматика» (4 часа)

74.

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

75.

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

76.

1

Буквосочетания

ЖИ - ШИ,   ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

77.

1

Проверочный диктант. «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

78.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

Звонкие и глухие согласные звуки

79.

1

Работа над ошибками. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

80.

1

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

81.

1

Проверка парных согласных в корне слова.

82.

1

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

83.

1

Проверка парных согласных в корне слова.

84.

1

«Занимательная грамматика»

Секреты некоторых букв

85.

1

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

86.

1

Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова.

87.

1

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами

88.

1

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

89.

1

Проверочный диктант. «Слова с парными глухими и звонкими согласными»

90.

1

«Занимательная грамматика»

Шарады, анаграммы и метаграммы

Разделительный мягкий знак

91.

1

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

92.

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

93.

1

Контрольное списывание

94.

1

Составление устного рассказа по серии рисунков

95.

1

«Занимательная грамматика» Еще раз о синонимах и антонимах

ЧАСТИ РЕЧИ (50 часов)

 «Занимательная грамматика» (10 часов)

96.

1

Что такое части речи?

97.

1

Что такое части речи?

Имя существительное

98.

1

Что такое имя существительное?

99.

1

Роль имен существительных в нашей речи

100.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

101.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

102.

1

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

103.

1

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

104.

1

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

(фамилии, имена, отчества людей)

105.

1

Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей, в написании кличек животных.

106.

1

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие предметы

107.

1

Заглавная буква в географических названиях

108.

1

Обучающее изложение

109.

1

Единственное и множественное число имён существительных

110.

1

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие действие предметов

111.

1

Обобщение знаний об имени существительном

112.

1

Диктант «Имя существительное»

113.

1

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

114.

1

Развитие речи. Обучающее изложение

115.

1

«Занимательная грамматика»

Слова, обозначающие признаки предметов

Глагол

116.

1

Что такое глагол? (Общее представление)

117.

1

Что такое глагол?

118.

1

Упражнения в распознавании глаголов.

119.

1

Упражнения в распознавании глаголов. Составление рассказа по репродукции картины художника

120.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

121.

1

Единственное и множественное число глаголов.

122.

1

Правописание частицы НЕ с глаголами

123.

1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

124.

1

Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

125.

1

«Занимательная грамматика»

Текст, тема, главная мысль

126.

1

Что такое текст –повествование?

127.

1

Диктант «Глагол»

128.

1

Работа над ошибками. Составление текста-повествования на предложенную тему

Имя прилагательное

129.

1

Что такое имя прилагательное?

130.

1

Что такое имя прилагательное?

131.

1

Связь имени прилагательного с именем существительным

132.

1

«Занимательная грамматика»

Заголовок - всему голова

133.

1

Прилагательные близкие и противоположные по значению

134.

1

Прилагательные близкие и противоположные по значению

135.

1

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

136.

1

Единственное и множественное число имён прилагательных

137.

1

Единственное и множественное число имён прилагательных

138.

1

Проверочная работа.

139.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном

140.

1

Что такое текст-описание?

141.

1

Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описания.

142.

1

«Занимательная грамматика»

Работаем с фразеологизмами

Местоимение

143.

1

Что такое местоимение?

144.

1

Что такое местоимение?

145

1

Что такое текст-рассуждение?

146.

1

Проверочная работа.

147.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

Предлог

148.

1

Общее понятие о предлоге

149.

1

Раздельное написание предлогов со словами

150.

1

Правописание предлогов в именами существительными

151.

1

Правописание предлогов в именами существительными

152.

1

Административная контрольная работа(итоговая)

153.

1

Работа над ошибками. Восстановление деформированного повествовательного текста.

154.

1

«Занимательная грамматика»

И снова пословицы

155.

1

Контрольный диктант «Части речи»

ПОВТОРЕНИЕ (6 часов)

 «Занимательная грамматика» (9 часа)

156.

1

«Занимательная грамматика»

Ещё раз о фразеологизмах

157.

1

Повторение по теме «Текст», «Предложение»

158.

1

«Занимательная грамматика» Русские народные загадки

159.

1

Повторение по теме «Слово и его значение», «Части речи»

160.

