Сочетательное свойство сложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иващенко Татьяна Алексеевна

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема: Сочетательное свойство умножения

Цели:

сформировать представления о сочетатьетельном свойстве умножения;

способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

развивать мотивы учебной деятельности, навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

воспитывать интерес к учебному предмету, самостоятельность.

Планируемые результаты:

предметные УУД: уметь формулировать сочетательное свойство умножения, использовать его при выполнении вычислений

личностные УУД: уметь проявлять этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.

метапредметные УУД:

регулятивные УУД: уметь

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

познавательные УУД: уметь

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема).

перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать  и  группировать факты,  делать выводы на основе обобщения   знаний.

коммуникативные УУД: уметь

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochetatelnoe_svoystvo_slozheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа 21 века» ( Н.Ф. Виноградова)

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения  новых элементов.

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема: Сочетательное свойство умножения

Цели:

сформировать представления о сочетатьетельном свойстве умножения;

способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

развивать мотивы учебной деятельности, навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;

воспитывать интерес к учебному предмету, самостоятельность.

Планируемые результаты:

предметные УУД: уметь формулировать сочетательное свойство умножения, использовать его при выполнении вычислений

личностные УУД: уметь проявлять этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.

метапредметные УУД:

регулятивные УУД: уметь

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

познавательные УУД: уметь

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема).

перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать  и  группировать факты,  делать выводы на основе обобщения   знаний.

коммуникативные УУД: уметь

доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения:

по источнику знаний: системно-деятельностный, информативный , словесный, практический;

по уровню познавательной активности: наблюдение, частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, сравнительный.

Оборудование:

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: учебник. 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014

сигнальные карточки (листья) красного. жёлтого, зелёного цвета, дерево настроения, мультимедийный проектор, компьютер, презентации к уроку «Устный счёт», «Самостоятельная работа», раздаточный материал  (опорные карты-схемы для решения задачи), карточки-схемы «Свойства сложения и умножения», карты для индивидуальной работы с геометрическим материалом, электронный тесты  №5 для индивидуальной работы.

Ход познания – «от учеников». Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

  1. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут)
  2. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все)
  3. Сколько учеников получили оценки (должны все)
  4. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут)
  5. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено)
  6. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено)
  7. Соответствует ли объем домашнего задания норме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались с гостями учтиво,

Тихо сели, спины прямо.

Все тихонечко вздохнём

И урок мы свой начнём!

Проверьте готовность.

Ручки, книжки и тетрадки

Всё у вас лежит в порядке.

Начинаем урок  математики. Желаю всем хорошего настроения. Именно хорошее настроение – успех в любой работе.

Откройте тетради. Запишите дату урока, классная работа.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Улыбка друг другу и пожелание хорошего настроения.

Открыли тетради, записали:

14 ноября

Классная работа

Мотивационная готовность к учебной деятельности.

регулятивные УУД личностные УУД

2. Этап актуализации и постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны математики. Ведь математика – это царица наук.

Устный счёт (СЛАЙДЫ 1-8)

1.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (5х10=50)

2.Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (24:3=8)

3.Сколько на рисунке треугольников? (5)

4. Сколько сотен содержится в 48 десятках?  (4)

5.Доску длиной 4 метра распилили на части по 1 метру. Чтобы отпилить 1 метр доски нужно 5 минут. За сколько времени можно распилить всю доску? (5х3=15)

6.Сколько нулей в одном миллиарде? (1000000000 – 9).

**********************************

Посмотрите на примеры.

Как называют числа при сложении?

Как называют компоненты умножения?

Игра «ПАЗЛЫ» Разделите примеры на 3 столбика. Как? Объясните, почему? (3человека у доски)

1)700+800=800+700; 640+260=260+640

2) 5х20=20х5;   90х40=40х90

3) (400+80)+20=400+(80+20);

     272+(28+691)=(272+28)+691

Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы. Выбирают вариант ответа. Аргументирует решение.

5х10=50

24:3=8

5 треугольников

480 =4сот. 8дес.0ед.

