Работа разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос "чей?".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Зверева Антонина Николаевна

Разработка урока русского языка ы 4 классе по программе ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_4_kl.odt27.4 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК   РУССКОГО   ЯЗЫКА в 4 КЛАССЕ (ПНШ)

Разработка учителя начальных классов Зверевой А. Н.       

Тема:    Работа разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на                                                     вопрос «чей?»

Личностные УУД :

- нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания,исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

Общеучебные: - формулирование познавательной цели;

                          - поиск и выделении информации;

                          - моделирование.

Логические:     - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

                          - подведение под понятие, выделение следствий;

                          - выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблемы:

                          - формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

 - планирование (определение цели);

 - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно);

- контроль ( в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

  • волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии;

                                  Организационный момент

        Дорогие ребята!

         У вас хорошее настроение?

         Тогда подарите всем хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и гостям.

        Сегодня каждый из вас сам будет оценивать свою работу, а критериями этой оценки будут:  

                               1.  Активность;

  1. Аккуратность;
  2. Правильность выполнения;

4.  Самоконтроль                (критерии — на доске)

                                                          Ход урока:

          1. Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

  1. По оглавлению учебника найдём следующую тему урока. (дети открывают

с. 140  и самостоятельно читают её.)

          3. Запишите тему урока в тетради.

          4. Сформулируйте цель нашего урока.

          - правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос  «чей?»;

        - ставить к прилагательным вопросы чей? и какой? в соответствии со значением слов;

        - различать разный состав слова у прилагательных , отвечающих на вопросы  какой?  и чей?

          № 144   Прочитайте первое словосочетание. (читают самостоятельно)

          1.1. Прочитайте 1-ый вопрос. (Все вопросы читают ученики по цепочке):

          - с помощью слов какой части речи охарактеризован нос? (имени прилаг.)

          - какое их двух прилагательных отвечает на вопрос КАКОЙ? (мокрый)

          - А какое отвечает ещё и на вопрос ЧЕЙ? (барсучий)

          - Можно ли из словосочетания  «МОКРЫЙ НОС» понять, кому этот нос принадлежит: барсуку, мальчику, котёнку, ещё кому-нибудь? (нет, нельзя)

          - А из словосочетания «БАРСУЧИЙ НОС» ясно ли кому принадлежит нос?

(Да, ясно. Барсуку.)

          - Как  ты по-другому  скажешь: «БАРСУЧИЙ НОС» - это нос кого? (барсука)

          1.2.   Прочитайте второе словосочетание. (читают самостоятельно)         

          - какое прилагательное во 2-м примере указывает на того, кому принадлежит костюм? ( на папу)

          - на какой вопрос отвечает это прилагательное? (ЧЕЙ?)

          - как  можно по-другому сказать: «папин костюм — это костюм...» кого? (папы)

          1.3.  Самостоятельно прочитайте 3, 4 и 5 словосочетания.

          - Какое из прилагательных в каждом примере показывает, что данный предмет кому-то принадлежит или к кому-то имеет отношение?

          - Кому именно принадлежит домик? Нора? Сеть? (Охотнику, волку, рыбаку)

          № 145 -  дети читают задание и выполняют его самостоятельно. Для    проверки один из учеников выполняет упражнение с обратной стороны доски.

Напоминаю детям : Не забудьте записать существительные, которые дали жизнь прилагательным!

         Охотничий домик (охотник)

         Волчья нора (волк)

         Рыбачья сеть (рыбак).

         Обратите внимание на орфограмму в 3-ем и 4-ом прилагательном.

         Почему здесь надо писать разделительный Ь?

         № 146 .  Прочитайте первые 4 строки задания самостоятельно. 

Как поняли задание? (Надо из каждой пары словосочетаний выписать то, в котором прилагательное может отвечать на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? На цвет пока не надо обращать внимание.)

         Мамин шарф.

         Лисья нора.

         Воронье гнездо.

         Волчий зуб.

         Нянин платок.

         (Проверка выполнения устно. Прочитайте, что у вас получилось?)

         От основ каких существительных образованы эти прилагательные?(мама, лиса, ворона, волк, няня)

         Подчеркните  изучаемую орфограмму, если она имеется в словосочетаниях? Назовите эти слова. (лисья, воронье)

        Читаю  текст учебника:

        - Обратите внимание: во всех словосочетаниях, выделенных цветом, ОБА прилагательных образованы от основ существительных, - сказала Евдокия Васильевна. - Но лишь одно из прилагательных  в каждой паре отвечает на вопрос ЧЕЙ? Другое отвечает на вопрос КАКОЙ?

        Подтвердите слова Евдокии Васильевны. Назовите  существительные, от основ которых образованы прилагательные, выделенные цветом.

          Шёлковый — от основы  слова «шёлк»;

          Мамин — от «мама»;

          Шерстяной — от «шерсть»;

          Папин — от «папа»;

          Пуховый — от «пух»;

          нянин — от «няня».

          А какие же прилагательные в каждой из этих пар отвечают только на вопрос ЧЕЙ? (мамин, папин, нянин)

         Ребята! Евдокия Васильевна хочет вам ещё что-то сообщить. Но письмо, адресованное вам, надо найти. Я предполагаю, что оно у кого-то из вас под столом. Поищите!

         Дети ищут и находят 2 конверта: письмо и карточки.

         Давайте сначала прочитаем письмо.

         Письмо читает тот ученик, который нашёл его.

         Дорогие дети! Я хочу сообщить вам следующее: на вопрос ЧЕЙ? отвечают

только прилагательные, образованные от основ  имён существительных одушевлённых. Слова, написанные на карточках помогут вам в этом убедиться. Успехов!

         Работа со словами, записанными на карточках: ( заяц, кошка, ворона, медведь) .

         Предлагаю образовать от  основ данных существительных прилагательные, которые сочетались бы со словом ЛАПА.

         Заячья лапа , кошачья лапа, воронья лапа, медвежья лапа.

         Образуем прилагательные, которые сочетались бы со словом  ГНЕЗДО.

         Права была Евдокия Васильевна? Все прилагательные образованы от основ существительных одушевлённых?

Запишите словосочетания, подчеркните орфограммы в прилагательных. Назовите их.

        А теперь мы вернёмся к  упр. 146 , прочитаем задание и образец его выполнения. Выполняем самостоятельно.

       - Какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ?  (папин, нянин)

      Обменяйтесь тетрадями и проверьте это задание.

      № 147. Прочитайте задание № 1. Что надо сделать? Назовите только те прилагательные, которые надо выписать. Самостоятельно выписываем эти прилагательные.

      Дом. задание:   № 147(задание 2)

     Обобщение:

- Достигли ли поставленной цели? У кого всё получилось? У кого были ошибки?Оцени-те свою работу на уроке в соответствии с критериями. Поставьте себе эту оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»

Урок русского языка 4 класс по теме:  «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.Задачи урока:Закреплять умения:- определять грамматические и смысловые связи слов в пред...

Проверочная работа "Разделительный ъ и ь"

Проверочная работа по русскому языку на тему "Разделительный Ъ и Ь"...

Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твёрдый знак и его работа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: "Разделительный мягкий знак и его работа. Разделительный твердый знак и его работа". Прописаны этапу урока, формируемые УУД на ...

Работа разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?

Работа разделительного Ьв прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?" (УМК "ПНШ", 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования правописания разделительного «ь» в прилагательных, отвечающих на вопрос: чей?Задачи ур...