Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кузнецова Лидия Викторовна

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»

Цель  урока:  умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые   безударные гласные, использовать разные способы  подбора проверочных слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова(изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным)»

Учитель начальных классов ,

Кузнецова Лидия Викторовна

Урок-практикум (закрепление изученного).

Цель  урока:  умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые   безударные гласные, использовать разные способы  подбора проверочных слов.

Задачи:

Обучающие

- создать условия для развития умения распознавать и  проверять написание безударных гласных в корня,

- отработать алгоритм проверки безударной гласной буквы в корне слова.

-совершенствовать умение находить проверочное слово путем изменения формы слова; способом подбора однокоренных слов.

Развивающие

- орфографическую зоркость,  слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь учащихся.

- развивать умение работать самостоятельно и в парах.  

Воспитательные

- коммуникативные навыки

-прививать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся будут учиться:

распознавать слова с безударной гласной в коне среди других слов;

различать  проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

устанавливать способ проверки безударной гласной в слове;

применять изученные способы действий при правописании слов с безударными гласными в корне.

Метапредметные

Познавательные:

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения безударной гласной буквы безударного гласного звука.
  • умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение взаимодействовать в группе;

Регулятивные УУД: 

  • принимать и сохранять  задачи учебной деятельности;
  • в сотрудничестве с учителем находить средства  осуществления  учебные задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль,
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Коммуникативные УУД:

  • слышать и слушать собеседника;
  • монологически грамотно излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные УУД: 

  • развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им,
  •  умение оценивать работы товарищей и радоваться их  успехам;

 

Данный урок построен с применением игровой, здровьесберегающей и ИКТ  технологий

Оборудование:

  • учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - М.: Просвещение 2014г.
  • Кроссворд «Словарные слова»
  • мультимедийная презентация;
  • записи песен из мультфильма «Маша и медведь»;
  • технологическая карта с  алгоритм проверки безударной гласной и заданиями;
  • таблички со словами;
  • таблички для кластера.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

(психологичес-

кий настрой)

Организация начала урока

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Руки? (На месте)

Ноги? (На месте)

Локти? (У края)

Спина? (Прямая)

Прочитайте фразеологизм: Сделать на скорую руку (СЛАЙД)

- Объясните смысл этого выражения. (Быстро, небрежно, торопливо).

- Можно так работать на уроке?

- А как же вы будете работать? (Сосредоточенно, старательно, вдумчиво). (СЛАЙД)

Хором произносят

Читают

Объясняют

Настраиваются на работу

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Словарная работа.

Отгадайте кроссворд

1) столица России (Москва)

2) домашнее животное, друг человека (собака)

3) тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)

4) ребенок женского рода (девочка)

5) крупное рогатое домашнее животное(корова)

6) маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)

7) дикое животное с длинными ушами (заяц)

8) вежливое слово, которое мы употребляем, когда встречаемся (здравствуй)

Какую орфограмму вы использовали при записи слов.

Организация взаимопроверки:

Отвечают

Отгадывают кроссворд

Отвечают (непроверяемые гласные в корне слова)

Актуализация знаний

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Постановка цели и задач  урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему урока

Постановка цели и задач  урока

Послушайте небольшой отрывок песенки и угадайте имена сказочных героев.(СЛАЙД)

Мозговой штурм Вот какое письмо Маша прислала своему другу Медведю.

« Мой друг Медведь! Давай поиграем. Возьми  мечи и приходи в гости»

(СЛАЙД) Медведь выполнил просьбу Маши. Взял, что она просила. Но когда они встретились, Маша очень расстроилась.  У Медведя были игрушечные мечи.

Фронтальный опрос
Как вы думаете, что  просила принести  Маша?

Почему Маша и Медведь не поняли друг друга?

 Какую орфограмму не знала Маша?

Как вы думаете, что надо делать, чтобы не получилось как у Маши?

Над какой орфограммой мы с вами будем работать?

(СЛАЙД) Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово мячи?

Сформулируйте тему урока.( Способы проверки написания безударной гласной в корне слова.)Чему будем учиться?

Какие умения нам необходимы для этого?

Усвоение новых знаний и способов действий.

Итак, приступаем к реализации  цели.

Откройте учебник на стр. 96 и прочитайте правило.

Учитель комментирует правило.

Обобщите каким  способом можно подобрать проверочное слово?

