"Орфограммы безударных и ударных гласных"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс ОС Гармония на тему: "Орфограммы безударных и ударных гласных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx201.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА

Составитель: Кирилкина Елена Владимировна,

учитель МОУ СОШ пос. Титово

 Пачелмского района Пензенской области

ГРУППА

-2016г-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский  язык

ТЕМА: Орфограммы безударных и ударных гласных

КЛАСС: 2

ОС: Гармония

ТИП УРОКА: урок освоения нового знания (ОНЗ)

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: помочь детям «подвести» безударные гласные под понятие «орфограмма» и распространить это понятие на ударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограмма, опасное место, безударные гласные, предложение, текст.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

Предметные умения:

  • раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользоваться термином «орфограмма»;
  • обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, то есть предвидеть, прогнозировать орфограммы;
  • пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с окошком) как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка;
  • осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи;
  • осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы.

Коммуникативные:

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач;
  • делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Информационный материал

  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык» 1-4 классы.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений.
  • Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  «Русский язык. К тайнам нашего языка» 2 класс.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь по русскому языку.
  • А.К. Дусавицкий «Урок в начальной школе» Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.

Демонстрационный материал

  1. лента букв;
  2. таблица гласных:

[а] [о] [у] [ы] [и] [э]

  1. схема обозначения буквами гласных звуков:

Я

А

Ё

О

Ю

У

И

Ы

Е

Э

4)     Опасные при письме письма

       

           

                    а                                        

        о                   ЖИ

                                  ШИ

                 и

                   е                  ЧА

                                            ЩА

              я                  ЧУ

                                   ЩУ

5) шипящие согласные:

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные

6) Как искать опасные места?

1. Определи в слове ударный слог.

2. Найди безударные гласные.

3. Проверь, нет ли под ударением сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

                        Интерактивный материал

Презентация  «Орфограммы безударных гласных»

 

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

  •     Парная

        Групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

3. Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

8. Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

− Ребята, вспомните, чему был посвящен наш последний урок? (Познакомились с новыми научными понятиями «орфограмма», «орфографическая ошибка. Учились писать без ошибок)

− Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо  выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и  выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)

− Желаю вам успешной работы!

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Цели деятельности

Учебные задания

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Сообщение учителя  Презентация C:\Users\медиа\Desktop\7550_3.jpg

- Эта история произошла с мальчиком Витей и котом Кузей в сказочной стране, где всем командовали вопросительный и восклицательный знаки. 

        Групповая работа

                          Выполнение Упр.100 с.49

- Запишите слово, которое писал Витя, значками звуков. Отметьте опасные места и объясните, в чём трудность.

  к а л б а с аC:\Users\медиа\Desktop\tema_texta.png

- Вспомните, какие буквы могут быть на месте безударного звука  а

(Буквы о или а)

- Как же  мог написать это слово Витя?

- Вот он и мог написать один раз в обоих случаях а, во второй раз – о, а третий – и о, и а, но не так распределить их.

- Чего же он не сумел? (Правильно выбрать буквы).

- Найдите в отрывке верно написанное слово и спишите его. Там, где звук и буква не совпадают, поставь знак - ; где совпадают – поставь - +.

- Покажите в схеме, как обозначен буквами безударный звук  а

а     а

       о

Задание на пробное действие

        Индивидуальная работа

На доске записаны слова, а у каждого ученика карточка с заданием :

гр…бок (и, е)       м…ш…на (а, о, и, ы)      ч…до (у, ю)

с…сна (а, о)         пл…щ…дка (а,о, я)         ж…раф (и, ы)

− Вставьте пропущенные буквы.

− Кто не выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)

− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

− Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3. Выявление места и причины затруднения

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1)Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− В чем ваше затруднение? (В выборе написания гласных: а – я, и – ы, у-ю)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила выбора гласных после согласных.)

− Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили, что мы не знаем.)

- Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)

Познавательные:

  • умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

− Какова же цель нашего урока? (Узнать, что-то новое про буквы на месте безударного гласного звука и ударного)

− Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить, почему вы выбрали такой порядок.

На доску вывешиваются отдельные шаги плана. Учащиеся предлагают свои варианты расстановки шагов. Согласованный вариант вывешивается на доску.

План действий:

  1. Узнать секрет безударных гласных и ударных.
  2. Применить секрет для выбора букв.
  3. Сделать вывод.

Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

5. Реализация построенного проекта

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

− Первый пункт плана помогу вам выполнить я. Раскрою вам один исторический секрет, а вы внимательно его послушайте. Когда-то наши буквы Ж, Ш − были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А.Сейчас же буквы (как мы помним) Ж, Ш – всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А, У.

−  Для каких букв вы узнали секрет?  В чём он состоит?

Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания.

− Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.)

− Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.

Шаги для определения гласной

1. Определи в слове ударный слог.

2. Найди безударные гласные.

3. Проверь, нет ли под ударением сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Образец устного ответа:

Гр(и,е)бок. Ударный слог – бок. Звук и  находится в безударном положении. Он может обозначаться буквами и е, и и. Значит, здесь опасное место. Поставим окошко.

Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.

В результате в тетрадях должно быть записано:

гр…бок        м…шина           чудо

с…сна          пл…щадка         жираф

- Какой вывод можешь подтвердить?

-Буква на месте безударного гласного звука – это орфограмма.

- Буквы ударных гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Выполнение учебного задания Упр.104 с.51

- Витя думал, что бы ещё попросить: кисель, кефир, сок или чай. Но он боялся снова ошибиться.

- Выпишите слово, в котором на месте гласного Витя не сделал бы ошибки.

- Во второй столбик запиши слово, в котором безударного гласного нет, но орфограмма есть. Подчеркни её.

- Слова кисель, кефир – «словарные».

-В чём трудность, почему на месте второй буквы есть орфограмма? Звук один, а буквы – разные. Правильно нужно уметь выбрать.  В этих словах буквы гласных необходимо запомнить.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?

- Поэт В. Лёвин для своей маленькой дочки сочинил «Кричалку» в дождик.

- Почему он так назвал свой стишок? Запишите слово-название, но сначала уточните, где в нём опасности письма – орфограммы.

Кри…чалка

Я х…чу р…сти, р…сти!

                                 Не  б…юсь я сыр…сти!

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Работа в тетради на печатной основе

Регулятивные: прогнозирование

9. Рефлексия учебной деятельности

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

− Что нового вы узнали на уроке? Буква на месте безударного гласного звука – это орфограмма.  Буквы ударных гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Подвести итог нашей работы.

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– Оцените свою деятельность

MCj04298330000[1]

MCj04280650000[1]

           Не понял                                              ПонялMCj04280710000[1]

                                           ЯMCj04281130000[1]

.

            Понял, но                                Понял и могу научить

Задание на дом

- Дома поделитесь новыми сведениями с родителями.

Выполните Упр.105 с.52

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

Цель:Помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки....

Конспект урока "безударные и ударные гласные"

Конспект – сценарий урока.Цель - формирование образовательных компетенций( информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) в предметной области Русский язык по теме: обозначение ударного гл...

Виды работ над орфограммой "Безударная гласная"

Безударная гласная - тррудная тема для начальной школы. Использование материала помогает повысить грамотность обучающихся....

Виды работ над орфограммой "Безударная гласная"

Безударная гласная - тррудная тема для начальной школы. Использование материала помогает повысить грамотность обучающихся....

Орфограммы безударных и ударных гласных

Урок открытия нового знания...

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»Цель  урока: ...