5х3=15

9

Молодцы! С устным   счётом справились!

Принимают учебную задачу.

Отвечают на вопросы.

При сложении: слагаемое, слагаемое, сумма.

При умножении: множитель, множитель, произведение.

1) a+b=b+a

Переместительное свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не меняется.

Устно ответы: 1500,  900

2) aхb=bхa

Переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение  не меняется.

Устно ответы: 100,    3600

3) a+(b+c)=(a+b)+c

Сочетательное свойство сложения: чтобы к сумме двух числ прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

Устно ответы: 500,   991

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Учиться участвовать в диалоге. Стремиться к точному выражению собственных мыслей.

познавательные УУД

коммуникативные УУД

предметные УУД

личностные УУД

3. Этап выявления места и причины затруднения

«Мозговой штурм».

Коллективная работа.

 «Мозговой штурм»

Какой пример остался? Почему?

 (8х25)х4=8х(25х4)

Коллективная работа.

Отвечают на вопросы. Решают пример.

(8х25)х4=8х(25х4)=800

На какое свойство похоже?

познавательные УУД

коммуникативные УУД

предметные УУД

личностные УУД

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Как можно назвать это свойство?

Сформулируйте сочетательное свойство умножения.

Попробуйте сформулировать тему урока.

Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

Сочетательное свойство умножения: чтобы произведение двух чисел умножить на  третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.

Тема: Сочетательное свойство умножения.

Будем учиться  формулировать сочетательное свойство умножения, использовать его при выполнении вычислений при решении примеров и задач.

познавательные УУД

коммуникативные УУД

предметные УУД

личностные УУД

5.Этап реализации построенного проекта.

Что мы будем использовать в работе?

Используя буквы, запишите сочетательное свойство умножения  в обобщённом виде.

Сравните свою записью с записью учебника на странице 89.

Работа с учебником стр.89

Работа с учебником, в тетради, в парах, группах.

Составляют запись на доске и в тетрадях.

(aхb)хc=aх(bхc)

Читают правило в учебнике.

Сочетательное свойство умножения: чтобы произведение двух чисел умножить на  третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.

познавательные УУД

коммуникативные УУД

предметные УУД

личностные УУД

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах

Работа с учебником стр.90 №8

Используя сочетательное свойство умножения, запишите выражения, равные данным.

1 группа -  (12х4)х5

2 группа -  25х(8х3)

3 группа -  (8хХ)х3

4 группа -  (100х7)хМ

Записывают самостоятельно. Проговаривают  правило.

(4 ученика – у доски)

 (12х4)х5=12х(4х5)=240

25х(8х3)=(25х8)х3=600

Как запишем решение? Почему? Вычислить  значение выражения с переменной нельзя. Можно только упростить.

(8хХ)х3=8х(Хх3)=24хХ

(100х7)хМ=100х(7хМ)=700хМ

Самопроверка по эталону на доске.

познавательные УУД

коммуникативные УУД

предметные УУД

личностные УУД

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Самостоятельная работа.

Работа с учебником стр.90 №9

Не переставляя множители, вычислите значение выражения двумя способами. 8х7х10

Работа с учебником стр.90 №10

Группируя множители удобным способом, вычислите произведение.

9х15х2

50х4х3

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Решают  в тетрадях. Работа в парах.

8х7х10=8х(7х10)=560

8х7х10=(8х7)х10=560

Самопроверка по эталону.

 (СЛАЙДЫ 1-2)

Записывают самостоятельно.

 Работа в парах.Взаимопроверка.

9х15х2=9х(15х2)=270

50х4х3=(50х4)х3=600

(СЛАЙД 3)

Умение осуществлять сотрудничество со сверстниками.

предметные УУД

личностные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

Осуществлять и использовать полученные знания в процессе взаимоконтроля.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Работа в группах

Работа с учебником стр.91  Задача №16

Прочитайте задачу.Что известо? Что требуется узнать? Решите задачу двумя способами.

За месяц в магазине продали 5 ящиков чая. В каждом ящике было 8 коробок, а в каждой коробке 16 пачек чая. Сколько пачек чая продали в магазине?

