Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Тушинская Тамара Владимировна

Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Весёлая грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, предназначена для учащихся 2-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kursu_vesyolaya_grammatika.docx60.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

предметно-ориентированного  курса «Весёлая грамматика»

для 2 класса начального общего образования

(предмет, класс и т.п.)

Тушинской Тамары Владимировны

(Ф.И.О., категория)

п.г.т. Уренгой

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа предметно-ориентированного курса «Весёлая грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, предназначена для  учащихся 2-х классов.

Актуальность программы курса «Веселая грамматика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке.

Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель:

формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (второй год обучения в общеобразовательной школе). Рабочая программа по курсу «Веселая грамматика» предназначена для учащихся 2б класса.

Особенности организации учебного процесса:

  • выполнение различных упражнений;
  • оформление газет;
  • участие в олимпиаде по русскому языку;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.
  • Используемые методы обучения:
  • - по источнику знаний:
  • - практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • - наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • - словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • - работа с книгой: чтение, цитирование, составление плана;
  • - видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль;
  • - по типу познавательной деятельности
  • - объяснительно-иллюстративные методы;
  • - репродуктивные;
  • - методы проблемного изложения;
  • - частично поисковые методы;
  • - исследовательские.
  • - по дидактическим целям:
  • - методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • - методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
  •  Используемые  технологии:
  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  1. Общая характеристика предметно-ориентированного курса

В ходе освоения курса «Веселая грамматика» формируются связанные с информационной  культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий

(познавательных действий), относящихся:

-к фонетики (дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети произносят звуки, слушают звучащее слово, соотносят произношение и написание, делают слого-звуковой и звуко - буквенный анализ слов.)

- к орфографической зоркости (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

- к лексической работы ( наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.)

- к морфологии (второклассники закрепляют представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях; о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.)

- к синтаксическим понятиям (пишут и пунктуационно оформляют простые предложения, читают и произносят предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов идёт целенаправленное формирование правильной читательской деятельности.)

III. Место предметно-ориентированного курса в учебном плане

На изучение предметно-ориентированного курса «Веселая грамматика» во 2б  классе начальной школы при пятидневной учебной неделе отводится 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в год. Фактическое количество часов 28 часов.

ΙV. Описание ценностных ориентиров в содержании данного курса

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

предметно-ориентированного курса

Личностные результаты:
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

– делить слова на части для переноса;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

- видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

- писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении;

– составлять предложения из слов, предложенных на заданную тему.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

V. Содержание учебного предмета

Волшебная страна «Фонетика» (12часов)

 Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв? Анкетирование. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”. Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания. Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются . Игра – сказка “Пропавшие имена”. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”.

Волшебная страна «Грамматика» (8 часов)

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Добрый “волшебник” - Ударение. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

В стране «Слов» (3 часа)

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”. Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить? Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

В гостях у частей речи(6часов)

Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное””. Приключения в стране “Имя существительное”. Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

Упражнения для закрепления (5 часов)

Легкие головоломки. Технология составление головоломок. Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. Играем в загадки. Технология составления загадок. Праздничный урок «Путешествие не заканчивается…»


VI. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока

Характеристика деятельности учащихся

Волшебная страна «Фонетика» (12 ч)

1

Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Можно ли писать без букв

1

06.10

Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информации. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией. Умение высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания.

2

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Игры “Расколдуй слово”, “Да-нет”.

1

13.10

3

Удивительные звуки. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Тест на развитие слухового внимания.

1

20.10

4

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку”. Игра “Найди пару”.

1

27.10

5

Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются Игра – сказка “Пропавшие имена”.

1

10.11

6

Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. Викторина “Интересные буквы и звуки”

1

17.11

7

Грамматическое домино”.

1

24.11

8-9

Шипящие согласные. Игра “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)”

2/1

01.12

10

Легкие головоломки. Технология составление головоломок.

1

08.12

11

Слог. Игра “Собери слово”. Перенос слов. Правила переноса.

1

15.12

12

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении.

1

22.12

Волшебная страна «Грамматика» (8 часов)

13

«Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

1

29.12

Строить сообщения в устной и письменной форме

составлять простой план. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных

задач и при работе со знаковой информацией.

Принимать и сохранять учебную задачу;  планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; Уметь работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей).

14

Играем в загадки. Технология составления загадок.

1

12.01

15

Добрый “волшебник” – Ударение. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения. Игры “Помоги Незнайке”, “Удивительные превращения”

16-17

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

2/1

19.01

18

Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник.

1

26.01

19

Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака.

            1

        

02.02

20

Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака.

В стране «Слов» (3 часа)

21

Крылатые слова и выражения, происхождение слов.

1

09.02

Работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника, а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям. Умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение.

Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

22

Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. Игра “Лишнее слово”

1

16.02

23

Звонкие и глухие “двойняшки”. В стране “Двойняшек” (парные согласные на конце слов)

1

01.03

В гостях у частей речи(6часов)

24

Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.

1

15.03

Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения. Высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала;  находить в языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

25

Приключения в стране “Имя существительное”.

1

22.03

26

Приключения в стране “Имя прилагательное”.

1

29.03

27-28

Дружба имени существительного с прилагательным

2/1

12.04

29

Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол!

1

19.04

Упражнения для закрепления (5 часов)

30

Сколько слов Вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву …”

1

26.04

Выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии).

Планировать свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям;  контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

31

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

1

10.05

32-33

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов.

2/1

17.05

34

Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.

1

24.05


VII.Перечень материально- технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование класса

  1. Классная доска.
  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  3. Рабочее место учителя.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
  5. Настенные стенды для размещения информации.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Принтер струйный.
  5. Документ-камера.
  6. Индивидуальные ученические нетбуки.
  7. Ноутбук учителя.        

Печатные пособия

  1. Русский язык. 2 класс. Комплект таблиц для начальной школы.
  2. Рисунки, схемы, схематические рисунки.
  3. Раздаточный материал.
  4. Настольные развивающие игры.
  5. Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
  6. Подборка методических материалов для учителя.

Натуральные объекты        

  1. Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.

Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)

  1. Тим и Тома в Африке. Особенности программы: отработка наиболее важных тем школьной программы по русскому языку (синтаксический разбор предложения; правописание (чередования и-е, з-с и о-е); морфология).
  2. Электронное приложение к учебнику.
  3. Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
  4. Подборка презентаций к урокам русского языка.
  5. Подборка физминуток для проведения на уроках.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
  5. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru
  6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
  7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed
  8. Сайт ОМ «Школа России». – Режим доступа: http//www.school-russia.ru.

VIII. Формы и средства контроля

Особенности контроля тесно связаны с построением курса русского языка. Основные принципы отбора содержания и его методического построения: дифференцированный подход к изучению русского языка (созданий условий для выбора заданий, посильных для учащихся); разноуровневость обучения с учётом индивидуальных особенностей школьников (при единой познавательной  цели языковой материал различается разной ступенью трудности); обеспечение предпосылок для личносто-ориентированного обучения (к достижению единой цели учащиеся идут разными, индивидуальными путями). Этими методическими идеями обусловлены принципы контролирующе-оценочной деятельности:

  • Принцип «блокового» контроля – все письменные работы по русскому языку рекомендуется проводить по блокам.
  • Принцип дифференциации
  • Принцип выбора – наличие в контрольных работах дополнительных заданий ставит ученика в ситуацию выбора: получить или не получить дополнительную оценку, попробовав свои силы при выполнении нестандартных творческих заданий.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводятся в форме письменных работ: контрольных работ (текущих, итоговых), тестовых заданий; диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества письма и речи

Учащиеся должны:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.

IX. Список литературы

Литература для учащихся

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г.  Русский язык. Учебник. 2 класс.  В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012, 2014.
  2. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  2 класс.  В 2 ч.  -  М.: Просвещение, 2014.

Пособия для учителя

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. – М.: Астрель, 2006.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Диктанты. 1 – 4 классы/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  9. Игнатьева Т.В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя/ Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова. – М.: Дрофа, 1999.
  10. Как проектировать
  11. универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. –Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс/ Сост. В.А. Синякова. – М.: ВАКО, 2014.
  14. Максимчук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы: Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995.
  15. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.
  16. Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009.
  17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010.
  18. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку  2 класс. М.:ВАКО 2012.
  19. Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку. – М.: АСТ: Премьера, 2004.
  20. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа по математике для 3 класса (8 вид)

Пояснительная записка            Рабочая программа по  математике  для 3 класса  составлена на основе программы специальных (корре...

Программа предметно -ориентированного курса "К тайнам слова: занимательная лексика" для 3 класса

Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика» разработана для учащихся начального общего образования в соответствии с требованиями Федера...

Программа предметно -ориентированного курса "Велёлая грамматика" для 4 класса

Рабочая программа предметно-ориентированного курса по русскому языку «Веселая грамматика» предназначена для расширения знаний по курсу «Русский язык». Данная программа является актуальной на сегодняшн...

Рабочая программа предметно-ориентированного курса "Весёлая грамматика"

Рабочая программа предметно-ориентированного курса "Весёлая грамматика" предназначена для расширения знаний по курсу "Русский язык"...

Рабочая программа предметно – ориентированного курса по математике «Почемучки» для 3 класса начального общего образования

Представлена Рабочая программа для дополнительных занятий по математике для 3 класса...

Рабочая программа по курсу Предметно-практические действия 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образован

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.Задачи:- знакомство с различными материалами и предметами;- формирование приемов элеме...