Рабочая программа по русскому языку для 1 класса
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Костюченко Наталья Кузьминична

Рабочая программа по русскому языку дл 1 класса составлена на основе ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосретенская средняя общеобразовательная школа»

Бичурского района республики Бурятия

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ С.А. Ткачёва

Протокол № 1

 от «26» августа 2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

___________ Н.Д. Перелыгина

от«28» августа 2017г

«Утверждаю»

Директор МБОУ НСОШ

__________ Н.Ю. Банщикова

Приказ № 7

от «29» августа 2017г

Рабочая программа

по русскому языку

1 класс

Разработана

Костюченко Н.К.

учителем начальных классов

 

с. Новосретенка

2017 г.


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по Русскому языку для 1 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  •  Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федерального    государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643,  от 31.12.2015 № 1576).
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года №09-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новосретенская  СОШ  »,
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «Новосретенская  СОШ »,
  • Учебного плана МБОУ «Новосретенская  СОШ » на 2017-2018 учебный год,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253),
  • Авторской программы по предмету «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

 Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык», - М: «Просвещение», 2014

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс: рабочая тетрадь, - М «Просвещение», 2015

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

•  ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•  формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

•  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;

•  формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Сроки реализации программы: 2017-2018 учебный год.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика» предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных  универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебного плана школы на изучение русского языка отводится в 1 классе – 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) – уроки обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – уроки русского языка.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания
    учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нор-мах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

  1. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоение предмета.

Личностными результатами являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование знаково-символических средств представления информации;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные  результаты:

-формирование первоначальных  представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладение  первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбрать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  1. Содержание тем учебного курса

Наша речь (2 ч)

Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).        

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).

Звуки и буквы (34 ч

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах

Повторение (1 ч)

Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, воробей, ворона, девочка, заяц, капуста, карандаш, коньки, ладонь, лисица, мальчик, мебель, медведь, морковь, Москва, пальто, петух, посуда, Россия, собака, сорока, тарелка, учитель.

Национально - региональный компонент на уроках русского языка.

Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре,  литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.

В Концепции национально–регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК способствует:
    а) формированию личности, открытой разным культурам, знающей и понимающей ценности каждой из них, подготовленной к самостоятельному обоснованию собственной принадлежности к определенной этнической культуре на основе убеждения в равноценности культур и языков как одного из компонентов культуры;
    б) содействует формированию деятельностной структуры личности (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической), личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI столетии, осознающей себя одновременно как гражданином Бурятии, так России и Мира;
   в) расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:

     во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,

     во-вторых, языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности,  живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, ученых и т.п.,

      в–третьих, литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Из них

Списывание

Развитие речи

Проверочные

работы

Проекты

1

Наша речь

2

2

Текст, предложение, диалог

3

1

3

Слова, слова, слова…

4

1

4

Слово и слог. Ударение

6

2

5

Звуки и буквы

34

7

2

Проект «Скороговорка»

Проект «Сказочная страничка»

6

Повторение

1

Итого:

50

1

10

2

7.

Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

(цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

понятие

предметные

результаты

УУД

личностные результаты
(не оцениваются)

НАША РЕЧЬ (2 ч)

1

Знакомство
с учебником «Русский язык». Наша речь. Русский язык – родной язык русского народа

Проблема. О ком можно сказать: беседуют, слушают, разговаривают, рассказывают, читают? Можно ли применить эти слова к животным? Почему?

Цели: познакомить с учебником, его структурой; дать первоначальное представление о речи, её значении в жизни людей, об основных видах речевой деятельности человека; совершенствовать умение списывать предложения

Язык, речь, русский язык

Познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками и их ролью при работе с учебником.

Научатся высказываться

о значении языка и речи

в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, списывать предложение, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, использовать в общении правила вежливости

Высказываются о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа – русском языке, проявляют уважение к языкам других народов

2

Язык и речь, их значение в жизни людей

НРК: Бурятский язык.

Проблема. Что легче и проще – слушать? Говорить? Читать? Писать?

Цели: дать первоначальное понятие об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения

Родной язык, язык русского

народа, устная и письменная речь

Научатся: различать устную и письменную речь; анализировать в процессе совместного обсуждения сферы употребления в России русского языка и национальных языков; читать, писать, понимать прочитанное на государственном языке РФ; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: строить понятное для партнёра высказывание

Уважают
и ценят

 могущество устной и письменной речи, её воздействие на окружающих

.

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ (3 ч)

3

Общее представление о тексте и предложении

Проблема. Любую ли речь, любое ли речевое высказывание мы будем называть текстом? Почему? Что мы назовём текстом?

Цели: дать общее представление о тексте и предложении как единицах речи; проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме

Текст, предложение, словарные слова

Познакомятся с единицами речи: предложением

и текстом.

