Урок "Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложение: восклицательный знак в конце предложения"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Петрова Елена Витальевна

Разработка  урока русского языка.

Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».

1   класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1_klass_3_chetvert_2014_god.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение

                          Отрадненская средняя общеобразовательная школа.

Разработка  урока русского языка.

Тема урока: «Речевой этикет: слова-приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений ».

1   класс.

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                 Петрова  Елена Витальевна.

                                                       п. Отрадный.

                                                           

                                                                            УМК «Начальная школа XXI века»

                                                                            Урок № 3  по теме: «Речевой этикет».

                                                                             Блок «Развитие речи».

                                                                             

     

Цель урока:   создать условия  для формирования речевой культуры учащихся

                      ( осознанного применения в повседневной речи слов-приветствий)

Учебные задачи: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях  

                              учебного и бытового общения; освоения  применения  правила

                              постановки  восклицательного знака  в конце предложения,  для

                              усвоения  и отработки приёмов и последовательности правильного

                              списывания  текста.

Планируемые результаты обучения:

                                  1) предметные – учащиеся  научатся соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета  - правильно употреблять слова-приветствия; продолжат обучение безошибочному списыванию;  получат возможность научиться участвовать в диалоге, сотрудничать.

                                     2) метапредметные

– познавательные:  общеучебные (овладение нормами речевого этикета, усвоение интонационных особенностей восклицательных предложений);  логические  (осуществление анализа  –  звуко-буквенного   и смыслового,  т.е.  анализа этикетных слов и определение ситуаций,  в которых они могут быть использованы;

-  регулятивные: оценка правильности выбора языковых  средств общения, элементарный самоанализ успешности участия в учебном диалоге;

 - коммуникативные: построение понятного для слушателей высказывания,  умение задавать вопросы,  формулировать  простые выводы;  сотрудничество;

                                  3) личностные

 -  применение приобретённых  навыков в практической деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения  учебных задач,  осуществление  самоконтроля при выполнении письменных заданий .

                                     

   Оборудование:   учебник  «Русский язык. 1 класс»  (авторы – Иванов  С.В, Евдокимова

                                А.О.,  Кузнецова  М. И.- «Вентана – Граф. 2012 год) и рабочая тетрадь к

                                к нему («Русский  язык. Рабочая тетрадь №1»), демонстрационные

                                слайды,  карточки по каллиграфии, цветные карандаши.

                                                   Ход урока.

   1. Организационная часть.

Организация рабочего места.

Пальчиковая гимнастика.

Правильная посадка при письме.

2 Разминка.

Читаем загадку у  Лунтика:

                   Говорит она беззвучно, но занятно и нескучно.

                   Ты беседуй чаще с  ней – будешь вчетверо умней!

Отгадываем – дорисовываем книги в рабочей тетради (с. 8, упр. 1)

Книги – наши верные друзья. Относиться  к ним нужно бережно.

3.  Актуализация знаний.

1)  Называем буквы на первой строке в упражнении  2 – отыскиваем общий их элемент у Корнея Корнеевича – выполняем упражнение в чистописании.

*Аналогично строится работа со второй строкой в упражнении  2.*

На третьей  строке (с. 8, упр. 2) записываем дату:  20 января.

2) Упражнение в звукобуквенном анализе (с. 9, упр. 3)

Вупсень выбрал слова  кричать и клевер, а Пупсень – слова привет и цветок.   Как вы думаете, почему они не выбрали слово  салют?  (В  нём 5 звуков, а  не шесть.)  Проверим, правильно ли они выполнили задание.  (В итоге отбираются и записываются слова   привет  и клевер.

3)  Читаем загадку у  Лунтика:

                  Куда бежит –  сама не знает.

                  В степи ровна, в лесу петляет.

                  И вдруг споткнётся у порога.

                  Как   зовут  её?   (дорога)

Читаем словарное слово  - подчёркиваем «ошибкоопасное» место – записываем это слово на  четвёртой строке (с. 8, упр. 2)

Читаем пословицу от генерала Шера:

Знайка по дороге бежит, а незнайка на печке лежит.  

                               Физминутка «Гномы».

4.  Определение темы урока,  постановка цели урока.

Слушаем стихотворение Г. Остера.

Если ты пришёл к знакомым – не  здоровайся ни с  кем,

Слов  «пожалуйста»,  «спасибо» никому не говори!

Отвернись  и  на вопросы ни  на  чьи не отвечай!

И тогда  никто не скажет про тебя, что ты болтун.

 - Согласны ли вы с советом автора?  Почему? Это стихотворение так и называется «Вредный совет».  Конечно  же  следовать этому совету не рекомендуется.

 - А теперь давайте прочтём стихотворение В. Орлова (учебник, с. 11 упр. 1).

После чтения отвечаем на вопрос:  почему настроение у рассказчика стало добрым?

Читаем пословицы от генерала Шера:

              Доброе слово дороже золота.

              Доброе слово лечит.

