Изменение глаголов по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рогачёва Наталия Витальевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izmenenie_glagolov_po_chislam.doc290 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку  

во 2-В классе

Изменение глаголов по числам.

УМК  -  Школа России

                             Подготовила: Рогачёва Наталия Витальевна

                                                         учитель начальных  

                                     классов                

Тема урока:   Изменение глаголов по числам.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Цель: Знакомство с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи.

Форма организации урока: урок- исследование.

                   Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

  Предметные умения

                   УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число глаголов».

Отличать единственное число глагола от множественного числа»,

дифференцировать звуки языка: гласные, согласные, согласные парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, шипящие, осознавать роль мягкого и твёрдого знаков;

 Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

Различение звуков, группировка звуков по их характеристике, объяснение лексического значения слов, изменение глаголов по числам; нахождение информации ( с помощью взрослых) о значении слов.

Оборудование: компьютер учителя,

                            мультимедийный проектор,   экран;

                            презентация к уроку;

                          «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина;

                     

                            карточки с заданиями;

                            ручки с зелёным стержнем.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

 II. Актуализация темы урока.

Вот звенит звонок весёлый!

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Коррекция настроения.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

 

- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории. Слайд 1.

К нам на урок пришёл  Незнайка со своей весёлой песенкой

(Песня Незнайки) включить. Слайд 2.

-Давайте попробуем переубедить Незнайку. Начинаем наш урок.

- Тему нашего урока узнаете, если отгадаете загадку.

 

Слайд 3

 

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё  в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят знанья.

 Цветут сады.

И хлеб в полях растет.( Глагол).

-  Прочитайте выделенные слова. Что это за часть речи? Что мы  знаем о глаголах?

- Так о какой части речи мы сегодня поговорим?

(О глаголе).

 Проверим готовность к уроку.  Слайд 4.

Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Откроем наши тетради.

Я тетрадочку открою и с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу!

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Запишем число, классная работа.

III. Актуализация опорных знаний.

1.Чистописание.

II.  Словарная работа.

- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы.

СЛАЙД №5.

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные  звуки.

Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие  согласные  звуки.

Какая буква у вас осталась?

Какие звуки обозначает буква  эм?

СЛАЙД №6.

Запишите буквосочетания:  1 строка - Мм ,  2 строка – мл  мм  мн  мо (продолжить).

Дети работают в тетради.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, а узнать его вы сможете, отгадав загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

                              Слайд  № 7. (Медведь)    

-Какая орфограмма в слове медведь? (после буквы м надо писать букву е)

-Запишите в тетрадь.

-Поставьте ударение. (ударение падает на вторую гласную е) (Слайд)

-Какие ещё есть орфограммы в этом слове?  (в конце слова после буквы д  надо писать ь ; в конце слова слышим  звук [ т], а надо писать букву д, потому что проверочное слово – медведи) Подчеркните.

-Запишите это слово с новой строки. Разделите на слоги.

- Сколько слогов в слове? ( 2 слога) Запишите.

-Сколько гласных? ( 2 гласные)

-Сколько согласных? (4 согласные)

-Сколько букв и звуков?  (7 букв, 6 звуков)

-Почему звуков меньше, чем  букв? (ь звука не обозначает)

IV. Работа по теме урока.

-Составьте предложение со словом медведь.

- Что делает медведь зимой?

Слайд  № 8.

   Зимой медведь спит.   

Запишите это предложение в тетрадь.

- Какое это предложение? (повествовательное, невосклицательное)

- О ком говорится в предложении? ( о медведе)

- Какая это часть речи? (сущ.)  Надпишите       (Слайд)

-Что такое существительное? ( слова, которые обозначают предмет)

- Определите число существительного? (ед.ч.) Надпишите.

-Подчеркните одной чертой.

-Что делает медведь? (спит) Какая это часть речи? (глаг.) Надпишите.

-Что такое глагол? (слова, которые обозначают действие предмета)

-Определите число глагола (ед.ч.) Надпишите. Подчеркните двумя чертами.

- Составьте предложение так, чтобы  этот глагол употреблялся во множественном числе.

Слайд  № 9.

Зимой медведи спят.  Запишите.

-В каком числе употреблено существительное и глагол? (мн.ч.) Надпишите.

-На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе? (что делал? Что сделал?  Что делала? Что сделала? Что делало? Что сделало?)

- На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе? (что делали? Что сделали?)

Слайд  № 10.

                              Вышел из лесу Медведь            

                              Стал от голода реветь.

                               Вдруг заметил колобка.

                              Стал плясать он гопака.

                 Испугался Колобок,

                 Задрожал румяный бок,

                 «Не дрожи», - медведь сказал

                  И на текст он показал.