Составление кластера с учащимися:

                      Способы проверки слов

Форма слова                    Однокоренные слова                                                                                  

- один, -много                              - признак предмета,
                                                    – предмет,
                                                   - действие предмета,
                                                   – большой,  маленький.

Слушают музыкальное вступление к мультфильму «Маша и Медведь»

Угадывают героев

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

С помощью учителя формулируют тему урока

Высказывают предположения)

(Умения ставить ударение, выделять корень, подбирать проверочное слово, обозначать орфограммы

Хором читают  правило

Обобщают: Изменить слово или подобрать однокоренное слово

Составляют кластер

Работа над новым материалом.

Повторение алгоритма проверки безударной гласной,

распознавание слов с проверяемой безударной гласной в корне и непроверяемой.

Слайд № 5 Назовите предметы.

На какие 2 группы их можно разделить.

Звонок,  письмо, тетрадь, карандаш.

На какие две группы можно распределить слова?

  1.  слова с непроверяемой безударной гласной. Это тетрадь и карандаш.
  2. слова – с проверяемой безударной гласной.

Выслушиваются все варианты.

Как вы узнали? Сделайте вывод.

Запись в тетради.. Запишите дату. Классная работа.

Организация чистописания: Мм

 1.Подберите к  словам 2 группы проверочные слово.
2.Вставьте пропущенные буквы.
3. Выделите корень слова, подчеркните гласную

 (Запись на доске). Каким способом проверяли  слово «ЗВОНОК»?

(Запись на доске). Каким способом  проверили слово «ПИСЬМО»?

Обобщите, что нужно знать, чтобы научиться писать без ошибок, слова  с   безударной гласной? СЛАЙД

Выполняют задание.

Делят слова на группы.

Слова ТЕТРАДЬ и КАРАНДАШ

надо запомнить . Их нельзя проверить.

Слова ЗВОНОК и ПИСЬМО можно проверить.

Делают вывод: (Проверяемые безударные гласные нужно проверять. Непроверяемые безударные нужно запомнить или посмотреть в словаре).

Выполняют задание

Повторяют алгоритм проверки безударной гласной.

Отвечают на вопросы

Подбирали однокоренные слова

Изменяли форму слова.

Делают вывод

Нужно научиться находить безударную гласную в слове.

Подбирать проверочное слово.

(изменить слово или подобрать однокоренное).

Физминутка

Физминутка «Маша и Медведь» Немножечко отдохнем.

Закрепление изученного.

Работа с учебником

Организация  фронтальной  работы

Используя алгоритм нахождения и проверки слов с безударной гласной в корне, выполните упражнение на стр.96 упр. 148.

Какую орфограмму нужно применить, чтобы не допустить ошибки?

Повторяют алгоритм проверки безударной гласной.

Выполняют упражнение в тетради. (На каждую пару слов к доске выходят по одному ученику. Озвучивают способы)

Контроль усвоения

Организация индивидуальной работы. Давайте еще раз потренируемся в написании слов с безударной гласной

тр..ва, л..сток, цв..ты

Организация взаимопроверки:Поменяйтесь тетрадями, оцените работу друг друга  

Выполняют  задания самостоятельно

Взаимопроверка.

Рефлексия

 Организация окончания урока, рефлекции, самооценки учащихся

Наш  урок подходит  к концу.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Закончите фразу

Сегодня на уроке я:  

 Научился…..

Было интересно…

Было трудно ….

Давайте при помощи наших любимых смайликов оценим свою работу.

Я умею проверять безударные гласные.( зеленый)
Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.(желтый)
 Я сегодня не смог ,но завтра научусь.(красный)

Спасибо всем за работу на уроке.

Надеюсь,  вы без труда справитесь с домашним заданием. Стр. 98 упр. 150.

В  упражнении надо правильно написать слова с безударной гласной.

Отвечают: (Научиться находить орфограмму с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово разными способами )

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу

Слушают учителя

Ссылки:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/12/16/sposoby-proverki-napisaniya-bukvy-oboznachayushchey

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-s-multimediynoy-prezentaciey-sposobi-proverki-napisaniya-bukvi-oboznachayuschiy-bezudarniy-glasn-3205613.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-na-temu-sposobi-proverki-napisaniya-bukvi-oboznachayuschey-bezudarniy-glasniy-zvuk-v-korne-slova--3115353.html

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_sposoby_provierki_napisaniia_bukvy_oboznachaiush


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова".

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов ...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»

Тема урока: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»Тип урока: открытия новых знанийЦель: создание условий для формирования у учащихся умения писат...