              Доброе  слово – что весенний день.

Кто  уже догадался, чем мы будем заниматься на уроке?  ( И работать не просто с добрыми словами, а со словами-приветствиями.)  А зачем нам это нужно? Зачем знать добрые слова приветствия?  (С приветствия начинается встреча, поэтому именно от приветствия зависит настроение  - нужно уметь поделиться своим добрым настроением!)

                               Физминутка «Самолёт».

5.  Работа по теме урока.

- Давайте прочтём стихотворение О.  Дриза (учебник, с. 12 упр. 2).

Выполняем задание к стихотворению – смотрим слайды «Доброе утро!»,  «Добрый день!»,  «Добрый вечер!»

 - В упражнении 3 записаны слова – приветствия. Прочитаем их вместе!

Как вы думаете, какие слова-приветствия  сложно назвать добрыми?  Да, слова  здорово! и здрасьте!  лучше в качестве слов приветствий не употреблять -  звучат они грубо, пренебрежительно и  уж точно не доставят радости окружающим.

 Какое из приветствий - универсальное, т.е. слово, которым мы можем поприветствовать любого человека в любое время суток?   А что  значит  слово «здравствуйте»?

Наше привычное «здравствуйте» - это ничто  иное как пожелание здоровья.

              *Что такое «здравствуй»?

               Лучшее из слов.

               Потому что «здравствуй»

               Значит «будь здоров!»

Правило запомни,

Знаешь – повтори:

Людям это слово

Чаще говори.

                 Вечером расстались,

                 Встретились с утра –

                 Значит, слово «здравствуй»

                 Повторять пора!*

А  какие слова-приветствия подойдут только для своих друзей-ровесников?  

 - А теперь поиграем: я  показываю вам картинку, а  вы  называете слово-приветствие, уместное в данном случае.  ( Упражнение в применении слов-приветствий)

 - А сейчас поработаем с упражнением 4 в рабочей тетради.

Какие слова нужно вставить? ( Выбираем слово – аргументируем выбор – вписываем слово, соблюдая правила списывания: читаю слово – проговариваю –  диктую себе - списываю – проверяю.)

 - Что общего в получившихся у нас предложениях?  (В конце стоит !)  Такие предложения так и называют  - восклицательные.  И читать их нужно  с особой – восклицательной  - интонацией.   (Тренируемся читать предложения- приветствия)

Читаем вывод в учебнике (с.13)

6.  Обобщение.

-  О  чём  мы сегодня говорили на уроке?   Чему научились?  С какой интонацией нужно произносить предложения- приветствия?  Какой  знак ставится в конце таких предложений на письме?  Зачем нужны слова – приветствия в повседневной жизни?

Я надеюсь, что вы будете приветливо здороваться и  со  своими близкими, и  с односельчанами, и с друзьями, будете дарить им хорошее доброе настроение.

                         Демонстрация слайдов «Слова-приветствия».

                         Повторяем слова приветствия.

7. Итог урока.

   Прочитайте пословицу от генерала Шера (упр.5, с. 13).  Как вы её понимаете?

*Спишите  эту пословицу на свободные строчки  в  упражнении  3  (с.9 рабочей тетради), не забудьте правила списывания: читаю слово – проговариваю – диктую себе -  списываю – проверяю.*

                   

         Дополнительные задания (по возможности, по выбору учителя).

1. Рабочая тетрадь  с.10, упр.5 – работа в парах с последующей взаимопроверкой.

2.  Слушание и обсуждение стихотворения «Доброе утро».

Солнышко ясное встало:

 - Доброе утро! – сказало.

 - Доброе утро! – кричу я прохожим,

Весёлым прохожим, на утро похожим.

А если проснёшься – и дождик в окно

Стучит и стучит, и без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, - всё  равно!

Придумано мудро -  Доброе утро!

                            В. Коркин.

3. Стихотворение о восклицательном знаке.

Ребята!  В предложении

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С  особым выражением

Вы прочитать должны!

                     А. Тетивкин.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс УМК Начальная школа XXI века Русский язык Знаки в конце предложения

1 класс УМК "Начальная школа XXI века"   Русский язык  "Знаки в конце предложения"Коспект урока и презентация. (Есть элементы работы на Смарт доске)...

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ. ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ

Педагогические задачи: создать условия для овладе­ния нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить письму предложений с соблюдением гигие­нических норм; способствовать усв...

Знаки в конце предложений. Урок по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа России".

Презентация, можно использовать на интерактивной доске....

Конспект урока в 1 классе по Русскому языку - «Речевой этикет: слова приветствия, прощения, извинения»

Создание условий для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.Планируемые достижения:...

Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.

Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения.Цель: дать первоначальное представление о диалоге и его оформлении,-учить различать диалог,-находить диалог в те...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Речевой этикет слова приветствия, прощания, извинения»

Данная  технологическая карта  урока русского языка  1 классе по теме «Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения» разработана  к учебнику УМК «Началь...