Методическая разработка и самоанализ открытого урока по русскому языку. Развитие речи. "Этажи леса"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Забурдаева Галина Владимировна

Данный учебный материал разработан для 2 класса, УМК "Школа России". Поможет учителю организовать урок в интересной и увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока96 КБ
Microsoft Office document icon Самоанализ урока45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития связной речи

2 класс УМК «Школа России»

Тема. Обучающее изложение – повествование по рассказу М.М. Пришвина «Этажи леса»

Цель.

Формировать умение писать подробное изложение по вопросам и опорным словам.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять тему текста, его идею и тип речи текста.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.

Воспитательные:  учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
  2. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  2. Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.

Предметные:

  1. Развитие представления о связи между предложениями.
  2. Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставленными вопросами.
  3. Применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственного текста.

Оборудование:

Мультимедииный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, карточки со словами.


Этажи леса

В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж. Мышь живёт в норке. Соловей делает гнездо прямо на земле. Дрозд живёт в кустах. У совы гнездо повыше. Ястреб живёт на самой вершине дерева.

/По М.М. Пришвину/


  1. Мотивационно-целевой этап

Цель: стимуляции познавательной мотивации, организации положительного самоопределения ученика к деятельности.

(на фоне звуков леса учитель начинает свою речь…)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших знаний-

Давайте же начнем урок!

- Сегодня на уроке, ребята, у нас много гостей. Давайте повернемся к ним и поприветствуем всех доброй улыбкой и отличным настроением.

- Какие звуки вы слышите? Как Вы думаете, почему мы слышим именно эту запись?

/Видимо речь пойдет о лесе/

- Нам с Вами предстоит сегодня очень важная работа, а что это за работа, Вам предстоит догадаться, отгадав загадку.

/Мы рассказ сперва читали,

После — просто повторяли.

Больше прочитать не дали, —

Что запомнили, писали.

Нет, не сочинение.

Писали... / (Изложение)

- Верно, мы будем продолжать учиться составлять текст по вопросам и опорным словам.

- Ребята, а как Вы понимаете такие слова?

Ни одному великому уму,

Познавшему учительскую прыть,

Не удалось открыть глаза тому,

Кто сам не захотел бы их открыть…

- Пусть эти слова будут нашим девизом на уроке.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ …..

  1. Актуализация ранее полученных знаний об изложении

Цель: актуализации знаний, создания определенного настроя, подготовки к восприятию текста

– Изложение мы будем писать по рассказу известного писателя. Попробуйте узнать его по портрету.

/Михаил Михайлович Пришвин/

- А кто такой Михаил Михайлович Пришвин вспомним, когда послушаем биографическую справку об авторе.

(ребята рассматривают портрет писателя и слушают выступление подготовленных обучающихся о писателе).

  1. /Михаил Михайлович Пришвин – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте.
  2. Родился писатель в Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл. Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что она смогла дать им хорошее образование. Первое образование Михаил Михайлович Пришвина получил в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.
  3. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. В 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.
  4. «Певец русской природы», – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.
  5. Михаил Михайлович Пришвин умер в Москве. Именем писателя был назван, открытый в 1982 году астероид № 9539/.

- Ребята, а давайте вспомним, какие рассказы Пришвина мы с Вами читали и еще прочитаем в будущем?

/«Ребята и утята», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Лоси»/.

(Выставка книг: «Этажи леса», «Хромка», «Муравьи», «Медведь», «Глоток молока», «Как Ромка переходил ручей», «Лада», «Лесные загадки», «Зверь бурундук» и многие другие).

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

  1. Структурный анализ текста

Цель: глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

– Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом М.М. Пришвина. Вернее с отрывком из рассказа. Послушайте его, пожалуйста, и будьте готовы поделиться своими мыслями.

(учитель читает текст выразительно, а дети слушают).

- Что вы услышали?

/Текст/

- Докажите, что это текст.

/Текст – это 2 или несколько предложений, связанных между собой по смыслу/.

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ …..

- Были ли в тексте непонятные по значению слова?

/Нет, все понятные/.

- Чем бы вам хотелось поделиться со своими товарищами?

/Нам хотелось бы загадать всем загадки, отгадки на которые помогут нам сегодня в работе над текстом/.

  1. /Маленький рост, длинный хвост,
    Серая шубка, острые зубки. 
    (Мышка) /
  2. /Птичка, внешне неприметна,
    Запоёт среди ветвей

    Так, что ахнем мы: «Ведь это
    Голосистый …».

    (Соловей) /
  3. /Красный клюв
    И пестрый хвост –
    Как красив поющий … 
    (Дрозд)/
  4. /Угадай, какой же птице
    Ночью темною не спится?
    Не укроет мышь трава,
    Ведь за ней летит ...
    (Сова)/
  5. /Хищный нрав у этой птицы,
    С ней вам лучше не водиться.
    Клюв раскрыл в порыве страсти
    Кровожадный хищник ...
    (Ястреб)/

- Прочитайте текст самостоятельно и будьте готовы ответить на вопросы по тексту.

(Дети читаю текст «жужжащим голосом).

- О ком вы прочитали?