1

«Занимательная грамматика»

Игротека

161.

1

«Занимательная грамматика»

И вновь словарные слова

162.

1

«Занимательная грамматика»

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

163.

1

Повторение по теме «Звуки и буквы»

164.

1

«Занимательная грамматика»

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

165.

1

Повторение по теме «Правила правописания»

166.

1

Итоговый контрольный диктант

167.

1

«Занимательная грамматика» Игротека

168.

1

«Занимательная грамматика» Повторяем…

169.

1

Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

170.

1

«Занимательная грамматика» Повторяем, повторяем…

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 136ч

Кол-во часов

Дата

Тема урока

План

Факт

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (1 час)

1.

1

Самое великое чудо на свете. Р.С. Сеф «Читателю».

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (11 часов)

 «Школа развития речи» (1 час)

2.

1

Русские народные песни.

3.

1

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

4.

1

Загадки, пословицы и поговорки.

5.

1

Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт».

6.

1

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

7.

1

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

8.

1

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». «Лиса ижуравль».

9.

1

«Школа развития речи» Слово. Значение слова.

10.

1

Русская народная сказка «Каша из топора».

11.

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

12.

1

Административная контрольная работа(входная)

13.

1

Анализ контрольной работы. А.А. Шибаев «Вспомни сказку».Обобщение по теме «Устное народное творчество». Тест

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ. (6 часов)

 «Школа развития речи» (1 час)

14.

1

Нравится ли вам осень? Осенние загадки.

15.

1

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

А. Плещеев «Осень наступила …»

16.

1

А. Фет «Ласточки пропали…» А. Толстой «Осень».

17.

1

С. Есенин «Закружилась листва золотая».

В. Брюсов «Сухие листья».

И. Токмакова «Опустел скворечник».

18.

1

В.Д. Берестов «Хитрые грибы».

19.

1

М.М. Пришвин «Осеннее утро».

20.

1

«Школа развития речи» Многозначные слова.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (11 часов)

 «Школа развития речи» (4 часа)

21.

1

А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта.

22.

1

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

23.

1

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

24.

1

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

25.

1

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

26.

1

«Школа развития речи» Омонимы

27.

1

«Школа развития речи» Омофоны, омоформы

28.

1

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука».

29.

1

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

30.

1

«Школа развития речи» Синонимы

31.

1

Л.Н. Толстой «Филиппок».

32.

1

Л.Н. Толстой «Правда всего дороже».

33.

1

Л.Н. Толстой «Котёнок».

34.

1

Обобщающий урок по теме «Русские писатели». Контрольная работа

35.

1

«Школа развития речи» Антонимы

О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. (8 часов)

 «Школа развития речи» (2 часа)

36.

1

Н.И. Сладков «Они и мы».

А.А. Шибаев «Кто кем становится?»

37.

1

Б. Заходер «Плачет киска …»

И. Пивоварова «Жила-была собака…»

38.

1

В. Берестов «Кошкин щенок».

39.

1

М.М. Пришвин «Ребята и утята».

40.

1

Е.И. Чарушин «Страшный рассказ».

Б.С. Житков «Храбрый утёнок».

41.

1

«Школа развития речи» Фразеологизмы

42.

1

В.В. Бианки «Музыкант».

43.

1

В.В. Бианки «Сова».

44.

1

Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». Контрольная работа

45.

1

«Школа развития речи» Пословицы

ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (7 часов)

 «Школа развития речи» (2 часа)

46.

1

Знакомство с детскими журналами.

47.

1

Д. Хармс «Игра».

48.

1

Д. Хармс «Вы знаете?..»

49.

1

Д. Хармс «Весёлые чижи». «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог».

50.

1

«Школа развития речи» Загадки

51.

1

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

А.И. Введенский «Учёный Петя».

52.

1

А.И. Введенский «Лошадка».

Д. Хармс «Весёлый старичок».

53.

1

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Тест

54.

1

«Школа развития речи»

Изобразительные средства языка. Сравнение.

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА. (9 часов)

 «Школа развития речи» (1 час)

55.

1

Нравится ли вам зима? Зимние загадки.

И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…»

56.