Работа с геометрическим материалом.

Начертите прямоугольник со сторонами 6см и 4 см. Вычислите  периметр и площадь прямоугольника.

Индивидуальная работа для детей с повышенной мотивацией.

Начертите прямоугольник со сторонами 65мм и 35мм. Вычислите периметр и площадь.

Индивидуальная работа для детей с повышенной мотивацией.

Электронный тест №5. Работа с компьютером.  (1 ученик)

Работа в группах с опорными карточками-схемами

Отвечают на вопросы. Записывают условие коллективно с опорной картой-схемой.

*ящ. по *к.                     5 ящ. по 8 к.

В 1к. по *п.                    В 1к. по 16 п.

Всего -*п.                       Всего-?п.

Работают в группах – рядах. 1 группа – Качурин А., 2 группа – Устинов А., 3 группа – Зотов З.

(5х8)х16=640 (п.) - продали

Ответ: 640 пачек чая продали

(СЛАЙДЫ 4-5) Самопроверка по эталону

1 способ

1)8х5=40(к.) –продали

2)16х40=640(п.) –продали

Ответ: 640 пачек чая продали

2 способ

1)16х8=128(п.) – в 1 ящике

2)128х5=640(п.)–продали

Ответ: 640 пачек чая продали

Решают задачу самостоятельно

Длина-6см

Ширина-4см

Периметр-?

Площадь-?

1)(6+4)х2=20(см)-периметр

2)6х4=24(кв.см)-площадь

Длина -65мм

Ширина -35мм

Периметр - ?

Площадь - ?

1)65х35=2275(мм)-площадь

2)(65+35)х2=200(мм) –периметр

Электронный тест №5. Работа с компьютером.  (1 ученик)

Исследовать и устанавливать причинно-следственные связи.

Овладевать навыками сотрудничества при работе в парах.

предметные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

личностные УУД

Исследовать и устанавливать причинно-следственные связи.

предметные УУД

коммуникативные УУД

познавательные УУД

личностные УУД

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 

Рефлексия эмоциональная.

Оценка успешности. Цветотехника.

-Чему вы научились на уроке?

                                                     знаю

Расскажите по схеме:       Я запомнил

                                                    смог
Какие тайны математики открылись сегодня  для вас?

Какая работа вызвала затруднение?

Ребята, поднимите сигнальную карточку нужного цвета, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

красный – было трудно, не понял,

жёлтый – было слишком  легко,

зелёный – было трудно, интересно, понял.

Прикрепите листья на дерево настроения.

На улице осень, а наше дерево с зелёными листочками, оно радуется тому, что вам на уроке было интересно, все поняли новое свойство умножения..

Выставление оценок. Самооценивание.

Какую оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Обоснуйте.

Домашнее задание: У. стр.89 правило

                                     У. стр. 90 №14,

 по выбору:

1)У. стр. 92 задание на смекалку №20

2)У. стр.92 задача 23 (скорость, время, расстояние – составная задача)

Спасибо за урок!

Оценка успешности.

Цветотехника.

Называют сочетательное свойство умножения.

aх(bхc)=aх(bхc)

Сочетательное свойство умножения: чтобы произведение двух числ умножить на  третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.

Называют нормы оценок.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Записывают домашнее задание.

Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

регулятивные УУД

личностные УУД предметные УУД

коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сочетательное свойство сложения"

В презентации дается материал, для объяснения сочетательного сложения в младших классах...

Сочетательное свойство сложения.

Урок изучения нового материала по математике в 3 классе по теме "Сочетательное свойство сложения".  Использована интерактивная доска. УМК " Начальная школа 21 века". Подходит для других рабочих п...

Урок математики «Сочетательное свойство сложения».

Урок ознакомления по математике в 3 классе с сочетательным свойством сложения....

Сочетательное свойство сложения.

Данная презентация предназначена для объяснения нового материала....

Сочетательное свойство сложения

Презентация для 2 класса....

Сочетательное свойство сложения (конспект урока по математике)

Конспект урока по математике , 2 класс, начальная школа "Сочетательное свойство сложения"...