Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития связной речи
2 класс УМК «Школа России»
Тема. Обучающее изложение – повествование по рассказу М.М. Пришвина «Этажи леса»
Цель.
Формировать умение писать подробное изложение по вопросам и опорным словам.
Задачи:
Образовательные: формировать умение определять тему текста, его идею и тип речи текста.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.
Воспитательные: учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
- Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.
Предметные:
- Развитие представления о связи между предложениями.
- Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставленными вопросами.
- Применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственного текста.
Оборудование:
Мультимедииный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, карточки со словами.
Этажи леса
В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева.
/По М.М. Пришвину/
- Мотивационно-целевой этап
Цель: стимуляции познавательной мотивации, организации положительного самоопределения ученика к деятельности.
(на фоне звуков леса учитель начинает свою речь…)
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших знаний-
Давайте же начнем урок!
- Сегодня на уроке, ребята, у нас много гостей. Давайте повернемся к ним и поприветствуем всех доброй улыбкой и отличным настроением.
- Какие звуки вы слышите? Как Вы думаете, почему мы слышим именно эту запись?
/Видимо речь пойдет о лесе/
- Нам с Вами предстоит сегодня очень важная работа, а что это за работа, Вам предстоит догадаться, отгадав загадку.
/Мы рассказ сперва читали,
После — просто повторяли.
Больше прочитать не дали, —
Что запомнили, писали.
Нет, не сочинение.
Писали... / (Изложение)
- Верно, мы будем продолжать учиться составлять текст по вопросам и опорным словам.
- Ребята, а как Вы понимаете такие слова?
Ни одному великому уму,
Познавшему учительскую прыть,
Не удалось открыть глаза тому,
Кто сам не захотел бы их открыть…
- Пусть эти слова будут нашим девизом на уроке.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ …..
- Актуализация ранее полученных знаний об изложении
Цель: актуализации знаний, создания определенного настроя, подготовки к восприятию текста
– Изложение мы будем писать по рассказу известного писателя. Попробуйте узнать его по портрету.
/Михаил Михайлович Пришвин/
- А кто такой Михаил Михайлович Пришвин вспомним, когда послушаем биографическую справку об авторе.
(ребята рассматривают портрет писателя и слушают выступление подготовленных обучающихся о писателе).
- /Михаил Михайлович Пришвин – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.
- Родился писатель в Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование. Первое образование Михаил Михайлович Пришвина получил в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.
- Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. В 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.
- «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.
- Михаил Михайлович Пришвин умер в Москве. Именем писателя был назван, открытый в 1982 году астероид № 9539/.
- Ребята, а давайте вспомним, какие рассказы Пришвина мы с Вами читали и еще прочитаем в будущем?
/«Ребята и утята», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лоси»/.
(Выставка книг: «Этажи леса», «Хромка», «Муравьи», «Медведь», «Глоток молока», «Как Ромка переходил ручей», «Лада», «Лесные загадки», «Зверь бурундук» и многие другие).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
- Структурный анализ текста
Цель: глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.
– Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом М.М. Пришвина. Вернее с отрывком из рассказа. Послушайте его, пожалуйста, и будьте готовы поделиться своими мыслями.
(учитель читает текст выразительно, а дети слушают).
- Что вы услышали?
/Текст/
- Докажите, что это текст.
/Текст – это 2 или несколько предложений, связанных между собой по смыслу/.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ …..
- Были ли в тексте непонятные по значению слова?
/Нет, все понятные/.
- Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?
/Нам хотелось бы загадать всем загадки, отгадки на которые помогут нам сегодня в работе над текстом/.
- /Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка) / - /Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …».
(Соловей) / - /Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий …
(Дрозд)/ - /Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ...
(Сова)/ - /Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник ...
(Ястреб)/
- Прочитайте текст самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.
(Дети читаю текст «жужжащим голосом).
- О ком вы прочитали?
/Мы прочитали про зверей и птиц./
- К какой группе животных относится мышь?
/Мышь – это дикий зверь./
- К какой группе животных относятся соловей, дрозд, сова и ястреб?
/Это птицы./
- Давайте прочитаем рассказ выразительно и определим тему, идею и тип речи.
(ученики по желанию читают текст).
- Какова же тема текста?
/Тема данного текста – «Где живут животные?» или «Этажи леса»./
(учитель открывает запись):
Тема. Этажи леса
- Ребята, а почему тема текста - «Этажи леса»?