1

Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…»

Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

57.

1

С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза».

58.

1

Административная контрольная работа (промеж.)

59.

1

Анализ контрольных работ.

Русская народная сказка «Два Мороза».

60.

1

С.В. Михалков «Новогодняя быль».

61.

1

А.Л. Барто «Дело было в январе …»

С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …»

Разноцветные страницы.

62.

1

Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». Контрольная работа

63.

1

«Школа развития речи»

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

64.

1

Проверка техники чтения.

ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ (15 часов)

 «Школа развития речи» (4 часа)

65.

1

К.И. Чуковский. Биография.

К.И. Чуковский «Путаница».

66.

1

К.И. Чуковский «Радость».

67.

1

К.И. Чуковский «Федорино горе».

68.

1

К.И. Чуковский «Федорино горе».

69.

1

«Школа развития речи»

Связь между предложениями в тексте

70.

1

С.Я. Маршак.

71.

1

С.Я. Маршак «Кот и лодыри».

72.

1

С.В. Михалков.«Мой секрет».

73.

1

С.В. Михалков «Сила воли», «Мой щенок».

74.

1

«Школа развития речи» Связь между частями текста

75.

1

А.Л. Барто «Верёвочка».

76.

1

А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа».

77.

1

«Школа развития речи»

Работа с деформированным текстом

78.

1

Н.Н. Носов «Затейники».

79.

1

Н.Н. Носов «Живая шляпа».

80.

1

Н.Н. Носов «На горке».

81.

1

«Школа развития речи» Текст. Тема текста. Заглавие.

82.

1

Скороговорки.

83.

1

Обобщающий урок по теме «Писатели – детям».

Проверочная работа

Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов)

 «Школа развития речи» (2 часа)

84.

1

Я и мои друзья. В.Д. Берестов «За игрой».

Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».

85.

1

В.Д. Берестов «Гляжу с высоты».

В.В. Лунин «Я и Вовка».

86.

1

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

87.

1

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Ю.И. Ермолаев «Два пирожных».

88.

1

В.А. Осеева «Волшебное слово».

89.

1

В.А. Осеева «Хорошее». В.А. Осеева «Почему?»

90.

1

«Школа развития речи» Текст. Опорные слова.

91.

1

Е.А. Благинина «Простокваша».В.Н. Орлов «На печи».

92.

1

Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья».

Проверочная работа

93.

1

«Школа развития речи» Текст. Опорные слова.

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА. (7 часов)

 «Школа развития речи» (1 час)

94.

1

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».

95.

1

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

96.

1

А.А. Блок «На лугу».

С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»

97.

1

И.А. Бунин «Матери».Проверка техники чтения.

98.

1

А.Н. Плещеев «В бурю».

99.

1

Е.А. Благинина «Посидим в тишине».

Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

100.

1

И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа

101.

1

«Школа развития речи» Проверочная работа

И В ШУТКУ, И В СЕРЬЁЗ. (8 часов)

 «Школа развития речи» (4 часа)

102.

1

«Школа развития речи» План. Составление плана.

103.

1

Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

104.

1

Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха.

105.

1

Э.Н. Успенский «Чебурашка».

106.

1

«Школа развития речи» Виды плана

107.

1

Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

108.

1

В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

109.

1

И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране».

110.

1

«Школа развития речи» Редактирование текста

111.

1

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

112.

1

«Школа развития речи» Типы текста. Описание

113.

1

Ю. Тувим «Про пана Трулялянского». Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз». Проверочная работа

ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (11 часов)

 «Школа развития речи» (12 ч)

114.

1

«Школа развития речи» Текст – сравнительное описание

115.

1

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

116.

1

Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

117.

1

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

118.

1

Немецк. народная песенка «Знают мамы, знают дети».

119.

1

Ш. Перро «Кот в сапогах».

120.

1

«Школа развития речи» Типы текста. Повествование

121.

1

Ш. Перро «Красная Шапочка».

122.

1

Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

123.

1

Э. Хогарт «Мафин и паук».

124.

1

«Школа развития речи» Типы текста. Рассуждение

125.

1

Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран».

126.

1

Административная контрольная работа(итоговая)

127.