Научатся: выделять предложения из речи; правильно оформлять их на письме; без ошибок писать словарные слова «воробей», «ворона»

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат.

Познавательные: характеризовать

(на основе коллективного анализа) основные признаки текста.

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Мотивация учебной деятельности

4

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Оформление предложений в устной и письменной речи. Диалог

Проблема. Как  в устной речи выделяются предложения и как они оформляются в письменной речи?

Цели: организовать наблюдения над тем, как меняется значение предложений в зависимости от цели высказывания, логического словесного ударения, интонации; дать первое представление о диалогической речи и правилах её оформления на письме

Точка,
вопроси-тельный, восклицательный знаки, диалог, схема предложения

Познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога.

Научатся: наблюдать за особенностями собственной речи, над постановкой тире в диалогической речи; выразительно читать текст по ролям; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; писать слова в предложении раздельно писать слова в предложении раздельно

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание; сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога, выразительно читать текст по ролям

Проявляют уважительное отношение к иному мнению, демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях

5

Упражнение в составлении предложений и текста

НРК: Составление текста о родном крае.

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение? Текст?

Цели: дать первоначальное представление о том, как составляется из слов предложение, а из предложений текст; развивать умение составлять предложение и текст

Границы предложения, смысловая связь пред-ложений

в тексте

Познакомятся с деформированными предложениями и текстами.

Научатся анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения, составлять из слов

и сочетаний слов предложения, сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: различать на слух набор предложений и текст; экспериментировать с частями текста (перестановка).

Коммуникативные: приобретать коллективный опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме

Осознают ответственность человека за общее благополучие; проявляют доброжела

тельность

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (4 ч)

6

Слово. Роль слов

в речи

Проблема. Для чего нужны слова?

Цели: дать представление о слове как единице речи; познакомить с некоторыми тематическими группами слов

Слово, обобщающее

слово

Познакомятся с понятием «слово» как единицей речи.

Научатся: различать слово и обозначаемый им предмет; классифицировать и объединять слова

по значению (люди, животные, мебель, растение и т. п.) в тематические группы

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат.

Познавательные: устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, осуществлять сериацию.

Коммуникативные: работать в группе – составлять загадки, кроссворды, ребусы; оценивать результаты работы участников группы

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

7

Слова – названия предметов

явлений, признаков и действий предметов

Проблема. Что могут называть слова?

Цели: учить различать предметы, признаки и действия предметов и слова, обозначающие предметы, признаки и действия; учить правильно ставить к словам вопросы; различать слова, обозначающие предметы, признаки и действия, по вопросам

Слова – названия предметов

и явлений, признаков и действий предметов

Узнают, что слова могут обозначать предмет, признак, действие предмета.

Научатся: различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета), ставить к словам вопросы; моделировать предложения

(распространять и сокращать)

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: приобретать опыт

в различении слов – названий предметов и явлений, признаков и действий предметов по лексическому значению и вопросу. 

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Демонстрируют навыки сотруд-

ничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спорных ситуаций

8

Слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов

Проблема. Всегда ли слово называет каждый отдельный предмет?

Цели: учить различать слова – названия предметов и явлений, признаков, действий предметов по значению и вопросу, ставить к словам вопросы, работать
с толковым словарём русского языка

Слова – названия предметов и явлений, признаков
и действий предметов, толковый словарь

Познакомятся с толковым словарём.

Научатся находить значения слова в словаре, приобретут опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов, составлять предложения с любым словом и его записывать

Регулятивные: действовать по плану, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: моделировать предложение (распространять и сокращать), оценивать достоверность информации.

Коммуникативные: слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль

Осущест-
вляют само-воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текста учебника

9

Вежливые
и ласковые слова. Однозначные и многозначные слова. Загадки русских слов

НРК: Загадки Бур. слов

Проблема. Какие слова мы называем «вежливыми»? Сколько значений может быть у слова?

Цели: учить употреблять вежливые и ласковые слова в речи; формировать представление
о многозначных и однозначных словах; познакомить со словарём близких и противоположных по значению слов; составлять текст по рисунку и опорным словам

Вежливые слова, однозначные, многозначные слова, близкие и противо-положные по значению

Научатся: употреблять однозначные и многозначные слова, а также слова, близкие и противоположные по значению в речи; использовать прочитанные слова для построения связ- ного рассказа; оценивать  результаты теста.

Овладеют речевым этикетом в ситуациях

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: наблюдать в речи

и самостоятельно употреблять вежливые, однозначные, многозначные, близ кие и противоположные по значению  слова.

Коммуникативные: адекватно выбирать слова в соответствии с целью

и адресатом высказывания

Придержи

ваются

в поведении социальных норм

.

СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ (6 ч)

СЛОВО И СЛОГ (2 ч)

10

Слог как часть слова. Слогообразу-
ющая роль гласных

Проблема. Как определить, сколько в слове слогов?

