Конспект урока.Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pristavka.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Приставка. Роль приставки в слове. Определение приставки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Обучающие: ознакомление с новым понятием – приставка; формировать умения находить приставку в словах; отличать приставку от других частей слова. создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;

Развивающие: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Воспитательные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

-  образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные

- познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

- коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательные мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, самостоятельная.

Оборудование – мультимедийный проектор, учебник русского языка  Бунеева Р.Н. для 2 класса, тетрадь, разработанная для этого урок

Структура и ход  урока

Этапы урока

Деятельность учеников

Ход урока

Планируемые результаты

I. Мотивация  учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости- посмотрите на них, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получится. Присаживайтесь.

Вот опять звенит звонок

Он зовёт нас на урок.

Откройте тетради, запишите число- 25 января. Классная работа.

Совместно

договариваться о

правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные

УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цели:

-организовать выполнение учащимися учебного действия;

III. Постановка учебной задачи.

Цели:  

-организовать постановку темы и цели урока.

Дети отгадывают загадку.

Рассматривают иллюстрацию.  Сравнивают звучание и написание слова.

Высказывают своё предположение.

Дети ищут словарные слова в тексте. Выписывают их в тетрадь. Подчеркивают орфограммы.

Проверяют и оценивают

свою работу.

Дети обводят елочку.

Дети собирают слова. Вспоминают с

опорой на план

 о корне

и суффиксе.

Фиксируют

 затруднение.

О приставке

 рассказать по плану

 не могут

С помощью

учителя определяют тему и  ставят

цель урока.

-К нам на урок спешит еще один гость. Кто это вы узнаете, когда отгадаете загадки.

Прочитать загадку.

Снег идёт, под белой ватой

Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята -

Снова к нам пришла ..     .(зима)

-Какие словарные слова услышали в загадке?

-Что это за орфограмма?  (непроверяемая гласная).

-Как мы называем такие слова? (словарные слова)

-Какую букву вставим  в слово УЛИЦЫ, РЕБЯТА.

-Выпишите словарные слова, выделив их зеленым цветом.

Открыть слайд со словами. УЛИЦЫ, РЕБЯТА

-Следующая загадка:

Девочки и мальчики, 
Мерзнут ваши пальчики, 
Стынут уши, зябнет нос, 
Видно близко…     (Дед Мороз).

- Услышали словарные слова?

-Запишите их самостоятельно. К доске пойдет Таня.

-Таня, какие орфограммы встретились в этих словах?

- В слове ДЕВОЧКИ, МАЛЬЧИКИ, МОРОЗ.

- Что мы должны сделать с этими словарными словами? (запомнить их написание).

- Проверьте, как вы выполнили работу . Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым.

-Дедушка Мороз пришел конечно не с пустыми руками. Он принес нам красавицу елочку. У вас на партах лежат листочки с елочками.

-Обведите по контуру елочку у себя на листе.

-На новый год принято наряжать елку. Мы тоже украсим нашу красавицу, выполнив задания.

-Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

             Сделать слово из частей.

-Посмотрите на наш новогодний салют. Расставьте буквы в таком порядке, чтобы получились слова. НЕРОКЬ                УСФКИФС                        ПВИСАКРАТ

1.Что такое корень? Суффикс?

 2. Какие бывают корни? Суффикс?

3. Зачем в слове нужен корень? Суффикс?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- А сейчас мы будем говорить о приставке? Изменим ли обычный план нашей работы? (нет)

1. Что такое приставка?

2..Какие бывают приставки?

3.Зачем в слове нужна приставка?

Оформлять свои мысли

в устной   форме; актив

но участвовать в общей

дидактической игре

«ученик – ученики»

 (Коммуникативные

УУД)

Составлять, понимать и

объяснять простейшие алгоритмы при работе

с конкретным задании

ем (Познавательные

УУД)

Определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного

(Регулятивные УУД)

4. Наблюдение над словами с последующим формулированием определения.

Дети делают выводы

 на основе

 собственных наблюдений.

Сравнивают

 с правилом ,

данным на странице учебника.

-Дед Мороз решил нам рассказать сказку:

Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова.

Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова-названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце.

Получались такие слова: если прятался в середину: заходить, входить, выходить, приходить, переходить; если стоял в конце: заход, вход, выход, приход, переход.

- Запишите слова с приставками. (Заход, вход, выход, приход, переход)

- Что же такое приставка? (часть  слова). – опорное с/с на доску

-Где ее место в слове? (перед корнем, в начале слова)- на доску

-Какие вы использовали приставки? (за-,в-,вы-,при-,пере-).

- В слове они обозначаются так: заход. Выделите приставки в записанных словах.

- Зачем нужны приставки? (чтобы получались новые слова).

-На основе наблюдений , сделайте вывод, что такое приставка?

- Вывод: Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Приставки бывают: за-, в-, вы-, при-, пере-, до-, у-, с-, от-.

-А как нам узнать, правильно ли мы сделали вывод?

 (сравнить с учебником).

 Сравнение самостоятельно сделанных выводов с определением в рамке.

- Прочитайте определение.

