Урок русского языка в 3 классе "Наречие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Повилайтис Татьяна Владимировна

На уроке использована технология проблемного диалога, организована исследовательская деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_narechie.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Повилайтис Т.В.

Предмет: русский язык

Класс: 3 (ОС «Школа 2100»)

Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания)

Используемая технология: проблемный диалог

Тема: Наречие как часть речи

Цель:

Формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи

Задачи: 

для учителя:

1) организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи;

2) создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

  3) формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля.

для учащихся:

1) формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия как части речи, развитие умений отличать наречие от слов других частей речи;

2) учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;        

        

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- Как вы понимаете пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (Мы узнаём каждый день что-нибудь новое)

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем.

  - Сегодня у нас будет урок ОНЗ.

  - Желаю вам успеха и думаю, что у вас все получится!

  - Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (7 мин)

- Какую часть речи закончили изучать на прошлом уроке? (Глагол)

- С какими частями речи  уже знакомы?

* Работа в группах: по эталону рассказать про одну из частей речи

(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

- Что мы сейчас повторяли? (Части речи)

*Задание для пробного действия:

- Определите в данном предложении части речи:

Завтра мы с ребятами пойдём в зоопарк.

- Назовите, какие части речи определили?

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

- С каким словом возникло затруднение? (Завтра)

?

ЗАВТРА МЫ С РЕБЯТАМИ ПОЙДЁМ В ЗООПАРК.

- Кто смог определить, к какой части речи относится это слово? (Высказываются предположения)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знакомились с наречием, не знаем эталона, который поможет нам определить эту часть речи).

IV. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы урока

(4 мин)

- Что мы знаем про наречие? (Это часть речи)

- Сформулируйте тему урока. (Наречие как часть речи)

- Изучать наречие будем по аналогии с другими частями речи.

- Составим план, что именно про наречие нам надо узнать. Какие у вас возникли вопросы?

*Фиксация пунктов плана на доске.

  1. Что такое наречие?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Что обозначает?
  4. Как изменяется?

- Итак, тема и план намечены. Приступим к работе.

Физминутка

V. Реализация построенного проекта (12 мин)

1) Работа в группах (задания и выводы на карточках)

Задания:

Первая группа - на какие вопросы отвечает наречие? 

- Прочитайте слова. Это наречия. Поставьте к ним вопросы.

близко, слева, справа -     _______________

направо, налево, вверх -  _______________

сегодня, вчера -     ______________

издалека, сверху, справа -  ____________

честно, дружно, интересно -  ____________

Вывод: наречие – это часть речи, которая … 

Вторая группа - что обозначает?

- Прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова. Это наречия. На какие вопросы они отвечают? От каких слов задавали вопросы? Запишите словосочетания, покажите связь графически.

Крупная полярная сова яростно нападает на песца, ловко увёртывается от зубов

хищника.  Песец чует впереди беспомощных совят и стремится туда.

Вывод: наречия связаны с ______________ и поясняют их. Наречия обозначают _______________         ________________ .

Третья  группа - как изменяется? 

- Прочитайте слово РАНО. Это наречие.

- Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода, числа, времени?

Пришёл ___________, пришла ___________, пришло ___________, пришли ___________ .

Появились __________, появляются ______________, появятся _____________.

Встаю  __________, встаёшь ____________, встаёт _____________.

Вывод: если мы изменим глагол, слово «рано» не _________________. Значит наречие – это ___________________ часть речи.

2) Обсуждение выводов, которые сделали дети (представители групп выступают у доски).

* Выводы фиксируются на доске.                                                           

  НАРЕЧИЕ

  • Это самостоятельная часть речи.
  • Отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как?
  • Связано с глаголами. Обозначает признак действия.
  • Это неизменяемая часть речи

*  После выступления второй группы

- Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое,  оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом (слово, речь). Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также. А почему? Вы догадались? (Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его).

-Что же будет обозначать наречие, если оно поясняет глагол?

(Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать

признак этого действия)

* После выступления третьей группы

- Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? Почему? (Самостоятельная, так как можно задать вопрос к слову)

3) Работа над определением.

* Работа в группах

- Глядя на опорный конспект, обобщите, что узнали про наречие и дайте определение этой части речи.

* Чтение текста в оранжевой рамке, стр. 134.

- Как можем проверить правильность наших выводов? (Прочитать в учебнике)

- На какие ещё вопросы может отвечать наречие? (Почему? зачем?)

VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин)

- Возвращаемся к пробному заданию. В чем было затруднение? (Не могли определить, какой частью речи является слово «завтра»).

- Кто-то предположил, что это наречие. Как это проверить?

- Составим алгоритм.

* Фиксация на доске

1. Найду глагол

2. Поставлю вопрос к зависимому слову: как? где? ….

3. Обозначу связь графически

* Фронтальная работа (один ученик работает у доски)

ЗАВТРА МЫ С РЕБЯТАМИ ПОЙДЁМ В ЗООПАРК.

Вывод: слово завтра связано с глаголом, отвечает на вопрос когда?, значит это наречие.

- На все ли вопросы плана мы нашли ответ? Чем займёмся дальше?

(Будем учиться задавать вопросы, находить наречия, отличать их от слов других частей речи и т.д.)

* Упр. 388 стр.136 – развивается умение находить среди сочетаний слов сочетания глаголов с наречиями, графически обозначать зависимость наречий от глагола.