Цели: уточнять представления о слоге как части слова, слогообразующей роли гласных; учить определять количество слогов в слове; обогащать лексику; развивать умение составлять предложения из данных слов по рисунку

Слог, слогообразующая роль  гласных, деление слов

на слоги

Научатся: наблюдать над слоговой структурой различных слов, слогообразующей ролью гласных звуков; классифицировать слова по количеству в них слогов; определять количество в слове слогов; составлять из предложенных слогов слова

Регулятивные: выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Коммуникативные: участвовать

в совместной работе по слоговому анализу слов

Проявляют уважительное отношение к иному мнению

11

 

Выделение слогов

в слове

Проблема. Любой ли звук может образовать слог? Какие слова не делятся на слоги?

Цели: совершенствовать умения выделять слоги в слове разными способами, соотносить

с его слоговой схемой; учить правильно писать словарные слова, составлять предложения и текст по рисунку

Слог, сло-гообразующая роль гласных, деление слов на слоги, словарные слова

Познакомятся с разными способами определения слогов в слове.

Научатся: находить слово по данным моделям, выбирая его из ряда предложенных; самостоятельно

подбирать примеры слов с заданным количеством слогов; правильно писать словарные слова; составлять предложения и текст по рисунку

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа

решения, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к нему.

Познавательные: анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов; сравнивать модели звукового состава: находить сходство и различия.

Проявляют доброжела

тельность
и эмоционально-нравственную отзывчивость

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

ПЕРЕНОС СЛОВ (2 ч)

12

Правила переноса слов (первое представ

ление): паро-ход, зво-нок

Проблема. Как перенести слово с одной строки на другую?

Цели: познакомить с правилом

переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с одной строки на другую; повторить написание словарных слов

Правила переноса слов, словарные слова

Узнают способы переноса слов с одной строки
на другую.

Научатся: определять

способы переноса слов

(ро-машка; ромаш-ка); использовать правила переноса в простых случаях; правильно писать словарные слова; списывать в соответствии с изученными правилами

Регулятивные: оценивать правильность переноса слов; контролировать процесс выполнения письменных заданий.

Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов

с одной строки на другую, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: в ходе обсуждения в группах осознавать необходимость переноса

Демонстрируют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

13

Перенос слов (основные правила). Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа

НРК: Арсалан Жамбалон

"СТЕПЬ БУРЯТСКАЯ"

Проблема. Чем различается деление слов на слоги и для переноса?

Цели: познакомить со словами, которые нельзя переносить
с одной строки на другую; формировать умение правильного переноса слов; развивать творческое воображение через создание сравнительных образов

Правила переноса слов, непереноси

мые слова, сравнение

Познакомятся с понятием «сравнение».

Научатся: определять способы переноса слов (ро-машка; ромаш-ка); делить слова для переноса

с одной строки на другую; находить в тексте слова, которые нельзя разделить для переноса; подбирать примеры сравнений

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: анализировать способы переноса слов в тексте, сравнивать слова по способам переноса.

Коммуникативные: в ходе обсуждения в парах осознавать, с какой целью авторами художественных произведений используются сравнения

Принимают образ «хорошего» ученика

 УДАРЕНИЕ (2 ч)

14

Ударение. Ударные

и безударные слоги

Проблема. Как определить ударение в слове?

Цели: уточнить представления об ударении, ударном и безударном слогах; познакомить с орфографическим словарём, учить правильному произношению слов, развивать умение определять в слове ударный слог; находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове

Ударение, ударные
и безударные звуки, слоги, орфоэпический словарь

Уточнят: представление об ударении.

Познакомятся с поняти-
ями
ударный и безударный слоги.

Научатся: находить в слове ударный и безударный слоги; работать с орфоэпическим словарём; произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения

Регулятивные:  находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Познавательные: сравнивать модели слогоударной структуры слова, подбирать к ним слова.

Коммуникативные: обращаться

за помощью; формулировать свои затруднения; использовать в общении правило вежливости

Проявляют сотрудничество

в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти

выход

из трудной ситуации

15

Ударение. Словообразующая роль ударения

Проблема. Может ли влиять ударение на смысл слова?

Цели: дать представление
о словообразующей роли ударения; развивать умения правильно произносить слова, определять ударение в слове; учить различать части текста; познакомить с орфоэпическим словарём

Скороговрка, орфоэпичес

кий словарь, словообразующая роль ударения, омографы

Познакомятся со словообразующей ролью ударения и понятием «омографы».

Научатся: составлять простейшие слогоударные модели слов; работать

с орфоэпическим словарём; находить в нём нужную информацию, составлять сказку по её началу,

заключительной части

и рисункам к сказке; работать со словарными словами

Регулятивные: контролировать этапы своей работы; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; находить и выделять необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятные для партнера высказывания

Осущест-

вляют са-мооценку
на основе критериев успешности учебной деятельности

 ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ч)

ЗВУКИ И БУКВЫ (2 ч)

16

Звуки

и буквы

Проблема. Как обозначаются звуки речи на письме? Чем отличаются звуки от букв?

