Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01.02.15._urok_russkogo_yazyka_2_klass_kusmarova_s.n.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

 

Русский язык    2 класс

СУФФИКС

Провела: учитель начальных классов Кусмарова Светлана  Николаевна  

Тема:  Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

 

Задачи урока:

Предметные:

- формировать у учащихся практическое умение находить и выделять суффикс в словах; 

-создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей;

 -обогащать словарный запас учащихся;

 -характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник «Русский язык»  С.В. Иванова (1 часть), презентация.  

                               Ход урока.

 

 Ι. Актуализация знаний.

-Звенит звонок!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

-Проверили? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

   

– Рассмотрим картинку.

– Что вы видите в нижней части дерева?

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок? (Это суффикс.)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания.

– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое суффикс?

2. Какие бывают суффиксы?

3. Зачем в слове нужен суффикс?

 

 1. Упр. 1 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

– Найдите общую часть в словах. (-ок-)

На доске записывается: часть слова.

– Как она называется? (Суффикс.)

– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

– Где находится суффикс в словах? (После корня.)

На доске записывается: после корня.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)

Запись на доске: новые слова.

зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);

лёд – ледок (тонкий лёд);

глаз – глазок (маленький глаз);

мёд – медок (ласково о мёде).

– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?

(Уменьшительно-ласкательное.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр.1– развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

– Выделите эти суффиксы.

На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.

– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».

– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану.  

– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника стр.108.

– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

– Все ли признаки вы назвали сами?

 2. Игра «Побудь волшебником».

– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол.

Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

3. Работа в рабочей тетради.

Задание № 1, стр.68

– В каких словах есть уменьшительное значение?

– Докажите, что именно суффикс вносит это значение. (Прочитать без суффикса – тигр)

– Назовите суффикс в словах. Найдите правильный вариант ответа.

 

4. Итог урока.

У. Ребята, наш урок подошел к концу - Чему научились на уроке?

- Что вам понравилось?

- Что показалось трудным?

- Вы хорошо работали сегодня на уроке и каждый из вас получит

телеграмму. Откройте последнюю страницу вашей тетради.

Дети находят листок: Телеграмма.

Ты сегодня__________________!


У. Последнее слово телеграммы зашифровано. Хотите расшифровать его? 

У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.

У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму.

Вы сегодня действительно молодцы!

Урок окончен. Вас ждет перемена.

Деятельность учеников:

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Суффикс-значимая часть слова"

Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс-значимая часть слова" + презентация...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...