* Работа в парах по алгоритму.

Проверка: в группах

- У кого возникли разногласия?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

* Упр. 387 стр.135 – развивается умение отличать наречие от слов других частей речи (существительных)

Проверка: по эталону на доске (с обратной стороны)                                            

- У кого так же? Кто испытал затруднения? В чём?

Рефлексия: шкала самооценки

VIII. Включение в систему знаний и повторение  (5 мин)

- Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Разберите предложения по частям речи и членам предложения.

Однажды утром по...вилось со..нце.  

Сначала оно осв..тило только в..рхушки д..рев..ев.  

Потом солнышко поз..л..тило кусты и тр..ву.

Проверка: в парах

- У кого возникли разногласия?

IX. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

- Что нового вы сегодня узнали и  чему учились?

(Узнали о части речи «наречие», учились отличать её от других частей речи)

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, к какой части речи относится слово «завтра»; составить эталон для этой части речи).

- Достигли вы поставленной цели? (Да)

- Как вы ее достигли? (познакомились с наречием; составили алгоритм нахождения наречий; тренировались находить наречия, отличать их от слов других частей речи).

* Работа со шкалой самооценки.

- А теперь проанализируйте себя с помощью шкалы самооценки:

  • понял и смогу рассказать другим;
  • понял, но сомневаюсь;
  • испытываю затруднения.

- У кого остались затруднения?

- Какую задачу вы перед собой поставите?

Домашнее задание:  записать 5 предложений с наречиями из учебника «Литературное чтение»; составить опорную схему (эталон) по теме «Наречие».   

Используемая литература:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. – М.: Баласс, 2011.

3. Бунеева Е.В., Яковлева М.А Методические рекомендации для учителя. –

М. : Баласс, 2011.

Самоанализ урока

Тема: Наречие как часть речи

Тип урока: ОНЗ

Цель:

Формирование у учащихся общего представления о наречии как части речи

Задачи: 

для учителя:

1) организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи;

2) создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие;

  3) формировать учебные действия: действия самооценки и самоконтроля.

для учащихся:

1) формирование нового понятия – «наречие», выявление отличительных признаков наречия как части речи, развитие умений отличать наречие от слов других частей речи;

2) учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;        

Используемая технология: проблемный диалог.

Процесс обучения учащихся строится на основе принципов образовательной системы «Школа 2100».

Исходя из типа урока были запланированы следующие этапы работы:

1. Мотивация к учебной деятельности;

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии;

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Формулирование темы урока. Построение проекта выхода из затруднения;

  5. Реализация построенного проекта;

6. Первичное закрепление во внешней речи;

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

  8. Включение в систему знаний и повторение;

  9. Рефлексия учебной деятельности.

Содержание урока соответствовало возрастным особенностям учащихся, имело развивающую, воспитательную и познавательную направленность.

В начале урока  с целью повышения учебной мотивации, рабочего настроя использовала  пословицу, которая затем стала девизом урока.

На этапе актуализации знаний  подобрала значимые задания для работы над новым материалом. Ребята работали в группах: 1 задание - рассказ по эталону об известных частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение); 2 задание – определить части речи в предложении. Последнее задание вызвало затруднение у учащихся, и возникла проблемная ситуация. Далее использовала побуждающий диалог, в результате чего дети сформулировали тему и цель урока, составили план изучения новой части речи.

На этапе реализации построенного проекта ребята работали в группах: исследовали каждый признак наречия, после чего самостоятельно делали выводы. В ходе презентации работы групп использовала подводящий диалог, в результате которого на доске появились ключевые слова по каждому пункту составленного плана.  

На этапе первичного закрепления учащиеся работали по учебнику, комментируя свои действия в громкой речи.

Затем была организовала самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону, где  ребята поставили себе отметки по предложенным критериям.

В конце урока я провела рефлексию, где прозвучала самооценка учащимися работы на уроке  и понимания нового знания. Я предложила детям построить шкалу и отметить  каждому  свой  уровень. Большинство класса   отметили высокий уровень понимания нового материала.

Чтобы достичь поставленных целей и задач, использовала различные формы и методы работы. Чередовала устные и письменные  виды работ, групповые и самостоятельные. Успешное применение интерактивных форм обучения  обеспечивало высокое качество усвоения знаний, развитие познавательной активности учащихся.        

Рациональное чередование на урок индивидуальной и групповой форм работы повышало эффективность решения учебных задач в процессе обучения, развивало психические процессы, формировало коммуникативную и рефлексивную  культуру учащихся.

Весь урок  был направлен на всестороннее развитие личности ученика: интеллектуальное, моральное, физическое, творческое,  эмоциональное. При решении проблемных вопросов у ребят формировались познавательные, эмоциональные  и волевые качества, развивались умения преодолевать определенные трудности, посильные для детей данного возраста.

С целью сохранения здоровья учащихся, профилактики  утомления в середине урока была проведена динамическая пауза. После урока дети  не чувствовали  усталости,  а наоборот были  весёлые, жизнерадостные, подвижные.

Таким образом, считаю, что урок представлял собой целостную систему. Цели, поставленные в начале урока, достигнуты. Считаю, что все  учащиеся усвоили материал данной темы.

Подводя итог, хочу отметить, что урок соответствовал  заявленной технологии, был проведен на основе  системно-деятельностного подхода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...