Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иващенко Татьяна Алексеевна

Тип урока: закрепление

 

Тема урока: «Упражнения в написании слов с жи, ши. Развитие орфографических умений»

 

Цели урока: - научить писать слова с жи, ши  в сильной позиции;

                     - учить пользоваться орфографическим словарём.

 

Планируемые результаты:

- каждый ребёнок научится писать слова с жи, ши под ударением;

- научатся использовать орфографический  словарь в случаях, когда жи, ши находятся в безударных проверяемой и непроверяемой позициях.

 

Оборудование:  «Орфографические словарики» П.А.Грушникова (каждому ученику), учебник «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванов, А. Е. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тип урока: закрепление

Тема урока: «Упражнения в написании слов с жи, ши. Развитие орфографических умений»

Цели урока: - научить писать слова с жи, ши  в сильной позиции;

                     - учить пользоваться орфографическим словарём.

Планируемые результаты:

- каждый ребёнок научится писать слова с жи, ши под ударением;

- научатся использовать орфографический  словарь в случаях, когда жи, ши находятся в безударных проверяемой и непроверяемой позициях.

Оборудование:  «Орфографические словарики» П.А.Грушникова (каждому ученику), учебник «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванов, А. Е. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.

Ход урока.

Организационный момент (2-3 минуты)

- Проверьте свою готовность к уроку по критериям  1) на столе - учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник, листы с моими заданиями, орфографический словарь; 2) вы стоите ровно возле своего рабочего места, 3) вы молчите).

Регулятивные

1. Организация рабочего места.

- Я проверяю готовность каждого ряда, оцениваю знаком «плюс», «полуплюс», «минус». (Фиксирую на доске)

- Откройте тетради, запишите дату, вид работы.

- В течение урока вы будете иметь возможность получить отметку, но для этого надо накопить баллы. На доске вы видите соответствие баллов отметке. На полях в тетради вы будете ставить чёрточки простым карандашом, 1 чёрточка – 1 балл.  (На доске записано:

13-15 баллов – «5»

10-12 баллов – «4»

7-9 баллов – «3»)

- Есть ли вопросы по организации нашей работы? Желаю всем вам успехов.

Актуализация опорных знаний (4-5 минут)

Работа в парах.

На доске появляются 3 вопроса с началами ответов:

-Что такое орфограмма?

Орфограмма – это……

-Как подчёркивается орфограмма?

Орфограмма подчёркивается…….

-С какой орфограммой познакомились на предыдущих уроках?

Я познакомился с……….

- Что вы видите? (Вопросы, предложения)

- Сколько вопросов вы видите? (Три)

- Прочитайте вполголоса.

- Вслух прочитает ….

- Где можно найти точные ответы на эти вопросы? (В учебнике)

- Задайте в парах друг другу эти вопросы.

- Первый вариант, сначала вы задаёте эти вопросы по одному своему товарищу, проверяете ответы товарища на листочке, который у вас на столе. Второй вариант, вы  – отвечаете. Затем меняетесь ролями. Если кто-то затрудняется, то пусть вам поможет товарищ.  Оцените товарища. За каждый правильный ответ поставьте по 1 баллу. (Дети на полях выставляют баллы). Выполняете задание в течение 3 минут. Кто будет готов, покажите жестом.

Дети работают в парах.

- Кто готов на примере одного вопроса показать, как он работал в паре? (Одна пара демонстрирует, как они работали).

Коммуникативные

Умеет задавать вопросы партнёру по учебной  деятельности с опорой на образец

Выступающие перед классом получают по дополнительному баллу.

Личностные (Самооценка)

Принимает и понимает предложения и оценки товарищей.

Целеполагание( 1-2 минуты)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Дети предполагают, учитель фиксирует цели на доске, чтобы в конце урока к ним вернуться)

Регулятивные

При помощи учителя формулирует учебную задачу  или познавательную цель. 

Создание проблемной ситуации(10 мин)

- Как вы думаете, в каком случае после жи, ши точно пишется буква и? (Если на жи, ши падает ударение, то после Ж и Ш пиши И) Проговорите это друг другу.

Даётся на доске  перечень из 12 слов, записанных в столбик (6 с жи, ши в ударной позиции и 6 словарных слов с гласной в слабой позиции после Ж и Ш: 

Ж_ЛЕЗО

МАШ_НА

 ВЕРШ_НА

 Ж_ВОТНОЕ

 Ж_ЗНЬ

Ж_РАФ

 КАМЫШ_

Ш_ЛО

КОЖ_НЫЙ

Ж_СТОКИЙ

СНЕЖ_НКА

 МУЖ_СТВО

- Прочитайте. Всё ли вам понятно? (Если возникли затруднения, то учитель или ученики объясняют лексическое значение непонятных слов)

- Выберите те слова, которые точно пишутся с И после Ж и Ш. Выпишите их в тетрадь в левый столбик. Обозначьте орфограмму в словах.