1

«Школа развития речи» Типы текста. Рассуждение

128.

1

Итоговая диагностическая работа.

129.

1

«Школа развития речи»

Сочинение на тему «Мой выходной день»

130.

1

«Школа развития речи» Редактирование текста.

131.

1

«Школа развития речи» Повторение пройденного

132.

1

«Школа развития речи» Редактирование текста.

133.

1

«Школа развития речи» Повторение пройденного

134.

1

«Школа развития речи» Повторение пройденного

135.

1

«Школа развития речи» Материал для КВН, викторин, конкурсов.

136.

1

«Школа развития речи» Материал для КВН, викторин, конкурсов.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ 136 часов

(«Занимательная математика» 27 ч)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

План

Факт

Числа от 1 до 100. Нумерация (13 часов)

 «Занимательная математика» (2 часа)  (15 часов)

1.

1

Знакомство с учебником. Числа от 1 до 20.

2.

1

Числа от 1 до 20

3.

1

Десяток.  Счёт десятками до 100.

4.

1

 Числа от 1 до 100. Письменная нумерация чисел до 100

5.

1

Однозначные и двузначные числа

6.

1

Единицы измерения длины: миллиметр.

7.

1

Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

8.

1

 Метр. Таблица единиц длины.

9.

1

Случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе слагаемых. 35+5,35-30,35-5

10.

1

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых

11.

1

Административная контрольная работа(входная)

12.

1

Анализ контрольной работы. Единицы стоимости: рубль, копейка.

13.

1

«Занимательная математика»

Улица Ребусовая.

14.

1

Что узнали. Чему научились.

15.

1

«Занимательная математика»

Заколдованный переулок.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (60 часов)

 «Занимательная математика» (15 часов) (75 часов)

16.

1

Задачи, обратные данной.

17.

1

Сумма и разность отрезков.

18.

1

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

19.

1

 Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого.

20.

1

Закрепление изученного.

21.

1

«Занимательная математика»

Цифровой поезд.

22.

1

Единицы времени. Час. Минута.

 Определение времени по часам.

23.

1

Длина ломаной.

24.

1

Закрепление изученного. Странички для любознательных.

25.

1

«Занимательная математика»

Числовая улица.

26.

1

 Порядок действий в выражениях со скобками.

27.

1

Числовые выражения.

28.

1

Сравнение числовых выражений.

29.

1

Периметр многоугольника.

30.

1

Свойства сложения.

31.

1

Свойства сложения. Закрепление изученного.

32.

1

«Занимательная математика»

Вычислительный проезд.

33.

1

Контрольная работа «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»

34.

1

 Анализ контрольной работы. Наши проекты

Узоры и орнаменты на посуде

35.

1

«Занимательная математика»

Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке.

36.

1

Что узнали. Чему научились.

Странички для любознательных.

37.

1

Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания.

38.

1

 Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20

39.

1

Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20.

40.

1

 Приёмы вычислений для случаев вида 26+4.

41.

1

 Приёмы вычислений для случаев 30-7.

42.

1

Приемы вычислений для случаев вида 60-24.

43.

1

Решение задач.

44.

1

Решение задач.

45.

1

«Занимательная математика»

Улица Шифровальная.

46.

1

Приём сложения вида 26+7.

47.

1

 Приёмы вычитания вида 35-7.

48.

1

Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания.

49.

1

 Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания.

50.

1

«Занимательная математика»

Координатная площадь.

51.

1

Что узнали. Чему научились.

52.

1

Контрольная работа по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100».

53.

1

 «Занимательная математика»

Порядковый проспект.

54.

1

Анализ контрольной работы. Буквенные выражения.

55.

1

Уравнение. Решение уравнений методом подбора

56.

1

Уравнение. Решение уравнений методом подбора

57.

1

Проверка сложения.

58.

1

Административная контрольная работа (промежуточная)

59.

1

Анализ контрольной работы.

Проверка вычитания Закрепление изученного.

60.

1

«Занимательная математика»

Улица Волшебного квадрата.

61.

1

 Письменный приём сложения вида 45+23.

62.

1

 Письменный приём вычитания вида   57-26.

63.

1

 Проверка сложения и вычитания

64.

