Урок по русскому языку в 1 классе «Знакомство с буквой З, з»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Н. А. Павлова

«Знакомство с буквой З, з»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №402

111538, г. Москва, ул. Косинская, дом 10А, тел.8495375-71-31, тел/факс 8495375-59-11

E-mail:s402veshn@yandex.ru                                                      http:www.s402.edusite.ru

Конспект урока

по обучению грамоте

в 1  классе

 
 « ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ З, з»

подготовила

учитель начальных классов

Павлова Наталья Александровна

г. Москва 2015

Цели:

  • познакомить с новой буквой;
  •  учить писать печатную букву З, читать слова с буквой З, з;
  •  учить проводить звуковой анализ слов;
  •  развивать фонематический слух.

Тема: Знакомство с буквой З,з.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг.

Момент.

Снег летает и сверкает 

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает 

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. Итак 

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Станем буквы изучать

И научимся читать.

- Какое самое главное правило на уроке? (Внимательно слушать учителя и товарищей.)

- Сегодня на уроке вам предстоит показать, чему вы научились на уроках чтения.

II.Постановка темы и целей урока.

III. Изучение нового материала.

О каком времени года эти строчки:

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами 

Среди полей, вокруг холмов

                А. С. Пушкин

Рассмотрите страницу в учебнике. Сформулируйте тему урока.

(Мы познакомимся с новой буквой и со звуком, который она обозначает.

 Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой. Научимся ее писать.)

1. Введение в тему урока.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница... (зима).

Расскажите, какая бывает зима. (Снежная, морозная, вьюжная и т. д.)

Ох, видно, трудное нам предстоит путешествие

                Гуляет в поле, летает на воле.

                Вдоль села пробегает,

                Сугробы наметает.

                (Метель.)

Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала.

Я метель, царица снега,

Заметаю все вокруг.

Я смешаю землю с небом,

Заведу свою игру.

Я холодными ветрами 

Заморожу города,

Вьюгой остужу, бураном,

Льдом покроется вода.

Посмотрите, сколько снежинок-букв собралось в хоровод, как метель их закружила.

 А, О, У, И, Ы,Э,Я,Ю, Е, Ё.

-А какие звуки они обозначают? (Эти буквы обозначают гласные звуки.)

Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных.

 (Е, Ё, И.Я.Ю)

Метелица дарит вам новую букву – З, з.

-А какой звук она обозначает? ( согласный)

( ищем на таблице букв)

Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве  з  полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.

Чтение слогов на доске.

Метелица дарит вам печатную букву З.

2.Работа в тетради " Я учусь печатать печатные буквы"

«На что похожа буква

Рассмотрите букву З, з. На что она похожа?

Дети читают стихи про букву З.

НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА?

                З – как тонкий завиток,

                Как затейливый вьюнок,

                Звук у З – простой и чистый,

                З запомним очень быстро!

                Т. Синицына

                На эту букву посмотри –

                Она совсем как цифра «три»

 - печатание букв З в тетради.

- чтение предложений,

- соотнесение и запись имён девочек.

3.Игра Метелицы «Повторяй за мной».

Учитель произносит начало предложения, заканчивает чтением слогов, выполняя движения. Дети повторяют за учителем слоги и, соответственно, движения.

Дятел долбит дерево: «За-за-за». (Качают головой.)

Ветер завывает в лесу: «Зу-зу-зу». (Покачивают туловищем.)

Зайчик прыгает по сугробам: «Зо-зо-зо». (Поднимают по очереди ноги.)

Синичка тоненько пищит: «Зи-зи-зи». (Хлопают руками как крыльями.)

А теперь метелица  приготовила для вас загадки

4. Работа по учебнику.

1) Загадки.

                Очень легкая загадка:
                
Кто мне быстро назовет
                
Полосатую лошадку
                
И такой же переход?!

                (Зебра.)

                Не лает, не кусает,

                А в дом не пускает.

                (Замок)

2) Звуковой анализ слов «зебра», «замок».

Рассмотрите схемы справа от рисунков.

Выполните звуковой анализ слова «зебра».

Разделите слова «зебра», «замок» на слоги.

Определите, какой слог ударный.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки з, з’. (Буква «з».)

Игра «Узнай звук»

-Встают девочки.( Если слышится звук твердо)

-Встают мальчики.( Если слышится звук мягко).

( Забор, вокзал, земляника, берёза, зеркало ,зуб, мизинец, зима)

-Послушайте небольшой рассказ о многозначности слова замОк.

(появляется картинка на доске.)

-Напечатаем это слово в учебнике и поставим ударение.(зАмок)

3) Игра «Живые буквы».

Метелица любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмем слово «замок».

Назовите гласные звуки; согласные звуки; поставим ударение.