Цели: дать общее представление о звуках и буквах русского языка, о различении звуков
и букв; развивать умения правильно произносить звуки
и называть буквы

Звук, буква, устная, письменная речь

Узнают отличительные признаки звуков и букв.

Научатся: находить заданный звук в начале, середине и в конце слова; приводить примеры слов

с этим звуком; различать звуки и буквы; определять звук по его характеристике; группировать звуки

по заданному основанию

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям; группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют самостоятель

ность, осознают личную

ответственность

за свои

поступки

17

Звуки

и буквы. Звуковая запись слов

Проблема. В какой речи мы используем звуки, а в какой – буквы?

Цели: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами

Словарные слова, условные звуковые обозначения слов

Познакомятся с принятыми в русском языке обозначениями звуков, с правилами звукобуквенного анализа слов.

Научатся: работать со «Страничкой для любознательных»; распознавать условные обозначения звуков речи; приводить примеры гласных звуков, твёрдых–мягких, звонких–глухих согласных

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

(звуковая запись слова); оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков; наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Проявляют уважительное отношение к иному мнению

 РУССКИЙ АЛФАВИТ, ИЛИ АЗБУКА (2 ч)

18

Русский алфавит,
или азбука

Проблема.  Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; упражнять в запоминании названия букв и порядка букв в алфавите; развивать умение пользоваться алфавитом

Алфавит, азбука, правильное название букв

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Научатся называть буквы в алфавитном порядке; работать с памяткой «Алфавит» в учебнике; осуществлять самостоятельную проверку выполненного задания по учебнику

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: сравнивать начертания букв русского и английского языка на клавиатуре компьютера, устанавливать сходства и различия.

Коммуникативные: высказываться 

о значимости изучения алфавита, соблюдать правила вежливости

Имеют представление о своей этнической принадлежности

19

Алфавит,
или азбука

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно, в алфавитном порядке, записывать буквы, слова?

Цели: отрабатывать умения правильно называть буквы алфавита, определять место буквы в алфавите, записывать слова

в алфавитном порядке, находить слова в словарике учебника

Словарь, алфавитный порядок, орфографи

ческий словарь

Познакомятся с орфографическим словарём.

Научатся располагать заданные слова в алфавитном порядке, правильно называть буквы алфавита, работать со словарными словами, правильно писать буквы, сравнивать с предложенным образцом, оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя»

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют; применять знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач (работа со «Страничкой для любознательных», знакомство с этимологией слов)

Проявляют уважение

к родному языку и языкам других

народов

 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

20

Буквы, обозначающие гласные звуки

Проблема. Как различать гласный звук среди других звуков

в слове?

Цели: показать слогообразующую и смыслоразличительную роль гласных звуков, закрепить знания о гласных звуках и буквах, развивать умение различать гласные по их характерным особенностям, правильно произносить гласные звуки

Гласный звук, буква, слогообразующая

и смыслоразли

чительная роль гласных звуков

Познакомятся со слогообразующей и смысло-различительной ролью гласных звуков.

Научатся: различать гласные по их характерным особенностям; правильно произносить гласные звуки; распознавать гласные звуки среди других звуков в слове; применять знание алфавита при пользовании словарями

Регулятивные: выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей (определение количества гласных звуков в слове) и условиями её реализации.

Познавательные: анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.; наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Демонстрируют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и найти выход из спорных ситуаций

21

Буквы е, ё, ю, я и их функции

в слове

Проблема. Какую «работу» выполняет в слове буква, обозначающая гласный звук?

Цели: совершенствовать знания о гласных звуках, роли букв для гласных в слове; учить проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в слове, распознавать гласные среди других звуков в слове, рассуждать по предложенной теме

Функции букв е, ё, ю, я, словарные слова

Узнают функции букв е, ё, ю, я в слове.

Научатся соотносить количество звуков и букв
в таких словах, как
клён, ёлка, мяч, маяк, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове, находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю, писать под диктовку слова и предложения

Регулятивные: предвосхищать результат; различать способ и результат действия.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи,  аналогии; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Проявляют положительное отношение к школе

 22

Слова

с буквой э. Составление развернутого ответа на вопрос

Проблема. Что мы знаем о словах с буквой э?

Цели: познакомить со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; составлять развернутый ответ на вопрос по содержанию сказки

Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Заимствован

ные слова, толковый словарь

Познакомятся с понятием «заимствованные слова», с толковым словарём русского языка.

Научатся: различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э; записывать слова с буквой э 

и делить их на слоги; находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные находить незнакомые слова и определять их значение

по толковому словарю.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника

Проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории

и культуре других народов

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5 ч)

23

Ударные
и безударные гласные звуки

Проблема. Когда надо проверять написание гласной буквы

в слове? Как это сделать?