1

 Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

65.

1

 Угол. Виды углов. Закрепление изученного.

66.

1

«Занимательная математика»

Улица Магическая.

67.

1

 Письменный приём сложения вида 37+48.

68.

1

 Письменный приём сложения вида 37+53.

69.

1

Прямоугольник.

70.

1

«Занимательная математика»

Испытание в городе Закономерностей. Сыщики.

71.

1

 Письменный приём сложения вида 87+13.

72.

1

 Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

73.

1

Вычисления вида 32+8, 40-8.

74.

1

Письменный приём вычитания вида 50-24.

75.

1

«Занимательная математика»

Конструкторский проезд.

76.

1

Что узнали. Чему научились. Закрепление приёмов вычитания и сложения

77.

1

«Занимательная математика»

Фигурный проспект.

78.

1

Контрольная работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

79.

1

 «Занимательная математика»

Зеркальный переулок.

80.

1

Анализ контрольной работы.

Письменный приём вычитания вида   52-24.

81.

1

 Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

82.

1

 Повторение письменных приёмов сложения и вычитания.

83.

1

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

84.

1

 Свойство противоположных сторон прямоугольника.

85.

1

 Квадрат.

86.

1

Наши проекты. Оригами. Закрепление пройденного материала.

87.

1

«Занимательная математика»

Художественная улица.

88.

1

 Что узнали. Чему научились. Странички любознательных.

89.

1

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».

90.

1

 «Занимательная математика»

Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы.

Умножение и деление чисел от 1 до 100 (23 часа)

 «Занимательная математика» (4 часа)  (27 часов)

91.

1

Анализ контрольной работы.

Конкретный смысл действия умножения.

92.

1

Вычисление результата умножения с помощью сложения.

93.

1

 Задачи на умножение

94.

1

Периметр прямоугольника.

95.

1

«Занимательная математика»

Улица Высказываний.

96.

1

 Умножение на 1 и на 0.

97.

1

Название компонентов и результата умножения.

98.

1

Закрепление изученного материала. Решение задач

99.

1

Закрепление изученного материала. Решение задач

100.

1

Переместительное свойство умножения.

101.

1

Переместительное свойство умножения.

102.

1

Конкретный смысл деления.

103.

1

Конкретный смысл деления.

104.

1

«Занимательная математика»

Улица Правдолюбов и Лжецов.

105.

1

 Закрепление изученного.

106.

1

Названия компонентов деления.

Что узнали. Чему научились.

107.

1

 «Занимательная математика»

Отрицательный переулок.

108.

1

Проверочная работа.

109.

1

Умножение и деление. Закрепление.

110.

1

Взаимосвязь между компонентами умножения.

111.

1

 Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения

112.

1

 Приёмы умножения и деления на 10.

113.

1

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

114.

1

 Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

115.

1

 Закрепление изученного. Решение задач

116.

1

Контрольная работа по теме «Умножение и деление».

117.

1

«Занимательная математика»

Улица Сказочная.

Табличное умножение и деление (11 часов)

«Занимательная математика» (1 час)

(12 часов)

118.

1

Анализ контрольных работ

Умножение числа 2. Умножение на 2.

119.

1

Умножение числа 2. Умножение на 2.

120.

1

 Приёмы умножения числа 2.

121.

1

 Деление на 2.

122.

1

Деление на 2.

123.

1

 Закрепление таблицы умножения и деления на 2.

Что узнали. Чему научились.

124.

1

Административная контрольная работа (итоговая)

125.

1

«Занимательная математика»

Площадь Множеств.

126.

1

Анализ контрольных работ.

Умножение числа 3. Умножение на 3.

127.

1

Умножение числа 3. Умножение на 3.

128.

1

Деление на 3.

129.

1

Деление на 3.

        Повторение (2 часа)

 «Занимательная математика» (5 часов) (7 часов)

130.

1

«Занимательная математика»

Пересечение улиц. Перекресток.

131.

1

Закрепление изученного.

132.

1

«Занимательная математика»

Проспект Логических задач.

133.

1

Что узнали. Чему научились

134.

1

«Занимательная математика»

Испытание в городе Логических рассуждений.

