Урок русского языка в 3 классе. Тема: Качественные имена прилагательные.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Парыгин Данил Сергеевич
Сценарий урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа XXI века" на тему "Качественные имена прилагательные". Цели: ознакомить учащихся со значением имен прилагательных; учить сравнивать признаки предмета; рассмотреть степени сравнения имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilagatelnye.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Качественные имена прилагательные.

Цели: ознакомить учащихся со значением имен прилагательных; учить сравнивать признаки предмета; рассмотреть степени сравнения имен прилагательных.

Ход урока.

Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте удачи сегодня на уроке.

Прежде чем мы переедем к основной теме нашего урока, ответьте на вопрос, с какими частями речи вы знакомы?

А теперь определите тему сегодняшнего урока. Слушайте внимательно!

Я имя ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

Его называют еще… (прилагательное).

Совершенно верно, сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с частью речи – имя прилагательное.

А что мы знаем об имени прилагательном?

Что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Может ли менять форму? От какой части речи это зависит?

Каким членом предложения является?

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, сегодня 25 апреля, классная работа.

Минутка чистописания. Подготовим руки к письму.

Две веселые лягушки (руки в кулачок)

Ни минутки не сидят (прыгают кулачки).

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят (резко выпрямить пальцы).

Посмотрите на доску (на доске записаны буквосочетания)

ый ий ой ая яя ое ее ые ие

Что вы можете сказать об этих буквосочетаниях? (окончания имен прилагательных)

Запишите их до конца строки. Найдите самое красивое и удачное написание и подчеркните его.

Повторяем пройденный материал.

Посмотрите на доску. Ваша задача выписать слова, в которых пропущено окончание –и.

На картин.., в арми.., от деревн.., в задач.., в истори.., о фамили.., на улиц.., о звер.., в лагер.., у лошад.., в энциклопеди…

Скажите, какие правила вам помогут верно, выполнить задание (правописание окончаний имен существительных).

Проверка и доказательство.

Ребята, послушайте, я назову вам некое существо, а вы догадайтесь, кто это? ИНОСТРАНЦЕВИЯ. Догадались? Можете его представить? Почему? Правильно, сам предмет назван, но не названы его свойства.

А теперь послушайте: огромный, темно-серый, толстокожий, хоботоносный, толстоногий…

Догадались? Кто это?(слон) А как вы догадались?

Вот видите, перечисления постоянных свойств оказалось достаточно, чтобы узнать предмет. Такие слова характеризуют признаки существительных. Что бы мы ни делали, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его.

Ребята, скажите, при описании слона, что мы описывали? Его качества.

Вспомнив первый урок, посвященный теме имени прилагательное, мы говорили о том, что мы узнаем, что такое качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Вы догадались, с какими именами прилагательными мы будем знакомиться сегодня на уроке? (с качественными именами прилагательными)

Поставим перед собой цели:

Научиться находить и различать качественные имена прилагательные.

Сравнивать признаки предметов.

Посмотрите на доску, вы видите, два внешне похожих дома. Прав я? Если я скажу, что первый дом высокий. Что можно сказать о втором доме? (что он еще выше).

Итак, если вы хотите сравнить два дома по признаку высоты,  вы скажите (первый дом высокий, а второй – еще выше)

Сравните две ленты по признаку ширины. Что вы скажите? (первая лента широкая, а вторая – еще шире)

Сравните два слона по размеру. Что вы скажите? (первый слон большой, а второй – еще больше)

Посмотрите на доску. Выпишите те группы слов, в которых сравнивается один и тот же признак предмета? (обсуждаем вместе)

  1. (лес) густой – гуще, чем – самый густой.
  2. (лес) березовый – еловый – сосновый.
  3. (пирог) вкусный – более вкусный – вкуснейший
  4. (пирог) яблочный – сливовый – клубничный
  5. (голос) громкий – громче, чем – самый громкий
  6. (голос) звонкий – красивый – нежный.

Запишите эти группы слов.

Ребята, вы убедились, что качественные имена прилагательные имеют степени сравнения? Прочитаем это в учебнике. И откроем очередную тайну русского языка. Страница 94-95.

Сейчас я предлагаю вам, доказать, что качественные прилагательные действительно называют такой признак, который проявляется в большей или меньшей степени. Выберите из предложенных имен прилагательных только качественные (быстрый, пассажирский, дачный, тихий, горячий, виноградный, широкий, каменный).

Назовите качественные имена прилагательные (быстрый, тихий, горячий, широкий).

Назовите те, которые вы не выписали (пассажирский, дачный, виноградный, каменный). Почему вы не выбрали их? (потому что нельзя сказать самый дачный и так далее).

У нас в учебнике на странице 95 есть подсказка. Прочитайте ее. Итак, как легко найти качественные имена прилагательные? (подставлять слова более, менее, самый)

А сейчас ваша задача из предложенных слов составить предложение.

Солнце, над, лесом, поднимается, летнее, густым, утром.

Утром над густым лесом поднимается летнее солнце.

Найдите в этом предложении качественное имя прилагательное. Докажите свой выбор.

Разберем предложение по членам предложения.

Упражнение 2 на странице 94 выполняем коллективно. Выберите правильный ответ (в предложениях сравниваются признаки предметов) Какие слова указывают на сравнение? (высокие – выше, широкая – шире,  глубокое – глубже).

Вернемся к целям нашего урока. Скажите, достигли ли мы их?

Подведем итог:

Я научился…

Я понял(а), что…

Было трудно…

Было интересно…

Хочу похвалить…

Спасибо за урок! Мен с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы попробуйте найти имена прилагательные.

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Не скажем мы – прекрасное,

Не скажем – безобразное,

Не скажем маме милая,

Красивая, любимая,

Отцу, и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало,

Разным признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 4 класс. Тема:"Изменение имен прилагательных по падежам".

Урок русского языка. Изменение по падежам имен прилагательных....

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных.

ТЕМА: Имя прилагательное. Значение имен прилагательных....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...