- Закройте глаза, посмотрите, что изменится ( буквы меняются местами)

 Итак, буквы должны стоять всегда на своём месте, чтобы не поменялось значение слова.

4) Работа по слоговой таблице в учебнике.

Прочитайте слоги: сначала сверху вниз (громко, затем тихо),

 потом снизу вверх (громко – тихо),

 сверху вниз (тихо – громко);

снизу вверх (тихо – громко).

Дополните слоги до слов.

5) Чтение слов в учебнике или на доске.

- Прочитайте слова, в которых один слог.

 - Прочитайте слово- название времени года.

Зима – трудное время года для животных. Почему?

Прочитайте слово – название животного. (Зайка.)

Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя.

6) Чтение по ролям.

ВОЛК

Что ты, волк, такой худой!

Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня!

Увидал обед у пня –

А обед во все лопатки 

Припустился от меня!

Вот несчастье, вот беда –

Быстроногая еда!

-Отметим в каких словах слышится звук З, а в каких (з,)

Метелица видит, что вы любознательны и трудолюбивы. Она предлагает вам прочитать зашифрованные слова.

- Как вы думаете,что надо сделать, чтобы можно было прочитать слова.

Буква З потерялась. Вставим  букву в слова.

моро _ ы
у _ елок

_ ано _ а
_
вон

ре _ инка
_
онтик

( Если будет время)

Выучите скороговорку: «Зоиного зайку зовут Зазнайка».

( Рисунок на доску)

Выходит ученица, переодетая  Метелицей и читает стихотворение.

На доске –  снежинки -карточки с гласными буквами.

На доске появляется листок с б.З

На доске открываются иллюстрации.

Появляется таблица на доске.

Появляется картинка на доске.

Ученики разыгрывают сценку.

Физминутка.

Жили-были прыгуны:

Мы допрыгнем до луны!

Ввысь их вышвырнул батут.

Где вы, прыгуны?

Мы тут!

                 В. Берестов

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

IV.Закрепление.

Работа по учебнику.

1.Метелица со снежинками  придумали слова с одинаковым слогом. Прочитайте их.

- Чем различаются группы слов?

( В первом столбике написан первый слог -за, а во втором- последний) 

-Придумайте и дополните словами каждую группу.

2. Чтение рассказа.

Метелица сочинила рассказ о своем любимом времени года. Снежинки нарисовали к нему иллюстрацию. Рассмотрите ее и предположите, о чем рассказ?

Прочитайте рассказ.

Дайте ему название.

 «Напечатайте» простым карандашом название над текстом.

Сколько предложений в тексте?

- Чем особенны первое и второе предложения?

- Кто нарисовал узоры на окне?

3. Соотнесение картинок и слов.

А теперь Метелица придумала для вас игру " Тишина". Помогите ей выполнить следующее задание – соединить слова и рисунки. Можно ли разговаривать во время работы?

4.Чтение сказки Г. Остера «Где лучше бояться?».

Хотите познакомиться со сказкой «Где лучше бояться(Чтение сказки детьми по ролям)

V. Итог урока.

С какой новой буквой познакомила вас Метелица?

Какие звуки обозначает буква з?

(Звуки [з], [з'].)

Дайте характеристику звукам [з], [з'].     Что понравилось на уроке?

VI. Рефлексия.

Подарим и мы с вами Метелице подарки, каждый раскрасит свою снежинку тем цветом , какое сейчас у него настроение.

Дети раскрашивают снежинки и прикрепляют их на доску.

Литература.

  1. Л.Е. Журова «Букварь», издательство Вентана- Граф, 2015.
  2. М.И. Кузнецова «Учимся писать печатные буквы»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2015.
  3. М.И. Кузнецова «Я учусь писать и считать»- рабочая тетрадь, издательство Вентана- Граф, 2015.
  4. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Просвещение, 2005.
  5. Л.Е. Журова,  Букварь: Методические комментарии к урокам, издательство Вентана- Граф, 2015.
  6. СD- диск. Обучение грамоте, поурочные планы 1 класс. «Начальная школа XXI » века, издательство Учитель 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Знакомство со сложными словами"

Материал включает в себя конспект урока и презентацию....

Внеурочное занятие по русскому языку 2 класс. Знакомство со словарным словом ВОКЗАЛ

Внеурочное занятие по русскому языку представлено в занимательной игровой форме. Показаны нетрадиционные способы запоминая орфограмм, основанные на зрительном, слуховом, деятельностном восприятии....

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Тема «Знакомство с различными видами лингвистических словарей. Слово как языковый знак» . Урок по русскому языку 4 класс УМК "Перспектива"

Цель: помочь детям понять необходимость лингвистических словарей.Задачи:- познакомить с особенностями лингвистических словарей; понять их сходство и различие.-способствовать формированию умения ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....