Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку по теме:
    Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"

    Зеленянская Альфия Наильевна

    Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr_urok_v_8_kl.docx639.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 8-м классе

    Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения»

    Цели урока:

    Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

    Цели по содержанию:

    1. образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
    2. развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;
    3. воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

    Форма урока: урок-путешествие.

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

    Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест, маршрутная карта, портрет пирата.

    ХОД УРОКА

    1. Оргмомент: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения).

    Оформление темы урока в тетради.

    2. Целеполагание и мотивация:

    Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).

    Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ГИА).

    Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению. А помогать нам в этом будет всем известный, доблестный пират Джек Воробей.

    3. Актуализация знаний:

    Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.

    Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).

    Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию 

    4. Закрепления знаний и умений:

    А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

    Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.

    1. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.
    2. Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
    3. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
    4. Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.
    5. Истощенный усилиями, старик слег в постель.
    6. Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
    7. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
    8. Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.
    9. По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.

    5. Систематизация и обобщение:

    Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)

    Наша цель: привести знания в систему.

    6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:

    В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:

    1. причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
    2. прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
    3. распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
    4. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости…   Взволнованный этой вестью…

    Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?

    Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).

    Д)  Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока?

    7. Рефлексия (подведение итогов урока).

    Уровень Д маршрутного листа.

    Запишите домашнее задание: Найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически. Уровень Е.

    8. Контроль: проверка уровня обученности.

    Выполните предложенный тест. Уровень Ж (Приложение 3).

    Ключ (для учителя): 1) 4а, 1б, 3в, 2г, 5д.      

    2) 1а, 2б, 3в.    

                4) 1, 2, 4, 5.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

    МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

    А. Выполните анализ предложенных учителем предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

    Б. Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений, открыв себе путь в пункт В.

    В. Примените свои знания, выполнив следующее задание. Дополните предложения:

    1. причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
    2. прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
    3. распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
    4. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости…   Взволнованный этой вестью…

            Г. Объединитесь в микрогруппы по 2 человека, прочитайте предложенный текст. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д.

               Д.  Подведите итоги, сделайте вывод по уроку и перейдите на уровень Ж.

                    - Достиг ли урок поставленной цели?

                    - Что удалось на уроке? Что вызывало затруднения? Над чем необходимо продолжать работать?

    Е. Запишите домашнее задание

     1) Найдите в текстах художественной литературы и выпишите 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, обозначая их графически.

            Ж. Поздравляем! Вы находитесь в стране Языкознания, в городе Обособление. Чтобы жить в этом городе, необходимо знать его законы и уметь им следовать. Проверьте себя, как вы усвоили законы этого города. Выполните предложенный тест.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.

    Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми северным ветром, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.        

    М. Горький «Песня о Соколе».

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

    ТЕСТ

    1. Найдите соответствия:

            1) приложение, стоящее после определяемого слова;

            2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;

            3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;

            4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;

            5) приложение, относящееся к личному местоимению.

             - а) Настало утро, серенькое, тёплое.

            - б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

            - в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

            - г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

            - д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

    2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):

            1) стоит после определяемого слова;

            2) имеет добавочное обстоятельственное значение;

            3) относится к личному местоимению.

            - а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

                - б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

            - в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

    3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:

            1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

            2) Это был наш сосед студент.

            3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.

            4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.

            5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.

            6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.

            7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.

            

    4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

            1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.

            2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.

            3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.

            4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

            5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.

            6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.

    Приложение №4. Маршрутная карта

    C:\Users\Samsung\Desktop\IMG_20141128_045923.jpg

    Приложение №5. Портрет пирата Джека Воробья

    C:\Users\Samsung\Pictures\Все\Мое\getImage (1).jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку в 1-ом классе по теме " Знаки препинания в конце предложения".

    Данный урок был представлен на семинаре учителей ВАО города Москвы в 2009 году при обучении детей разных национальностей в одном классе и получил высокую оценку педагогов....

    Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»

    Тема«Склонение имён прилагательных женского рода»Задачи урока   ·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода...

    Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме «Правописание предлогов и приставок"

    Цели. 1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.2.. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности уч-ся;3. Восп...

    Открытый урок по русскому языку в 3 "Д" классе на тему: "Обобщение знаний об имене существительном и имене прилагательном"

    17 марта 2016 года в 3 "Д" классе прошёл открытый урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном. В ходе урока мной были использованы групповая и инд...

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 А классе по теме «Имя существительное. Обобщение».

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "имя существительное. Обобщение"...