/Мы прочитали про зверей и птиц./

- К какой группе животных относится мышь?

/Мышь – это дикий зверь./

- К какой группе животных относятся соловей, дрозд, сова и ястреб?

/Это птицы./

- Давайте прочитаем рассказ выразительно и определим тему, идею и тип речи.

(ученики по желанию читают текст).

- Какова же тема текста?

/Тема данного текста – «Где живут животные?» или «Этажи леса»./

(учитель открывает запись):

Тема. Этажи леса

- Ребята, а почему тема текста - «Этажи леса»?

/Лес – дом для птиц и зверей. И каждое животное живёт на своём этаже дома, как и мы люди/.

- Какова идея этого произведения?

/Главная мысль или идея произведения – «У каждого живого существа есть свой дом»./

(на доске учитель открывает запись):

Идея. У каждого животного есть свой дом.

- Какого типа речи этот текст?

/Это повествование./

- Докажите это.

/В 1 предложении назван объект повествования.

К рассказу можно нарисовать несколько картинок: дом мышки; дом соловья; дом совы; дом дрозда; дом ястреба;

Текст отвечает на вопросы: «Что случилось?»; «Что произошло?»/.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

  1. Музыкальная физминутка

(дети под музыку выполняют соответствующие движения)

  1. Составление текста по вопросам и опорным словам

Цель: выявить границы применения новых знаний.

- Ребята, у Вас на столе лежит желтый конверт. Раскройте его, рассмотрите содержимое  и подумайте, какое задание для Вас придумали ребята из соседнего класса?

/Найти домики для животных/.

- Ребята, а как картинки из задания связаны с нашим уроком?

/Эти животные – главные герои нашего текста/.

- Давайте прочитаем текст еще раз, и определим, скольким животным нужно найти домики?

(один из учеников читает текст, остальные слушают и выполняют задание учителя).

- Так скольким же животным нужно найти домики?

/Пятерым животным нужно найти домики./

- Как озаглавим текст?

/Можно озаглавить текст «Этажи леса»./

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

  1. Зрительная физминутка

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

- Ребята, хотите знать, как назвал свой рассказ Михаил Михайлович Пришвин?

- Тогда поиграем в игру, которая называется «Молчанка». Я указкой покажу вам авторский заголовок, а вы, следя только глазками, прочитаете его, а  потом сообщите  всему классу. Правда, интересно!

(учитель лазерной указкой ведёт по стенду «Алфавит» от буквы к букве, акцентируя внимание детей на каждой букве. А ученики следят за указкой и прочитывают фразу «Этажи леса»).

  1. Языковой анализ текста

Цель: сформировать умения передавать текст по плану; точно употреблять слова в предложении и правильно их писать.

- А теперь, ребята, обсудим, почему Пришвин выбрал то или иное выражение или сочетание слов.

- Скажите, а как вы понимаете «По Пришвину»?

/За основу взят рассказ писателя, но нам дан с некоторыми изменениями и сокращениями./

В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж.

 - Как вы понимаете выражение «у разных зверьков и птиц»?

/Лес – дом для многих представителей животного мира./

- Как вы понимаете выражение «есть свой этаж»?

/Звери и птицы в лесу живут каждый на своем этаже./

Мышь живёт в норке.

- Почему «мышь», а не «мышка»?

/Мышка – это уменьшительно-ласкательное название зверька./

- Почему «в норке», а не «в норе»?

/Мышка маленькая, значит и домик у нее маленький, т.е. норка, а не нора./

Соловей делает гнездо прямо на земле.

- Что значит «делает»?

/Делает – значит строит, мастерит./

- Что значит «прямо на земле»?

/Значит на голой земле./

Дрозд живёт в кустах.

- Как вы понимаете выражение «в кустах»?

/Среди тонких стеблей./

У совы гнездо повыше.

- А где это «повыше»?

/Выше кустов, т.е. на дереве./

Ястреб живёт на самой вершине дерева.

- Вершина дерева – это где?

/Вершина дерева – это макушка дерева, самая высокая точка дерева./

- Давайте подведем итог.

- Какими же представились нам дома зверей и птиц в лесу?

/1. В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж.

2. Мышь живёт в норке.

3. Соловей делает гнездо прямо на земле.

4. Дрозд живёт в кустах.

5. У совы гнездо повыше.

  1. Ястреб живёт на самой вершине дерева./

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ДАННОМ ЭТАПЕ УРОКА.

  1. Орфографическая подготовка

Цель: нахождение в тексте слов на определенные орфографические правила, повторение правил и способов проверки.

Фронтальная работа с помощью карточек

Слова, записанные на доску для работы

в лесу

Лес

зверьков

Зверь

живёт

Жить

соловей

словарное слово, соловушка

гнездо

Гнёзда

на земле

Земли

у совы

Совушка

вершине

Верх

дерева

Деревья

  1. Написание изложения.

Цель: записать текст, близкий по содержанию авторскому

- Опираясь на вопросы, постарайтесь изложить на письме рассказ, который мы устно разобрали.

