Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_v_8_kl.docx | 639.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8-м классе
Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения»
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
- образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
- развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;
- воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест, маршрутная карта, портрет пирата.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения).
Оформление темы урока в тетради.
2. Целеполагание и мотивация:
Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).
Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ГИА).
Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению. А помогать нам в этом будет всем известный, доблестный пират Джек Воробей.
3. Актуализация знаний:
Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.
Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).
Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию
4. Закрепления знаний и умений:
А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.
Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.
- Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.
- Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
- Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.
- Истощенный усилиями, старик слег в постель.
- Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
- Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
- Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.
- По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.
5. Систематизация и обобщение:
Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)
Наша цель: привести знания в систему.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:
В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:
- причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
- прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
- распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
- определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости… Взволнованный этой вестью…
Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?
Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).
Д) Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока?
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
Уровень Д маршрутного листа.
Запишите домашнее задание: Найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически. Уровень Е.
8. Контроль: проверка уровня обученности.
Выполните предложенный тест. Уровень Ж (Приложение 3).
Ключ (для учителя): 1) 4а, 1б, 3в, 2г, 5д.
2) 1а, 2б, 3в.
4) 1, 2, 4, 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
А. Выполните анализ предложенных учителем предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.
Б. Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений, открыв себе путь в пункт В.
В. Примените свои знания, выполнив следующее задание. Дополните предложения:
- причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
- прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
- распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
- определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости… Взволнованный этой вестью…
Г. Объединитесь в микрогруппы по 2 человека, прочитайте предложенный текст. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д.
Д. Подведите итоги, сделайте вывод по уроку и перейдите на уровень Ж.
- Достиг ли урок поставленной цели?
- Что удалось на уроке? Что вызывало затруднения? Над чем необходимо продолжать работать?
Е. Запишите домашнее задание
1) Найдите в текстах художественной литературы и выпишите 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, обозначая их графически.
Ж. Поздравляем! Вы находитесь в стране Языкознания, в городе Обособление. Чтобы жить в этом городе, необходимо знать его законы и уметь им следовать. Проверьте себя, как вы усвоили законы этого города. Выполните предложенный тест.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми северным ветром, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
М. Горький «Песня о Соколе».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ТЕСТ
1. Найдите соответствия:
1) приложение, стоящее после определяемого слова;
2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;
4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;
5) приложение, относящееся к личному местоимению.
- а) Настало утро, серенькое, тёплое.
- б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.
- в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
- г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.
- д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.
2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):
1) стоит после определяемого слова;
2) имеет добавочное обстоятельственное значение;
3) относится к личному местоимению.
- а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
- б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.
- в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.
3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:
1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.
2) Это был наш сосед студент.
3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.
4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.
5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.
6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.
7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.
4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.
2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.
3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.
4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.
5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.
6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.
Приложение №4. Маршрутная карта
Приложение №5. Портрет пирата Джека Воробья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»
Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».
Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»
Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном".Цель: систематизация, структурирование и обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ»
Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Цели:1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать у...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» (Презентация)
Цели:1. Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2....