-Посмотрите маленькое добавление к определению. Почему в конце стоит восклицательный знак? (это важно).

Оцените свою работу на этом этапе. Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым

Выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками (Познавательные УУД

 определять, формулировать учебную проблему (задачу), цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 (Регулятивные УУД)

 проводит несложные наблюдения по плану, делает самостоятельные
выводы

(Познавательные УУД)

Активно участвовать в

Обсуждении (Коммуни

кативные УУД)

IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать 

усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи

Выполняют

задание,

проговаривая

новые понятия.

Составляют алгоритм нахождения

 приставки в слове

Выбирают задание из предложенных в учебнике.

Выбирают приставки

 в однокоренных

словах.

выписывают.

Работают в группах.

Работают с текстом упражнения индивидуально, затем обсуждают результат в группах.

-Откройте  учебник на 94 стр. Найдите упр.132.

- Что общего в записанных в столбик словах? ( Есть одинаковая часть БЕЖАЛ)

-Чем отличаются слова? (разные приставки)

-Назовите эти приставки? (по-, про-, до-, у-, с-, от-, пере-).

- Что произошло со словом? (изменилось значение)

-Рассмотрите рисунок в упр.132

-Какие слова с приставками относятся к Вове Колесникову?(побежал, убежал, сбежал, отбежал).

-Запишите эти слова. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Взаимопроверка.

Оцените свою работу на этом этапе. Если справились самостоятельно, раскрасьте шарик на елочке синим, если вам требовалась помощь- желтым.

Танцевальная физминутка « В новогоднем лесу».

Оформлять свои мысли в устной   форме (Коммуникативные УУД).

Выполнять работу в паре, помогать друг другу (Коммуникативные УУД)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку;

-организовать

выявление места и причины

затруднений, работу

 над ошибками.

Образуют новые слова с помощью приставок.

Применяют

 новые знания.

Работают в группе.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют самопроверку

Формулируют задание к деформированному тексту, данному на доске

Выполняют задание .

При затруднениях дети просят помощи в группе.

Анализируют полученный результат

-Дед Мороз собрался написать письмо, но не знает какие слова можно образовать от слов

ЛЕТЕЛ, ВАРИЛ, ПЛЫЛ, ХОДИЛ.

Помогите ему.

- На ваших столах лежат конверты. Каждая группа будет работать с одним словом. Вспоминаем, как мы работаем в группе.

-Ребята, какие слова у вас получились со словом

-ЛЕТЕЛ

- ВАРИЛ

-ПЛЫЛ

-ХОДИЛ

-Кто согласен, что  приставки подобрали правильно..

- Не забываем, как надо работать в группе.

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

-Придумайте задание.

(На слайде и на листочках  деформированный текст).

-Допишите недостающие части слов.  Если надо,  воспользуйтесь словами для справок. А кто быстрее справится, можно дополнить текст .

-Докажите, что у вас получились новые слова.

 - С помощью чего образуются новые слова?

- Что поможет вам выполнить эту работу?  Подсказка, висящая на доске. Набор приставок. 

Обсуждение выполненной работы.

Дети работают самостоятельно.

- А теперь зачитайте свои тексты. Кто записал продолжение ? Прочитайте.

-Оцените свой вклад в общее дело. Раскрасьте шарик в своей тетради.

- Ребята, дома вы выполните упр.112 из ДМ, и кто пожелает,… Подобрать по 2 слова, которые состояли бы :

  • из корня
  • из корня и суффикса
  • из корня, суффикса и приставки

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

За – нахождение по ту сторону, позади, дальше чего-либо

Вы – указывает на движение изнутри

При – доведение действия до конца, полное сближение с целью движения

Пере – направление действия через предмет

От – удаление на небольшое расстояние

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и

 самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку своей работе на уроке.

-Чем отличается приставка от суффикса?

(местом по отношению к корню)

-Может ли слово стоять из одной приставки? Почему? (ничего не называет -предмета, признака, действия).

-Что нового узнали на уроке?

-Что расскажете родителям о приставке?

- Какое задание было самым трудным для вас?

Рефлексия. 

-Наша елочка наряжена. Чего же ей не хватает?

-Выберите такой  цвет для звездочки: если у меня все получилось – красный, если  были трудности – желтый , мне было очень сложно - зеленый).

-Поднимите свои елочки и покажите ее друг другу и нашим гостям.

Дать свою оценку.

-Сейчас я прошу встать тех детей, кто поставит себе за работу на уроке отметку «5», спасибо.

- Отметку «4», спасибо,

-Поставьте отметки в дневники.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

Конспект урока "Приставка как часть слова"

конспект урока "Приставка как часть слова"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки" УМК "Школа 2100"

Урок русского языка во 2 классе. Урок  открытия нового знания по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки". УМК "Школа 2100"...

Конспект урока "Приставка как часть слова", 2 класс

Конспект урока по программе 21 века "Приставка как часть слова", 2 класс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ВО 2 КЛАССЕ Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.

Тема и номер урока в теме  Части слова. Приставка.(1 урок)   Базовый учебник  Русский язык. 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Цель  урока:...