Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
01.02.15._urok_russkogo_yazyka_2_klass_kusmarova_s.n.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
СУФФИКС
Провела: учитель начальных классов Кусмарова Светлана Николаевна
Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Задачи урока:
Предметные:
- формировать у учащихся практическое умение находить и выделять суффикс в словах;
-создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей;
-обогащать словарный запас учащихся;
-характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» С.В. Иванова (1 часть), презентация.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
-Звенит звонок!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
-Проверили? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Рассмотрим картинку.
– Что вы видите в нижней части дерева?
– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)
– Что же получится? (Слово корешок).
– Что же такое -ок? (Это суффикс.)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
– Сформулируйте тему урока. (Суффикс.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
После ответов учеников на доске появляется план.
1. Что такое суффикс?
2. Какие бывают суффиксы?
3. Зачем в слове нужен суффикс?
1. Упр. 1 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.
Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.
Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.
– Найдите общую часть в словах. (-ок-)
На доске записывается: часть слова.
– Как она называется? (Суффикс.)
– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)
– Где находится суффикс в словах? (После корня.)
На доске записывается: после корня.
– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)
– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)
Запись на доске: новые слова.
зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);
лёд – ледок (тонкий лёд);
глаз – глазок (маленький глаз);
мёд – медок (ласково о мёде).
– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?
(Уменьшительно-ласкательное.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр.1– развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.
– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)
– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)
– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)
– Выделите эти суффиксы.
На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.
– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)
– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)
На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».
– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану.
– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника стр.108.
– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)
– Все ли признаки вы назвали сами?
2. Игра «Побудь волшебником».
– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол.
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа в рабочей тетради.
Задание № 1, стр.68
– В каких словах есть уменьшительное значение?
– Докажите, что именно суффикс вносит это значение. (Прочитать без суффикса – тигр)
– Назовите суффикс в словах. Найдите правильный вариант ответа.
4. Итог урока.
У. Ребята, наш урок подошел к концу - Чему научились на уроке?
- Что вам понравилось?
- Что показалось трудным?
- Вы хорошо работали сегодня на уроке и каждый из вас получит
телеграмму. Откройте последнюю страницу вашей тетради.
Дети находят листок: Телеграмма.
Ты сегодня__________________!
У. Последнее слово телеграммы зашифровано. Хотите расшифровать его?
У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.
У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму.
Вы сегодня действительно молодцы!
Урок окончен. Вас ждет перемена.
Деятельность учеников:
– Выделять суффикс в доступных словах.
– Характеризовать роль суффикса в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью суффиксов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"
Тема и номер урока в теме Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть . 1....
Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")
Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....
Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Суффикс-значимая часть слова"
Конспект урока по русскому языку по теме "Суффикс-значимая часть слова" + презентация...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....