/Лес – дом для птиц и зверей. И каждое животное живёт на своём этаже дома, как и мы люди/.
- Какова идея этого произведения?
/Главная мысль или идея произведения – «У каждого живого существа есть свой дом»./
(на доске учитель открывает запись):
Идея. У каждого животного есть свой дом.
- Какого типа речи этот текст?
/Это повествование./
- Докажите это.
/В 1 предложении назван объект повествования.
К рассказу можно нарисовать несколько картинок: дом мышки; дом соловья; дом совы; дом дрозда; дом ястреба;
Текст отвечает на вопросы: «Что случилось?»; «Что произошло?»/.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
- Музыкальная физминутка
(дети под музыку выполняют соответствующие движения)
- Составление текста по вопросам и опорным словам
Цель: выявить границы применения новых знаний.
- Ребята, у Вас на столе лежит желтый конверт. Раскройте его, рассмотрите содержимое и подумайте, какое задание для Вас придумали ребята из соседнего класса?
/Найти домики для животных/.
- Ребята, а как картинки из задания связаны с нашим уроком?
/Эти животные – главные герои нашего текста/.
- Давайте прочитаем текст еще раз, и определим, скольким животным нужно найти домики?
(один из учеников читает текст, остальные слушают и выполняют задание учителя).
- Так скольким же животным нужно найти домики?
/Пятерым животным нужно найти домики./
- Как озаглавим текст?
/Можно озаглавить текст «Этажи леса»./
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
- Зрительная физминутка
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Ребята, хотите знать, как назвал свой рассказ Михаил Михайлович Пришвин?
- Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам авторский заголовок, а вы, следя только глазками, прочитаете его, а потом сообщите всему классу. Правда, интересно!
(учитель лазерной указкой ведёт по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают фразу «Этажи леса»).
- Языковой анализ текста
Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.
- А теперь, ребята, обсудим, почему Пришвин выбрал то или иное выражение или сочетание слов.
- Скажите, а как вы понимаете «По Пришвину»?
/За основу взят рассказ писателя, но нам дан с некоторыми изменениями и сокращениями./
В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж.
- Как вы понимаете выражение «у разных зверьков и птиц»?
/Лес – дом для многих представителей животного мира./
- Как вы понимаете выражение «есть свой этаж»?
/Звери и птицы в лесу живут каждый на своем этаже./
Мышь живёт в норке.
- Почему «мышь», а не «мышка»?
/Мышка – это уменьшительно-ласкательное название зверька./
- Почему «в норке», а не «в норе»?
/Мышка маленькая, значит и домик у нее маленький, т.е. норка, а не нора./
Соловей делает гнездо прямо на земле.
- Что значит «делает»?
/Делает – значит строит, мастерит./
- Что значит «прямо на земле»?
/Значит на голой земле./
Дрозд живёт в кустах.
- Как вы понимаете выражение «в кустах»?
/Среди тонких стеблей./
У совы гнездо повыше.
- А где это «повыше»?
/Выше кустов, т.е. на дереве./
Ястреб живёт на самой вершине дерева.
- Вершина дерева – это где?
/Вершина дерева – это макушка дерева, самая высокая точка дерева./
- Давайте подведем итог.
- Какими же представились нам дома зверей и птиц в лесу?
/1. В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж.
2. Мышь живёт в норке.
3. Соловей делает гнездо прямо на земле.
4. Дрозд живёт в кустах.
5. У совы гнездо повыше.
- Ястреб живёт на самой вершине дерева./
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.
- Орфографическая подготовка
Цель: нахождение в тексте слов на определенные орфографические правила, повторение правил и способов проверки.
Фронтальная работа с помощью карточек | Слова, записанные на доску для работы |
в лесу | Лес |
зверьков | Зверь |
живёт | Жить |
соловей | словарное слово, соловушка |
гнездо | Гнёзда |
на земле | Земли |
у совы | Совушка |
вершине | Верх |
дерева | Деревья |
- Написание изложения.
Цель: записать текст, близкий по содержанию авторскому
- Опираясь на вопросы, постарайтесь изложить на письме рассказ, который мы устно разобрали.
1. Что есть у разных зверьков и птиц в лесу? свой этаж
2. Где живёт мышь? в норке
3. Где делает гнездо соловей? прямо на земле
4. Где живёт дрозд? в кустах
5. Где находится гнездо у совы? повыше
- Где живёт ястреб? на самой вершине дерева
- Рефлексия деятельности.