1. Что есть у разных зверьков и птиц в  лесу?                          свой этаж

2. Где живёт мышь?                                                                     в норке

3. Где делает гнездо соловей?                                                     прямо на земле

4. Где живёт дрозд?                                                                      в кустах

5. Где находится гнездо у совы?                                                 повыше

  1. Где живёт ястреб?                                                                  на самой вершине дерева

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: выявить насколько успешно реализовались задачи обучения, а также обобщить полученные знания на уроке.

        

- Что важного было сегодня на уроке?

/Мы столько нового узнали об этажах в лесу./

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Давайте украсим нашу елочку к Новому году. Если урок удался, вы чувствовали себя успешным и нужным на уроке, вы украсите елочку – красным шаром. Если урок прошел интересно, но Вы по какой-то причине были не очень успешны – желтый шар. Ну а если урок неинтересен, скушен, а Вы ничему не научились – синий шар.

/Урок цели достиг. Был интересным, познавательным и очень важным.//



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по русскому языку

2б класс, учитель Забурдаева Галина Владимировна

13 декабря 2018 г. 

Предмет:  русский язык; учебник «Русский язык 2 класс» авторы: В.П. Канакина, В.П. Горецкий.

Образовательная система «Школа  России»

Цель.

Формировать умение писать подробное изложение по вопросам и опорным словам.

Тип (вид урока):  развитие речи

Тема: « Обучающее изложение».

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять тему текста, идею текста и тип речи текста.

Развивающие: развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление.

Воспитательные:  учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия.
  2. Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  2. Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме.

Предметные:

  1. Развитие представления о связи между предложениями.
  2. Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставленными вопросами.
  3. Применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственного текста.

Оборудование:

  1. Портрет М.М. Пришвина
  2. Выставка книг М.М. Пришвина
  3. Картинки с изображением мышки, соловья, дрозда, совы, ястреба.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

- фронтальная беседа;

-  групповая работа;

- индивидуальная работа;

- самостоятельная работа.

Средства обучения:

Для обучающихся: раздаточный материал, учебник « Русский язык», 2 класс;  

Для учителя: мультимедийная презентация, доска.

Данный мною урок один из ряда уроков в теме «Развитие речи». С предыдущими уроками, связан повторением изученных орфограмм.                      

На протяжении всего урока осуществлялась  взаимосвязь поставленных задач, через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний обучающихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетания  устной работы с  письменной.

Подготовлена  мультимедийная  презентация по теме урока,  для работы в группах и для индивидуальной работы приготовила карточки с вопросами и опорными словами, для фронтальной работы подготовила доску с вопросами и опорными словами, которые помогут создать текст, близкий авторскому.

На уроке добивалась от детей полных ответов на вопросы.

По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный учебный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока  отрабатывались ключевые понятия темы.

Материал урока соответствовал уровню подготовленности обучающихся класса, что обеспечивало обратную связь.   Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

  Дети работали в группах, что позволило включиться в работу всем детям: как  обучающимся с высоким уровнем развития, так и детям со средним уровнем развития не чувствовать себя некомфортно.

Определение  темы урока не давалось в готовом виде, детям были предложены аудиозапись «Звуки леса», загадка, которые помогли детям сформулировать тему урока.

На уроке использовался мультимедийный проектор для развития интереса к обучению, познания нового, обобщения знаний.

На  уроке осуществлялся системно-деятельностный. дифференцированный и индивидуальный подход.

В учебном материале присутствовали  межпредметные связи, которые имели педагогическую  целесообразность.

Порядок и дисциплину обучающихся на уроке старалась поддерживать стойким интересом к теме леса и его обитателям, постоянно следила  за соблюдением СанПиН, использовала доброжелательный тон. Приветствовалась активность детей, поощрялась   самостоятельность.

Перегрузки обучающихся на уроке не было, так как:

     - все задания подобраны с учетом возраста детей;

     - проведены музыкальная и зрительная физкультминутки;

     - чередование  устных и письменных  заданий;

     - задания организованы в игровой форме;

     - загадки.

Итогом каждого этапа урока была рефлексия и самооценка детей, как своей работы, так и работы своих товарищей-одноклассников.

           План урока выполнен полностью; урок поставленных образовательных, воспитывающих и развивающих задач достиг, что подтверждают изложения, написанные детьми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока по русскому языку в 4 классе.

Урок по теме "Неопределённая форма глагола", по УМК "Гармония"...

Самоанализ открытого урока по русскому языку 4класс

АНАЛИЗ  УРОКА    ПО РЕЗУЛЬТАТАМ  ФГОС...

Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс

Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....

Самоанализ открытого урока по русскому языку

Самоанализ открытого урока по русскому языку, который проходил 22 декабря 2017 года. На этом уроке присутствовали директора нескольких школ....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях"

Урок русского языка для 4 класса. Тема: " Развитие умения писать глаголы с безударной гласной   в личных окончаниях" Урок получилсяя на мой взгляд интересным и результативным....

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл

Самоанализ открытого урока по русскому языку "Род имен прилагательных" 3 кл...

Самоанализ открытого урока по русскому языку

В апреле на методическом  объединении учителей начальных классов я дала открытый урок по русскому языку "Личные местоимения, их употребление в речи". Потом сделала самоанализ этого урок...