Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Писаренко Анжелика Александровна

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3_-_kopiya.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

Цель: познакомить учащихся с грамматическим признаком глагола- числом; организовать наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам.

Класс:3

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Личностные умения:

Проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

Строить предложение с глаголами единственного или множественного числа и обосновывать своё мнение.

Учиться изменять глаголы по числам.

Регулятивные умения:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

Формулировать высказывание, мнение.

Оборудование: Учебник «Русский язык»: УМК «Перспектива» ,3 класс, страница 77-78. Презентация к уроку. Компьютер, мультимедийный проектор. Карточки с заданием.

Конспект урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анжелика Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: 6 апреля, классная работа.

Минутка чистописания

- Давайте подготовим наши пальчики к письму, запишем пословицу «Не рой другому яму, сам упадешь» (пословица записана на доске)

2. Актуализация знаний

-Прочитайте стихотворение (на слайде)

Ставит дождь на окна точки.

А по крыше без конца

Барабанят молоточки,

Лужи зябнут у крыльца.

Е.Авдеенко

-Выпишите грамматические основы по схеме: ______  =====

(Дождь ставит, молоточки барабанят, лужи зябнут)

-Определите число имен существительных.

(Дождь- ед.ч., молоточки- мн.ч., лужи- мн.ч)

-Что обозначают имена существительные в единственном числе? (один предмет)

-Что обозначают имена существительные в множественном числе? (много  предметов)

3. Самоопределение к деятельности

-Какую часть речи называют глаголом?(которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? или что сделать?)

-Что вы можете сказать о числе, в котором употреблены глаголы в стихотворении? (ответы детей)

-Можно ли сказать, что глаголы в единственном числе обозначают действие, которое происходит быстро, а глаголы во множественном числе- действия, которые длятся долго? (нет)

-Что нам необходимо выяснить на уроке?(как изменяются глаголы по числам)

– Посмотрите на предложения (на слайде: Гуси летят. Дельфины плавают. Олени пьют.)

 – Измените предложения, чтобы в них действовал один предмет.

(Гусь летит. Дельфин плавает. Олень пьет.)

– Что изменилось в предложениях? (Существительные)

 – Что произошло с глаголами? (Они тоже стали  единственного  числа.)

-Что изменилось в словах? (окончание).

-Какой вывод сделаем? (при изменении числа меняется окончание).

-Значит, о чем мы сегодня еще будем говорить? (как изменяются окончания при изменении числа)

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику.

(Наблюдение за изменением глаголов по числам)

Упражнение 141 (с.77)

Соловей поет.           Соловьи поют.

Лодка приплывет.      Лодки приплывут.

Звонок звенел.            Звонки звенели.

-Прочитайте упражнение. Выпишите на доске глаголы парами из предложений левого и правого столбиков по образцу и выделите окончания. (3 ученика у доски)

(Поет-поют, приплывет-приплывут, звенел-звенели)

-Могут ли, изменятся глаголы по числам? (да)

-Какое действие обозначают глаголы в единственном и множественном числе? (Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы во множественном числе-действие нескольких предметов)

-Прочитайте «Узелки на память» на с.77.

«Узелки на память»

Глаголы изменяются по числам и могут употребляться в единственном и множественном числе.

Глаголы в единственном числе называют действие одного предмета, во множественном числе- действие нескольких предметов:

Говорю-говорим, сказал-сказали.

При изменении глаголов по числам изменяются и их окончания:

Говор ю –говор им , сказал а –сказал и .

Подтвердились ли наши наблюдения? (да)

-Что изменяется у глаголов при изменении по числам? (окончание)

Упражнение 142 (с.78)

-Прочитайте упражнение и спишите (работа у доски).

(В поле тает (настоящее время, ед.ч) последний снег. Шумят (настоящее, мн.ч) по оврагам ручьи. Летят (настоящее, мн.ч) караваном журавли. Первый подснежник улыбается (настоящее, ед.ч) солнцу. Птицы вьют (настоящее, мн.ч) гнезда. Звуки их песен льются (настоящее, мн.ч)  от зари до зари.)

-Подчеркните глаголы. Укажите их время и число. Выделите окончания. 5.Физкультминутка

-Давайте немного отдохнем

(Анимационная физкультминутка)

6.Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упражнение 143 (с.78)

1. Утенок убежал, и все остальные утята (убежать) тоже. 2. Плывет по реке большой корабль, и маленькие корабли тоже (плыть) с ними рядом. 3.Летит впереди огромный самолет, а самолеты поменьше (лететь) позади него.

-Поставьте глаголы из скобок в нужную форму и запишите полученные предложения. Укажите число глаголов. Выделите окончания.

(1. Утенок убежал (ед.ч), и все остальные утята убежали (мн.ч) тоже. 2. Плывет (ед.ч) по реке большой корабль, и маленькие корабли тоже плывут(мн.ч)  с ними рядом. 3.Летит (ед.ч) впереди огромный самолет, а самолеты поменьше летят (мн.ч)  позади него.)

-Понаблюдайте, как связаны слова в предложении. Если изменить число имени существительного, изменится ли число глагола, обозначающего действие этого существительного? (да)

-Какой сделаем вывод? (число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол)

- Обратите внимание на то, как изменились окончания.

7. Рефлексия

Работа по карточкам

-Прочитайте загадки. Подчеркните глаголы, укажите их число и выделите окончания. Напишите отгадки.

На сучках висят(мн.ч) шары,

Посинели от жары.

(Сливы)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет(ед.ч),

Там заметку кладет(ед.ч).

(Карандаш)

Мы ходим(мн.ч) ночью, ходим(мн.ч) днем,

Но никуда мы не уйдем(мн.ч).

(Часы)

Вот иголки и булавки,

Вылезают (мн.ч)  из-под лавки.

На меня они глядят (мн.ч),

Молока они хотят (мн.ч).

(Еж)

(Проверка)

8.Подведение итогов урока

-Какой признак глагола мы изучали на уроке? (число)

-Что вы узнали о числах глагола? (Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета, а глаголы во множественном числе-действие нескольких предметов; число глаголов зависит от имени существительного, действие которого называет глагол)

-Ребята, на партах у вас лежат бумажные круги, если вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте такой смайлик (показ смайлика), если на уроке вы работали не плохо, нарисуйте такой смайлик (показ смайлика), если на уроке вам было трудно, нарисуйте такой смайлик (показ смайлика).

-Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России" Изменение глаголов по числам"

Урок открытия новых знаний из раздела “Части речи” разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК “Школа России”, пос...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Прошедшее время глагола. Изменение глаголов по числам и родам».»

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам. ...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число глаголов. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Число глаголов. Изменение глаголов по числам"...

Конспект урока русского языка. Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:знать: как изменяются глаголы по числам; как определяется числ...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Глагол. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цель: формирование умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам.Задачи:Познавательные:- формирование представления об особенностях формы числа глаголов, умения определять число...

Конспект урока русского языка. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.

Тип урока: урок формирования первоначальных  предметных навыков(целевое назначение данного типа урока: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.)...

Конспект по русскому языку 3 класс, УМК "Школа России". Тема «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результаты:Предметные:уметь различать глаголы по временам;уметь различать глаголы в единственном и множественном...