Урок - игра "В гости к словарям"
план-конспект по русскому языку на тему

Куницына Елена Сергеевна

Урок - игра "В гости к словарям" с презентацией предназначен для урочной и внеурочной деятельности по русскому языку  в начальной школе. Цель урока: совершенствование и закрепление знаний о словарях русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Урок - игра "В гости к словарям"699.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Пречистенская СШ Духовщинского района Смоленской области

Конспект урока – игры

Подготовила учитель начальных классов

     Куницына Е.С.

Оборудование:

  • Выставка словарей русского языка (толковый, орфографический, синонимов, фразеологический, орфоэпический)
  • Карточки с заданиями в цветных конвертах
  • Фразеологизмы (фразеологические обороты) в картинках
  • Листы А4,
  • Ручки ученические
  • Бейджик настольный  для команды
  • Маршрутный лист команды  
  • Лоты с цифрами 1 и 2
  • Мультимедийная установка

Цель: совершенствование и закрепление знаний о словарях русского языка

 Задачи:

  • повысить орфографическую зоркость:
  • обогатить  словарный запас,
  • развивать речь,
  • активизировать внимание детей,
  • расширить  кругозор,
  • прививать  интерес к предмету,
  • развивать творческую фантазию,
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока – игры

Ведущий (Учитель)  Сегодня , ребята, у нас не совсем обычный урок. Пройдет он  в форме командно-конкурсной игры.  Для этого необходимо:

  1. разделиться на _ команды;
  2. выбрать капитанов команд;
  3. дать название команды буквой алфавита.

Тему игры помогут  определить  капитаны  команд в разминке

Приглашаем капитанов  к столу (на столе лоты с цифрами)

Разминка ( презентация, слайды – 2 - 15)

Выбери верный ответ:

  1. Отопки – это несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
  2. Книгочей – это любитель чтения или библиотекарь?
  3. Пыльник – это пылесос или лёгкое летнее пальто?
  4. Вертун – это вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
  5. Весёлка – это смешливая девчонка или лопатка для размешивания жидкого теста?
  6. Катанки – это санки или валенки? 
  7. Каракуль -  это ценный мех или непонятная запись?
  8. Светёлка – это лампа или небольшая комната?
  9. Сирый – это волк или сирота?
  10. Армяк – это житель Армении или крестьянская одежда?
  11. Хмарь – это темнота, пелена тумана или преступник?
  12. Тараторка – это тот, кто много говорит или сорока?
  13. Тамтам – это домовой или музыкальный инструмент?
  14. Сушняк – это засохшие деревья жаркая, сухая погода?
  15. Карла – это ворона или человек маленького роста?
  16. Балдахин – это высокая шапка или нарядный навес из ткани над троном?
  17. Чуни – лапти или дома чукчей?
  18. Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?

Подведение итогов жюри.

-Уважаемые капитаны, легко ли было определить значение слов?

-Как вы считаете, что  помогло бы  вашим капитанам в определении значений слов?

-Правильно, СЛОВАРЬ

-Какова же тема нашей сегодняшней игры?

-Вы правы, НАШИ НЕЗАМЕНИМЫЕ ПОМОЩНИКИ – СЛОВАРИ слайд 16

(открываем выставку словарей).

-Что такое словарь?

 Названия всего, что есть в мире, вместили словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». Слайд 17

-Ребята, а какие словари русского языка вам известны?

-В каких случаях словари приходят вам на помощь?

- С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

(просмотр выставки)

-Но прежде чем начать знакомство, мы вспомним с вами правила работы со словарем

Памятка (на столах)  

Памятка работы со словарём. Слайд18

  1. Прочитай слово.
  2. Определи, на какую букву оно начинается.
  3. Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
  4. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

Первый гостеприимный словарь – толковый.  

Сообщение уч – ся:

           толковый словарь..

  • дает лексическое значение слова,
  •  определяет часть речи,
  •  помогает подобрать однокоренные слова

Впервые  появился на свет в XIII веке. Древние рукописи снабжались небольшими списками слов с толкованиями. В XVI-XVII веках создавались рукописные словари, которые назывались “Азбуковниками”, Алфавитами”, а позднее - “Лексиконами”.

 Впервые такое определение дал словарю Владимир Иванович Даль. Всем известен «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира  Даля , на составление которого ушло 53 года. Слайд 19

Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, дорога.

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…

Ведущий: А что означает слово “язык ? Найдите  в толковом словаре

Итак ,задание в желтом конверте

Составьте предложения, в которых бы слово “язык” имело разные значения. Толковый словарь, к вашим услугам!

Подведение итогов.

Ведущий: Орфографический словарь…

Что это за словарь? Словарь, содержащий перечень слов в их нормативном (правильном) написании.

Орфографический словарь  дает вашим группам задание  в розовом конверте :

Кто быстрее найдет слова в словаре и вставит пропущенные буквы.

Ван.лин

(В)дребезги

К.мо́рка

М.рм.ла́д

Ст.м.толог

Листки сдать жюри. Проверка по  слайду 20

Подведение итогов

Ведущий  Словарь синонимов

Вы теперь все  слова  сможете  растолковать. Я начинаю вас побаиваться. Опасаться, пугаться, робеть перед вами , трусить, страшиться, трепетать, дрожать от страха. …Кто заметил особенность в моей речи?

-Какие слова я употребила?

-Что такое синонимы?

Подберите в стихотворении  синонимы к слову «ПРОМЕЖУТОК»:

Простое слово «ПРОМЕЖУТОК»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все ………………….

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ……………….

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ………………..

После уроков непременно

Нужна ребятам ………………

(Антракт, перерыв, передышка, перемена)

Задание в синем конверте : устраните речевые недочеты

 Слайд 21

Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.

- В кино, - сказал Вася.

- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.

- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.

- Ура! – сказал Саша.

- Ура-а-а! – сказали оба.

Сдаем листочки жюри. Проверяем. Подведение итогов

Ведущий    Фразеологический словарь: 

В нем  даны толкования значений устойчивых словосочетаний, различные формы употребления фразеологизмов, их синонимы, антонимы, происхождение.

Задание от фразеологического словаря в зеленом конверте: расшифруйте данные вам устойчивые словосочетания ,изображенные на картинках

Подписать под картинкой, сдать жюри

В заключение, мы отправляемся в гости к орфоэпическому словарю. Орфоэпия – правильное произношение звуков и слов в русском языке Произносительные нормы русского языка сложились исторически. Это был длительный процесс. Впервые произносительные нормы русского языка зафиксировал М.В. Ломоносов.   Слайд 22

Задание в  белом конверте:  запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.

Лей - _______________

Шей - ______________

Шёл - ______________

Лёд _____________

Листки сдать жюри. Проверка по  слайду 23

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому нужно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их словарные статьи.

И в заключение нашей игры хотелось бы напомнить вам о важности русского языка Выступление чтецов:

Родной  язык!
Он  с  детства  мне  знаком,
На   нем  впервые  я  сказала  «мама»,
На  нем   клялась  я  в  верности  упрямой
И  каждый  вздох  понятен  мне  на  нём.

Родной  язык!
Он  дорог мне,  он  мой,
На  нем  ветра  в  предгорьях  наших  свищут,
На  нем   впервые  довелось  услышать
Мне  лепет  птиц  зеленою  весной.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Подведение итогов игры. Награждение.

Использованные ресурсы:

https://infourok.ru/olimpiadnie-zadaniya-s-otvetami-dlya-nachalnih-klassov-1570904.html

https://www.google.ru/search?q=фразеологизмы+в+картинках+с+пояснениями

 http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-rodnom-yazyke/

https://www.google.ru/search?q