135.

1

 «Занимательная математика»

Улица Величинская.

136.

1

«Занимательная математика»

Смекалистая улица.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 68 часов

(«Планета Здоровья» 13 ч)

Кол-во часов

Дата

Тема урока

План

Факт

Раздел «Где мы живём?» (3 часа)

1.

1

Родная страна.

2.

1

Город и село. Проект «Родной город (село)»

3.

1

Природа и рукотворный мир

Раздел «Природа» (16 час)

«Планета Здоровья» (5 часов) (21 час)

4.

1

Проверим и оценим свои достижения по разделу

 «Где мы живем?»

5.

1

Живая и неживая природа.

6.

1

Явления природы. Измерение температуры.

7.

1

Что такое погода?

8.

1

«Планета Здоровья»

Сон – лучшее лекарство.

9.

1

«Планета Здоровья»

Какое настроение?

10.

1

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

11.

1

Звёздное небо.

12.

1

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами».

13.

1

Про воздух.

14.

1

«Планета Здоровья»

Я пришёл из школы.

15.

1

Какие бывают растения? Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16.

1

Какие бывают животные? Проверочная работа.

17.

1

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

18.

1

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19.

1

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

20.

1

Дикие и домашние животные. Комнатные растения.

Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

21.

1

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

22.

1

«Планета Здоровья»

Я – ученик.

23.

1

Будь природе другом. Красная книга.

24.

1

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест

Раздел «Жизнь города и села» (8 часов)

 «Планета Здоровья» (2 часа) (10 часов)

25.

1

«Планета Здоровья»

Подвижные игры.

26.

1

Что такое экономика?

27.

1

Что из чего сделано? За покупками.

28.

1

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

29.

1

Промежуточная диагностическая работа.

30.

1

Культура и образование. Все профессии важны.

31.

1

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия

32.

1

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

33.

1

«Планета Здоровья»

Если хочешь быть здоров.

34.

1

Строение тела человека

Раздел «Здоровье и безопасность» (8 часов)

 «Планета Здоровья» (2 часа) (10 часов)

35.

1

«Планета Здоровья»

Вредные привычки.

36.

1

Если хочешь быть здоров.

37.

1

Поговорим о болезнях.

38.

1

Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа «Отработка правил перехода улиц».

39.

1

Домашние опасности.

40.

1

Пожар. Лесные опасности.

41.

1

«Планета Здоровья»

Скелет – наша опора.

42.

1

Как нужно купаться?

43.

1

Опасные незнакомцы

44.

1

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест

Раздел «Общение» (5 часов)

 «Планета Здоровья» (1 час)  (6 часов)

45.

1

Наша дружная семья.

46.

1

В школе.

47.

1

Правила вежливости.

48.

1

Ты и твои друзья. Практическая работа «Отработка основных правил этикета».

49.

1

Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа.

50.

1

«Планета Здоровья»

Осанка – стройная спина.

Раздел «Путешествия» (15 часов)

 «Планета Здоровья» (3 часа) (18 часов)

51.

1

Посмотрите вокруг.

52.

1

Ориентирование на местности.

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу».

53.

1

Формы земной поверхности.

54.

1

Водные богатства

55.

1

В гости к весне.Экскурсия.

56.

1

«Планета Здоровья»

Правила безопасности на воде.

57.

1

Путешествие по родной стране. Что такое карта и как её читать? Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты».

58.

1

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

59.

1

Город на Неве.

60.

1

«Планета Здоровья»

Подвижные игры

61.

1

Путешествие по планете.

62.

1

Страны мира.

63.

1

Путешествие в космос. Тест.

64.

1

Обобщающий урок по теме «Путешествие».

Итоговая диагностическая работа.

65.

1

Впереди лето.

66.

1

Повторение за год.

67.

1

Повторение за год.

68.

1

«Планета Здоровья»

Обобщающие уроки «Доктора природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс

Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...

Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса

Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку Школа России Л.М.Зелениа и Т.Е.Хохлова 3 класс ФГОС

Рабочие программы по русскому языку Школа России 3 класс Л.М.Зеленине, Т.Е Хохлова ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. Школа России. 3 класс

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский я...