Цели: уточнять представления об ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные

в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произнесением и написанием ударных и безударных гласных

в слове

Ударные

и безударные гласные, памятка

Познакомятся с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки».

Научатся: различать гласные в ударных и без-ударных слогах; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой нужно проверить; писать зрительно-слуховой диктант

Регулятивные: использовать прием планирования учебных действий; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения орфографических задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

24

Наблюдение над обозначе

нием гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах (общее представ

ление)

НРК: Солбон Ангабаев

"КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ"

(списывание)

Проблема. Каким способом можно подобрать проверочное слово для проверки безударной гласной?

Цели: провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; учить одному из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге, подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге

Проверочное слово, проверяемое слово, двус- ложные и односложные слова, безударный слог

Познакомятся с одним из способов проверки написания гласной буквы в безударном слоге.

Научатся подбирать проверочное слово для обоснования написания гласной в безударном слоге, изменять форму слова, различать проверочное и проверяемое слова, запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах

Регулятивные: формулировать и удер-живать учебную задачу, использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Познавательные: решать орфографические задачи в соответствии с темой урока.

Коммуникативные: совместно обсуждать план и способ действия при выполнении заданий и работы над ошибками

Проявляют уважительное отношение к иному мнению,

Доброжелатель

ность
и эмоционально-нравственную отзыв

25

Обозначение гласных звуков буквами
в ударных
и безударных слогах

Проблема. В каких случаях написание гласной надо проверять? Почему?

Цели: учить правильному обозначению гласных звуков в ударных и безударных слогах; развивать умение подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; соотносить заголовок с рисунком; составлять по рисунку предложения; познакомить с орфографическим словарём

Ударный

и безударный слоги, форма слова, проверочное

и проверяемое слова, орфографический словарь

Познакомятся с правилом проверки слов с безударной гласной.

Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; контролировать произношение и написание слов, работать с орфографическим словарем учебника, находить в нем информацию о правописании слов

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: выполнять задания в группах – расстановку гласных

в словах

Демонстрируют самостоятельность, осознают личную ответ-ственность за свои поступки

26

 

Обозначение гласных звуков буквами
в ударных
и безударных слогах двуслож-

ных слов

Проблема. Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук?

Цели: учить писать двусложные слова с безударной гласной, проводить наблюдения над написанием гласной в одинаковой

части однокоренных слов, обосновывать правильность написания безударной гласной

Словарные слова, форма слова, проверочное и проверяемое слова

Познакомятся с приёмом планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Научатся: подбирать проверочное слово разными способами и обосновывать правильность написанного; работать с орфографическим словарём; находить информацию о правописании слов

Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова омá дóм, травá трáвы).

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при подборе проверочных слов.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

в совместной деятельности

Проявляют навыки сотруд

ничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов

и найти выход из спорных ситуаций

27

Правило обозначения буквой ударного гласного звука в дву-сложных словах. Проверочный диктант

Проблема. Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге?

Цели: учить подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной

в безударном слоге двусложных слов, работать с орфографическим словарём

Способы проверки безударных гласных, общая часть слов

Научатся: подбирать проверочное слово; обосновывать написание проверяемой и не проверяемой ударением гласной в безударном слоге двусложных слов; писать под диктовку текст; составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам

Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: ориентироваться

в разнообразии способов решения

задач.

Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения во время работы над ошибками; использовать

в общении правила вежливости

Принимают образ «хорошего ученика»

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

28

 

Буквы, обозна

чающие согласные звуки

Проблема. Как различить согласные звуки в слове?

Цели: проверить знания об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове

Согласный звук, буква, признаки согласного звука, рифма

Познакомятся со смыслоразличительной ролью согласных в слове.

Научатся: различать

в слове согласные звуки

по их признакам; наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить; различать согласные звуки

и буквы, обозначающие согласные звуки; дифференцировать гласные

и согласные звуки

Регулятивные: выбирать действия

в соответствии с поставленной задачей (особенности согласных звуков) и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении характеристики звука.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами

Проявляют интерес

к учебной деятельности

29

Согласные звуки

и буквы. Слова

с удвоенными согласными

НРК: Владимир Петонов

"УТРО" (зр. слух. диктант)

Проблема. Чем интересны слова с двойными согласными? Как можно переносить эти слова?

Цели: развивать умения различать согласные звуки в слове, обозначать их буквами; познакомить со словами с удвоенными согласными, способом переноса слов (ван-на, кас-са)

Слова
с удвоенными согласными, перенос слов, словарные слова

Познакомятся с написа-нием и произношением слов с удвоенными согласными.

Научатся: применять способ переноса слов с удвоенными согласными; определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

и соответствующих им действий с учетом конечного результата (деление слов для переноса).