Цель: выявить насколько успешно реализовались задачи обучения, а также обобщить полученные знания на уроке.
- Что важного было сегодня на уроке?
/Мы столько нового узнали об этажах в лесу./
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Давайте украсим нашу елочку к Новому году. Если урок удался, вы чувствовали себя успешным и нужным на уроке, вы украсите елочку – красным шаром. Если урок прошел интересно, но Вы по какой-то причине были не очень успешны – желтый шар. Ну а если урок неинтересен, скушен, а Вы ничему не научились – синий шар.
/Урок цели достиг. Был интересным, познавательным и очень важным.//
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока по русскому языку
2б класс, учитель Забурдаева Галина Владимировна
13 декабря 2018 г.
Предмет: русский язык; учебник «Русский язык 2 класс» авторы: В.П. Канакина, В.П. Горецкий.
Образовательная система «Школа России»
Цель.
Формировать умение писать подробное изложение по вопросам и опорным словам.
Тип (вид урока): развитие речи
Тема: « Обучающее изложение».
Задачи:
Образовательные: формировать умение определять тему текста, идею текста и тип речи текста.
Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.
Воспитательные: учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
- Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные:
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.
Предметные:
- Развитие представления о связи между предложениями.
- Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставленными вопросами.
- Применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственного текста.
Оборудование:
- Портрет М.М. Пришвина
- Выставка книг М.М. Пришвина
- Картинки с изображением мышки, соловья, дрозда, совы, ястреба.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- фронтальная беседа;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- самостоятельная работа.
Средства обучения:
Для обучающихся: раздаточный материал, учебник « Русский язык», 2 класс;
Для учителя: мультимедийная презентация, доска.
Данный мною урок один из ряда уроков в теме «Развитие речи». С предыдущими уроками, связан повторением изученных орфограмм.
На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач, через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний обучающихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания устной работы с письменной.
Подготовлена мультимедийная презентация по теме урока, для работы в группах и для индивидуальной работы приготовила карточки с вопросами и опорными словами, для фронтальной работы подготовила доску с вопросами и опорными словами, которые помогут создать текст, близкий авторскому.
На уроке добивалась от детей полных ответов на вопросы.
По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный учебный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.
Материал урока соответствовал уровню подготовленности обучающихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.
Дети работали в группах, что позволило включиться в работу всем детям: как обучающимся с высоким уровнем развития, так и детям со средним уровнем развития не чувствовать себя некомфортно.
Определение темы урока не давалось в готовом виде, детям были предложены аудиозапись «Звуки леса», загадка, которые помогли детям сформулировать тему урока.
На уроке использовался мультимедийный проектор для развития интереса к обучению, познания нового, обобщения знаний.
На уроке осуществлялся системно-деятельностный. дифференцированный и индивидуальный подход.
В учебном материале присутствовали межпредметные связи, которые имели педагогическую целесообразность.
Порядок и дисциплину обучающихся на уроке старалась поддерживать стойким интересом к теме леса и его обитателям, постоянно следила за соблюдением СанПиН, использовала доброжелательный тон. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Перегрузки обучающихся на уроке не было, так как:
- все задания подобраны с учетом возраста детей;
- проведены музыкальная и зрительная физкультминутки;
- чередование устных и письменных заданий;
- задания организованы в игровой форме;
- загадки.
Итогом каждого этапа урока была рефлексия и самооценка детей, как своей работы, так и работы своих товарищей-одноклассников.
План урока выполнен полностью; урок поставленных образовательных, воспитывающих и развивающих задач достиг, что подтверждают изложения, написанные детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/06/picture-184882-1567770736.jpg)
Самоанализ открытого урока по русскому языку в 4 классе.
Урок по теме "Неопределённая форма глагола", по УМК "Гармония"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-551888-1418740443.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381616-1389623659.jpg)
Самоанализ открытого урока по русскому языку
Самоанализ открытого урока по русскому языку, который проходил 22 декабря 2017 года. На этом уроке присутствовали директора нескольких школ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596450-1424344639.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"
Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/24/picture-1219798-1582542519.jpg)
Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл
Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381616-1389623659.jpg)
Самоанализ открытого урока по русскому языку
В апреле на методическом объединении учителей начальных классов я дала открытый урок по русскому языку "Личные местоимения, их употребление в речи". Потом сделала самоанализ этого урок...