Один ученик приглашается к доске и выполняет задание с её обратной стороны.

Познавательные.

Использует знаково-символические средства

- Расскажи, как ты действовал? (Ученик рассказывает о способе выполнения задания)

- Проверьте товарища у доски. Замечания? Вопросы? (Проверяем по одному слову с параллельной фиксацией правильности результата в виде «плюса», «минуса»)

Регулятивные

Осуществляет итоговый контроль по результату самостоятельно.

- Работающий у доски получает 1 дополнительный балл.

На доске остаются неиспользованные слова

Ж_ЛЕЗО

Ж_ВОТНОЕ

Ж_РАФ

КОЖ_НЫЙ

Ж_СТОКИЙ

МУЖ_СТВО

.

- Почему вы не выбрали эти слова? (На пропущенную гласную не падает ударение. Поэтому правилом воспользоваться нельзя).

- Что предлагаете? (Дети, возможно, предложат обратиться за помощью к учителю, к словарю и т.д.)

Познавательные

Владеет способами решения проблем творческого и поискового характера с помощью взрослого.

- Я рада, что вы предложили помощь словаря. Рассмотрите словари на ваших партах.

- Что можете сказать об этой книге? (Дети перечисляют, что увидели на обложке, внутри словаря).

- Как словарь может нам помочь? (Найдём в нём нужное слово)

- Как будете искать? (По алфавиту)

- На какие буквы? (Ж, К, М)

-Кто подскажет, как быстро найти букву Ж в словаре? (Рассматриваются все предложения, выбирается наиболее рациональный способ. Способ фиксируется учителем на доске словесно или схематично)

- Работать со словарём будете в парах.

Учитель предлагает алгоритм работы в парах с данным заданием (выводится на ИАД):

- Посмотрите на интерактивную доску.

1.Первый вариант ищет своё слово в словаре. Второй – наблюдает за действиями первого.

2.Найденное слово покажи и  прочитай вслух по слогам своему товарищу. Второй следит за правильностью прочтения.

3. Каждый из пары запиши слово в тетрадь, проговаривая его так, как оно написано в словаре.

4. Подчеркни орфограмму.

5. Сверьтесь со словарём.

6. Проверьте правильность написания слова друг у друга. Если увидите ошибку, укажите на неё.

7. Поменяйтесь ролями.

8. Повторите предыдущие шаги при работе с оставшимися словами.

  Время выполнения – 8 минут.

Коммуникативные

Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества с помощью педагога

Умеет договариваться с партнёрами в учебной деятельности.

Познавательные

Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Дети выполняют задание в парах. Учитель контролирует работу пар.

- Давайте проверим ваши результаты.

Один из желающей пары выходит к доске и вставляет пропущенные буквы. Все проверяют правильность выполнения работы.  

- Оцените себя по критериям: количество слов (за шесть -1 балл, правильность написания всех слов – 1 балл).

- Как обозначили орфограмму? (Подчеркнул одной чертой).

- Почему именно так? (Дети объясняют свой вариант обозначения орфограммы)

Познавательные.

Использует знаково-символические средства,

- Сравните обозначение орфограмм в столбиках. Что заметили? (Обозначения разные)

- С чем это связано? (Гласные находятся в разных позициях. По-разному проверяются, поэтому по-разному обозначаются орфограммы)

- Обозначьте орфограмму «непроверяемая безударная гласная».

- Оцените себя по критерию: я аккуратно подчеркнул одной чертой безударную гласную после шипящего во всех словах одним баллом.

- Какой вывод можете сделать по поводу орфограммы «гласная после шипящего»? (Под ударением жи, ши пиши с и, а в безударной позиции проверяй по словарю или ударением)

Рефлексия в парах (5-7 минут)

На ИАД перечень вопросов для рефлексии.

- Повернитесь друг к другу, задайте вопросы, используя в речи слова-помощники,  и расскажите по очереди:

  • Чем ты занимался на уроке?
  • Что нового узнал?
  • Что вызвало наибольший интерес?
  • Что вызвало затруднение?

- Кто хочет поделиться впечатлениями с классом?

Коммуникативные

Осуществляет рефлексию собственных действий с помощью педагога

Итоги ( 5-6  мин)

- Вернёмся к нашим целям. Давайте проверим, что сделано за урок.

- С какими орфограммами вы работали на уроке?

- Что делать в случае, если нельзя проверить безударную гласную после шипящего?

- Как можно найти нужное слово в словаре?

- Посчитайте баллы и переведите в отметку. Поставьте отметку в дневник и на полях в тетради.

- Кто получил «5»? «4»?

- Кому ещё надо постараться?

- Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...