Познавательные: контролировать

и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения

в совместной деятельности

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

30

Буквы

й и и. 

Звуки [й’]
и [и]

Проблема. Чем различаются звуки [и] и [й’]? Почему звук

[й’] не образует слог?

Цели: воспроизвести знания
о звуках [й’] и [и]; учить различать согласный звук [й’] и гласный звук [и], совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, составлять слова

из слогов, в одном из которых есть звук [й’], определять способы переноса слов с буквой

«и краткое»

Словарные слова, толковый словарь, перенос слов, форма слова

Познакомятся со способом переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Научатся различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]; составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]; делить слово для переноса с буквой «и краткое»

и удвоенными согласными; анализировать звучащую речь; работать с толковым словарём

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: определять путём наблюдения способы переноса слов

с буквой «и краткое» (май-ка); контролировать и оценивать процесс

и результат деятельности. 

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции

во взаимодействии

Проявляют эстетические потребности, ценности
и чувства

 ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3 ч)

31

Твёрдые
и мягкие согласные звуки

Проблема. Как обозначается

на письме твердый и мягкий согласный звук?

Цели: развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных

Твёрдые

и мягкие согласные звуки, буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков

Познакомятся с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных.

Научатся: различать мягкие и твёрдые согласные звуки в слове; распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач (условное обозначение твёрдости–мягкости).

Коммуникативные: формулировать свои затруднения, собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Демонстрируют положительное отношение к школе

32

Парные твёрдые

и мягкие согласные звуки

Проблема. От чего зависят твердость и мягкость согласных звуков в слове?

Цели: учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, воспроизводить знания о парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю, я в слове, правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки

Парные твёрдые
и мягкие согласные звуки, словарные слова

Научатся: различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки; определять

и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; правильно обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении твёрдости–мягкости согласных.

Познавательные: осуществлять классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

33

Твёрдые
и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме

Проблема. Чего больше – твердых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки?

Цели: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать

написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове

Звуковая запись слова, интонация

Научатся обозначать
на письме твёрдость–мягкость согласного звука; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв
е, ё, ю, я в слове; читать слова

 орфографически и орфоэпически; демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: использовать приёмы осмысленного чтения при работе

с текстами.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль при работе в паре

Понимают чувства других людей и сопереживают им

 

МЯГКИЙ ЗНАК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА (3 ч)

34

Мягкий знак.

Роль мягкого знака в слове

Проблема. Как на письме обозначается мягкость (твердость) согласных звуков?

Цели: показать роль мягкого знака в слове; развивать умение различать на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и середине слова перед другим согласным, обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком

Мягкий знак – показатель мягкости, кроссворд

Узнают о роли мягкого знака в слове.

Научатся различать
на слух и зрительно слова с мягким согласным в конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного в конце слова мягким знаком; разгадывать кроссворд

Регулятивные: предвосхищать результат; использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью; строить понятные для партнёра высказывания

Осознают экологическую культуру: ценностное отношение к природному миру

35

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и середине слова

Проблема.  Какими буквами обозначается мягкость согласного на письме?

Цели: развивать умение обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком, объяснять правила переноса слов с мягким знаком

Обозначение мягкости согласного на письме, перенос слов

Познакомятся с основными правилами переноса слов с мягким знаком.

Научатся: обозначать на письме мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; объяснить правила переноса слов с мягким знаком; приводить примеры слов с мягким знаком

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа переноса слов с мягким знаком

в середине слова.

Познавательные: накапливать опыт

в переносе слов с мягким знаком

(паль-цы, паль-то).

Коммуникативные: договариваться

о распределении функций и ролей

в совместной деятельности

Осознают эстетические потребности, ценности
и чувства

 36

Обозначение мягкости согласных на письме буквами. Восстановление текста

с нарушенным порядком предложений

Проблема. Как подобрать заголовок к тексту?

Цели: учить обозначать мягкость согласного гласными буквами и мягким знаком; развивать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок; обогащать лексику словами-названиями качеств

и свойств человека

Деформи-рованный текст, порядок предложений в тексте, заголовок, качества человека

Познакомятся с понятием «деформированный текст».

Научатся устанавливать последовательность предложений в тексте, подбирать к тексту заголовок, употреблять названия качеств и свойств человека

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; использовать в общении правила вежливости

Осознают 

(на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.)

СОГЛАСНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ (5 ч)

37

Звонкие

и глухие согласные звуки в конце слова

Проблема. Как различить глухие и звонкие согласные звуки

в слове?

Цели: знать способы различения согласных звуков; учить наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки

Глухие
и звонкие согласные звуки

Познакомятся с особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.

