Конспект по русскому языку "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лукьянченко Татьяна Александровна

Познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Однородные члены предложения»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: развивать умение находить в предложении однородные члены; учить определять, каким членом предложения являются;

развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять, проводить обобщение; развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные:

 Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

 Коммуникативные УУД: вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

 Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

 Оборудование для учителя: интерактивная доска и проектор, карточки для групповой работы, учебник (Т.Г. Рамзаева, 4 класс).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Чистописание
  • СсɔƆ СƆ сɔ (написать в соединении).
  • Характеристика звуков [с,с’].
  • Работа со скороговоркой.

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

- запись

  • лучший чтец


  • орфограммы

  1. Словарно-орфографическая работа (работа по рядам)

Цель: обобщить знания о частях речи (темы предыдущих уроков).

Учащимся предлагается выбрать и записать определенную часть речи (1 ряд

– имя существительное, 2 ряд – имя прилагательное, 3 ряд – глагол). Слова диктует учитель.

Дежурить, береза, карандаш, интересный, завтракать, яблоко, обедать, городской, комнатный.

  • проверка написания
  • определение частей речи – правило (дополнительно – у сущ. определить род, у гл. – форму)

  1. Актуализация знаний

Дерево знаний

Учитель предлагает детям проверить свои знания. Для этого необходимо с дерева (на доске) снять листочек, на обороте которого написан вопрос.

  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • Какое предложение называется распространенным?
  • Какое предложение называется нераспространенным?

  1. Сообщение темы урока. Работа по теме

1) Знакомство с однородными членами предложения

  • Сегодня мы расширим свои знания о предложении. Мы познакомимся с однородными членами предложения – узнаем, какие члены называются однородными, будем учиться их находить.
  1. Однородные подлежащие

Учитель предлагает прочитать предложения (слайд №1) и подумать, можно ли сказать о том же самом, но кратко.

Березы        осенью        пожелтели.        Клены        осенью        пожелтели.        Липы        осенью пожелтели.

(Запись: Березы, клены, липы осенью пожелтели.)

  • Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные подлежащие.

  • Какие однородные члены предложения есть в этом предложении?

Учитель сообщает: если однородные члены связаны между собой интонацией перечисления, то между однородными членами ставится запятая (остальные случаи на данном уроке не уточняются).


  1. Однородные сказуемые (аналогичная работа, слайд №2) Листья летят. Листья качаются. Листья бегут.

(Запись: Листья летят, качаются, бегут.)

  • Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько сказуемых при одном и том же подлежащем – это однородные сказуемые.

  • Следовательно, в данном предложении, какие однородные члены?

  1. Однородные второстепенные члены (аналогичная работа, слайд №3) Солнце осветило поля. Солнце осветило леса. Солнце осветило луга.

(Запись: Солнце осветило поля, леса, луга.)

  • Назовите главные члены предложения (подчеркнуть). Понаблюдаем за второстепенными членами. С каким членом предложения они связаны? Докажите.

осветило (что?) поля осветило (что?) леса осветило (что?) луга

Вывод. Если второстепенные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, это однородные второстепенные члены предложения.

Однородными могут быть главные члены и второстепенные члены.

  1. Работа по учебнику

  • Чтение правила с. 42, 43, обсуждение.
  • Упражнение 84 – устное объяснение.

  1. Работа в группах

Учитель предлагает каждой группе (3 группы) составить одно предложение с однородными членами из данных предложений; определить однородные члены; доказать, пользуясь правилом.

 Задание для 1 группы.

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

 Задание для 2 группы.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

 Задание для 3 группы.

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

  • проверка с объяснением
  • запись каждого предложения в тетрадь

(В садах поспели яблоки, груши, сливы. В роще птицы свистят, поют, щебечут. Стайки птиц помчались за леса, за горы, за моря.)

  1. Фронтальная работа («Найди пару»)

На доске записаны части предложений с однородными членами. Необходимо соединить        части        предложений        так,        чтобы        получились        предложения        с


однородными        членами.        Записать        пословицы,        объяснить        смысл,        назвать однородные члены.

Правда в огне не горит        и труд все перетрут.

Лес от ветра защищает,        и в воде не тонет.

Терпенье        урожаю помогает.

  1. Самостоятельная работа

Упражнение 83 – разбор, выполнение, помощь, проверка.

  1. Подведение итогов урока

  1. - Вернитесь к работе со скороговоркой, подумайте, есть ли в ней однородные члены? Какие? Подчеркните.
  2. – Закончите предложение, используя однородные члены.

Урок для меня был. . . , . . . , . . .


Задание для 1 группы

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.


Задание для 2 группы

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.


Задание для 3 группы

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка (члены предложения)

Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...

Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)

Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....

Сценарный конспект урока русского языка "Сложное предложение"

В конспекте открытие нового знания  по теме "Сложное предложение".  На этапе актуализации дети сталкиваются с затруднением в расстановке запятых. Идёт исследование предложений в группах. Обу...

Конспект урока русского языка Тема: «Предложения с однородными членами»

Цели деятельности учителя: обобщить и систематизировать знания об однородных членах предложения и правилах постановки знаков препинания при них; учить определять, каким членом предложения являются; ра...

План-конспект по русскому языку "Последовательность предложений в тексте".

План конспект урока русского языка во 2 классе по программе Н.Ф.Виноградовой....

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся умения распознавать предлоги в предложениях и тексте, их функцию и роль в речи;формирование у обучающихся умения восстанавливать и записывать дефор...

Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс

Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...