Слайд  № 11.

Ребята, перед вами текст.

-Найдите в тексте глаголы и определите их число.    

           

 Маленький медвежонок упал с обрыва. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Рядом проходили лесники. Они услышали стон. Лесники подбежали и освободили беднягу. Медвежонка принесли домой.

V. Физкультминутка.                                                       

  Слайд  № 12.

 Пришло время немного отдохнуть.

Ребята, если я называю глагол в единственном числе, то вы хлопаете, а если во множественном, то вы приседаете.

Гуляет, ходит, прыгают, смотрит, отвечают, идёт, поют, танцуют, летает,  хрюкают, мяукают, хлопает,топает,радуется! Молодцы!                                  

VI. Закрепление изученного материала.

      Итак, ребята, какое важное открытие, связанное с глаголом, мы сегодня сделали? Слайд №13.

 Глаголы могут употребляться в единственном и во множественном числе! Совершенно верно!

Слайды № 14,15.

 Незнайка говорит нам до свидания и желает дальнейших успехов и новых открытий!

Работа с интерактивной доской.                  

 Игра «Перепутаница»        

-Подберите к существительным подходящие глаголы. Ребята записывают на доске глагол сначала в единственном числе, а затем во множественном.

- Как овца голос подаёт? (блеет)

- Как волк голос подаёт? (воет)

- Как свинья голос подаёт? (хрюкает)

- Как гусь голос подаёт? (гогочет)

- Как курица голос подаёт? (кудахчет)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (что делает?)

- В каком числе они стоят? (ед.ч.)

- Поставьте их во множественном числе.( блеют, воют, хрюкают, гогочут, кудахчут)

Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием.

 Выборочный диктант. 

1.     Прочитать  текст. Выписать глаголы в два столбика: 1-й ед. ч, 2-й мн. ч.

В селе у самого леса жили подружки Маша и Даша. Вместе они по грибы, ягоды ходили, венки плели, песни пели. Раз в погожий денёк пошли они за ягодой земляникой.

         Ветерок по деревьям пробегает, лес шумит, будто сказку сказывает, солнышко с неба смотрит, смеётся…

 Работа в парах.

-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Можно советоваться друг с другом, помогать друг другу.

Игра “ Найди ошибку”. 

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Работа с учебником. стр. 61 правила.

-Откройте учебник на стр.33 упр.50

 -Составьте предложения.(устно)

- Запишите 3 предложения. Надпишите число существительного и глагола в каждом предложении.

Самостоятельная работа упр. 105 .

Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.

Взаимопроверка.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- С какой частью речи мы сегодня работали на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Что понравилось на уроке? 

-Покажите картинку, как вы себя чувствовали на уроке, понравился ли вам урок? А теперь давайте поделимся друг с другом нашим хорошим настроением и создадим целую лужайку! 

Выставление оценок.

VIII. домашнее задание.

Домашнее задание: ст.33 упр.51

Список использованной литературы

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык 2 кл. Москва «Просвещение», 2009
  2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку 2 кл. Москва «Вако», 2007
  3. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир. Сборник загадок 1-4 кл.  Москва «Экзамен», 2009
  4. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Дидактические материалы по русскому языку 2 кл. Москва «Просвещение», 2010

Интернет-ресурсы

1. fotki.yandex.ru

 

                              

 

1.     Прочитать  текст. Выписать глаголы в два столбика: 1-й ед. ч, 2-й мн. ч.

В селе у самого леса жили подружки Маша и Даша. Вместе они по грибы, ягоды ходили, венки плели, песни пели. Раз в погожий денёк пошли они за ягодой земляникой.

         Ветерок по деревьям пробегает, лес шумит, будто сказку сказывает, солнышко с неба смотрит, смеётся…

                              

 

1.     Прочитать  текст. Выписать глаголы в два столбика: 1-й ед. ч, 2-й мн. ч.

В селе у самого леса жили подружки Маша и Даша. Вместе они по грибы, ягоды ходили, венки плели, песни пели. Раз в погожий денёк пошли они за ягодой земляникой.          Ветерок по деревьям пробегает, лес шумит, будто сказку сказывает, солнышко с неба смотрит, смеётся…

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

Игра “ Найди ошибку”.

  • Дверная ручька;
  • Мальчик бижал;
  • Высокий дуп;
  • Подошел к чяще.

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   М

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"  построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла...

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

Открытый урок по русскому языку 3 класс...

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Конспект урока с презентацией по программе "Школа России", ФГОС...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число глаголов. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Число глаголов. Изменение глаголов по числам"...

Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам"

Конспект урока по русскому языку                                              У...