Научатся: различать в слове и вне слова звонкие

и глухие согласные звуки; дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; принимать участие в работе парами

Осуществляют самооценку

на основе критериев успешности учебной деятельности

38

Парные звонкие

и глухие согласные

Проблема. Почему не всегда легко обозначить буквой парный согласный в конце слова?

Цели: познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова; учить различать парные звонкие и глухие согласные, наблюдать за произнесением парных звонких согласных в конце слова

Парные
и непарные глухие

и звонкие согласные звуки

Познакомятся с понятием «парные звонкие и глухие согласные», со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова.

Научатся: сравнивать

произношение и обозначения на письме звонких и глухих согласных в конце слов; работать со «Страничкой для любознательных»

Регулятивные: составлять план и последовательность действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи (при обозначении на письме парного согласного). Коммуникативные: сотрудничать

в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника

Осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур

39

Особенности проверочных

и проверяемых слов для согласных (общее представ

ление)

НРК: Дондок Улзытуев

"Итог" (контр. Списывание)

Проблема. Каким способом можно проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук в конце слова?

Цели: познакомить с особенностями проверочного и проверяемого слов, со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, с этимологическим словарем русского языка; учить различать проверочное и проверяемое слова

Этимологический словарь, проверочные и проверяемые слова для согласных

Познакомятся с правилом обозначения на письме парного по глухости–звонкости согласного звука в конце слова.

Научатся различать проверочное и проверяемое слова; подбирать проверочное слово путём изменения формы слова

Регулятивные: планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при определении проверочных слов.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Осуществляют сотрудничество в разных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и найти

выход

из спорных ситуаций

40

Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

в конце слов

Проблема. Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой парный согласный

в конце слов?

Цели: развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки; учить обозначать парный согласный буквой

Словарные слова, проверочные
и проверяемые слова для согласных

Научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука в конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять; различать проверочное и проверяемое слова

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Проявляют самостоятель

ность, осознают личную ответственность за свои поступки

 41

Упражнения в написании слов с парным согласным звуком

в конце слов

НРК: Сочинение «Бурятия –Родина моя»

Проблема. Расходится ли произношение непарных согласных звуков в конце слов с их обозначением на письме?

Цели: развивать умение правильно обозначать буквой согласный звук в конце слов; провести наблюдение над правописанием гласных и согласных в одинаковой части однокоренных слов

(без введения термина); проверить умение пользоваться приобретёнными знаниями при письме; учить рассматривать рисунок и составлять по нему текст

Омофоны, «тире»,

 диалог, слова, противоположные по значению, текст

Познакомятся с термином «омофоны».

Научатся: пользоваться приобретёнными знаниями при письме; определять тему и главную мысль; подбирать заголовок; выбирать предложения, которыми можно подписать рисунки

Регулятивные: составлять план

и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать

её с позициями партнёров в сотрудни-честве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют самостоятель

ность, осознают личную ответственность за свои поступки. Высказываются

о бережном отношении к природе и всему

живому

на Земле

ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ч)

42

Буквы шипящих согласных звуков. Проект «Скороговорки»

Проблема. Что такое шипящие согласные звуки?

Цели: учить наблюдать особенности произношения шипящих звуков, различать шипящие звуки среди других звуков; развивать навык правильного написания слов с изученными орфограммами, умение составлять текст по рисунку и отвечать на вопросы по содержанию рисунка

Шипящие согласные звуки, сло-варные слова, скороговорка

Познакомятся с особен-ностями произношения шипящих звуков.

Научатся различать шипящие согласные звуки
в слове и вне слова; правильно писать слова с изученными орфограммами; составлять текст по рисунку и составлять ответы

на вопросы по содержанию рисунка

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию.

Коммуникативные: создавать совместно со сверстниками и взрослыми

(родными и др.) информационный объект (по аналогии с данным), осуществлять презентацию проекта

Проявляют этические чувства

(доброжела

тельность и эмоционально-нравственная отзывчивость)

 БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЧН, ЧК, ЧТ (1 ч)

43

Правописание слов с буквосочетаниями чн, чк, чт

Проблема. Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт?

Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт; учить правильно обозначать буквами слова с буквосочетаниями чн, чк, чт и с мягким согласным звуком в конце и середине слова перед согласным

Буквосочетания, рифма, словарные слова

Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями чн, чк, чт.

Научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт; подбирать примеры слов

с такими сочетаниями; писать слова с данным сочетанием букв

Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. 

Познавательные: наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого; ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Осознают граждан-
скую

 идентичность, проявляют, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю

БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ (3 ч)

44

Правописание слов с сочетаниями жи–ши

НРК: Жамсо Тумунов

«БАЙКАЛУ» списывание.

Проблема. Почему написание гласных букв после шипящих надо запомнить?

Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями жи– ши, ча–ща, чу–щу и других изученных правилах письма; объяснять, почему в сочетаниях

жи–ши написание гласной

и надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями жи–ши

Буквосоче

тания, словарные слова, один предмет, много предметов

Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями жи–ши.

Научатся: объяснять, почему в сочетаниях жи–ши написание гласной и надо запомнить; писать слова

с данным сочетанием букв

Регулятивные: преобразовывать прак-тическую задачу в познавательную.

Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников, интерпретировать информацию.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Понимают чувства других людей, сопереживают им

 45

Правописание слов с сочетаниями 

ча–ща,

чу–щу

Проблема. Почему в сочетаниях ча–ща, чу–щу пишутся гласные а, у?

Цели: уточнять знания о написании слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу, объяснять, почему

в этих сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; учить писать слова с сочетаниями ча–ща, чу–щу

Скороговорка, буквосо

четание, предложение

Познакомятся с правилом написания слов с буквосочетаниями ча–ща, чу–щу.

Научатся: объяснять, почему в сочетаниях написание гласных а и у надо запомнить; писать слова

с данным сочетанием букв

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: контролировать

и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознают эстетические потребности, ценности и чувства

46

Правописа

ние слов

с сочетаниями 

жи–ши,

ча–ща,

чу–щу.

Провероч

ный диктант

Проблема. Какие секреты письма вы для себя открыли?

Цели: проверить знания о написании слов с изученными орфограммами; учить составлять текст на определённую лингвистическую тему

Буквосоче

тание, звуковой разбор слова, диалог, вежливые слова

Научатся: группировать орфограммы в соответствии с выбором букв для гласных и согласных звуков с возможностью и невозможностью их проверки; писать слова с изученными орфограммами

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: моделировать (выделять и обобщённо фиксировать) группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

 (правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу).

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Принимают и демонстрируют образ «хорошего ученика»

ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3 ч)

47

Заглавная буква

в именах,

фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок

НРК: Города, реки, озера Бурятии.

Проблема. Какие слова надо писать с заглавной буквы?

Цели: уточнить и обобщить

знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказки; учить применять эти знания на практике

Заглавная буква,

фамилия,

имя, отчество, название города, топонимы, словарные слова

Систематизируют знания о правилах написания имён собственных.

Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; работать со словарными словами; обсуждать и выделять ошибкоопасные места в предложении

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

Познавательные: анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознают гуманистические

и демократические ценности многонациональ

ного российского общества

48

Заглавная буква

в именах собственных

Проблема. Что надо знать

о написании имён собственных? Как подбирают кличку животному?

Цели: развивать умение правильно писать имена собственные, познакомить с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику; учить различать слова-названия животных и слова-клички животных, составлять из предложений текст

Полное, краткое имя, кличка, геогра-фические названия, омофоны

Познакомятся с правилами употребления в речи форм обращения к собеседнику, с понятием «омофоны». 

Научатся: писать имена собственные с заглавной буквы; объяснять их написание; составлять из предложений текст; записывать под диктовку и с комментированием слова и предложения

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия, предвосхищать результат.

Познавательные: находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Используют в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, имени

и отчеству

49

Заглавная буква

в именах собственных.

Проект «Сказочная страничка»

Проблема. Какие секреты вы открыли, изучая тему «Заглавная буква в словах»?

Цели: совершенствовать умение писать слова с заглавной буквы, составлять текст по рисунку

 

Заглавная буква, русская народная сказка

Научатся: составлять устные и письменные ответы на вопросы, рассказ по рисунку; использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, имени и отчеству; писать имена собственные

с заглавной буквы; объяснять их написание

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

Познавательные: осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников и интерпретировать её, давать ей оценку.

Коммуникативные: составлять в группе задания на отработку изученной орфограммы

Осущест-

вляют целостный, социально ориентирован

ный взгляд на мир

в единстве и разнообразии природы, народов, культур

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (1 ч)

50

Повторение изученного материала. Провероч

ный диктант

Проблема. Как вам помогут знания, полученные на уроках русского языка, в жизни?

Цели: проверить умения зрительно находить в тексте орфограммы на изученные правила, писать в соответствии с правилами слова и предложения, составлять предложения по рисунку, подбирать к тексту заголовок

Омофоны, безударная гласная, словари, парная согласная, проверочное и проверяемое слова, перенос слов

Научатся: получать удовольствие от чтения

и письма на родном языке, от общения со сверстниками; писать нескольких предложений под диктовку; отмечать в словах

орфограммы; осуществлять самопроверку и самооценку

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей

и соответствующих им действий с учетом конечного результата, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий, решать орфографические задачи

с опорой на составленный алгоритм, разработанный способ действий.

Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

Уважают
и ценят могущество родной речи, её воздействие

на окружающих, обнаруживают возрастающее понимание её возможностей

Информационно- методическое обеспечение :

 В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык», - М: «Просвещение», 2014

В.П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс: рабочая тетрадь, - М «Просвещение», 2015                                                                          

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...