Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Зеленянская Альфия Наильевна

Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_v_8_kl.docx639.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе

Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения»

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

  1. образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
  2. развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;
  3. воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест, маршрутная карта, портрет пирата.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент: Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения).

Оформление темы урока в тетради.

2. Целеполагание и мотивация:

Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).

Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ГИА).

Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению. А помогать нам в этом будет всем известный, доблестный пират Джек Воробей.

3. Актуализация знаний:

Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.

Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).

Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию 

4. Закрепления знаний и умений:

А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.

  1. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки.
  2. Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
  3. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
  4. Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.
  5. Истощенный усилиями, старик слег в постель.
  6. Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
  7. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
  8. Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.
  9. По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит.

5. Систематизация и обобщение:

Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)

Наша цель: привести знания в систему.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:

В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:

  1. причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
  2. прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
  3. распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
  4. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости…   Взволнованный этой вестью…

Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?

Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).

Д)  Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока?

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Уровень Д маршрутного листа.

Запишите домашнее задание: Найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически. Уровень Е.

8. Контроль: проверка уровня обученности.

Выполните предложенный тест. Уровень Ж (Приложение 3).

Ключ (для учителя): 1) 4а, 1б, 3в, 2г, 5д.      

2) 1а, 2б, 3в.    

            4) 1, 2, 4, 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

А. Выполните анализ предложенных учителем предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

Б. Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений, открыв себе путь в пункт В.

В. Примените свои знания, выполнив следующее задание. Дополните предложения:

  1. причастным оборотом: Уцелело и зеркальце, …
  2. прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
  3. распространённым приложением: Александр Сергеевич Пушкин… создал шедевры мировой литературы.
  4. определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от усталости…   Взволнованный этой вестью…

        Г. Объединитесь в микрогруппы по 2 человека, прочитайте предложенный текст. Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д.

           Д.  Подведите итоги, сделайте вывод по уроку и перейдите на уровень Ж.

                - Достиг ли урок поставленной цели?

                - Что удалось на уроке? Что вызывало затруднения? Над чем необходимо продолжать работать?

Е. Запишите домашнее задание

 1) Найдите в текстах художественной литературы и выпишите 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, обозначая их графически.

        Ж. Поздравляем! Вы находитесь в стране Языкознания, в городе Обособление. Чтобы жить в этом городе, необходимо знать его законы и уметь им следовать. Проверьте себя, как вы усвоили законы этого города. Выполните предложенный тест.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.

Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми северным ветром, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. Суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.        

М. Горький «Песня о Соколе».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ТЕСТ

1. Найдите соответствия:

        1) приложение, стоящее после определяемого слова;

        2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение;

        3) распространённое определение, выраженное причастным оборотом, стоящее после определяемого слова;

        4) два нераспространённых определения, стоящие после определяемого слова;

        5) приложение, относящееся к личному местоимению.

         - а) Настало утро, серенькое, тёплое.

        - б) Вскоре вышла и хозяйка, женщина пожилых лет.

        - в) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

        - г) Оглушённый падением, Григорий еле поднялся на ноги.

        - д) Талантливый артист, он всегда пользовался успехом у зрителей.

2. В каких предложениях причастные обороты необходимо обособить? Укажите причину обособления (знаки препинания не расставлены):

        1) стоит после определяемого слова;

        2) имеет добавочное обстоятельственное значение;

        3) относится к личному местоимению.

        - а) Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.

            - б) Окутанная мглистым утренним воздухом Москва слабо серебрилась под крылом самолёта.

        - в) Волнуемый воспоминаниями я забылся тяжёлым сном.

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями:

        1) Гроза медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий день разразилась с необыкновенной силой.

        2) Это был наш сосед студент.

        3) Дочь дяди Нина Алексеевна была приятной наружности.

        4) Берёзонька красавица лесов проснулась рано от птичьих голосов.

        5) Не замеченный никем я вышел из дома и пошёл к лесу.

        6) Летний дождь мелкий и тёплый танцевал по тротуару.

        7) Капитан Иванов по прозвищу Бывалый был прямым и честным человеком.

        

4. Отметьте предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:

        1) И снился мне, сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне.

        2) Глаза его маленькие и светлые, остро поблёскивали.

        3) Свернувшаяся от мороза листва шуршит под ногами.

        4) Утомлённый утренней прогулкой я медленно брёл по аллее сада.

        5) Мы охотники не очень боимся встречи с хозяином леса.

        6) Измученные длинным переходом через горы, туристы всё же продолжали путь.

Приложение №4. Маршрутная карта

C:\Users\Samsung\Desktop\IMG_20141128_045923.jpg

Приложение №5. Портрет пирата Джека Воробья

C:\Users\Samsung\Pictures\Все\Мое\getImage (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Обобщение знаний о частях речи»

Цель: Обобщить и систематизировать накопленные знания о частях речи.Задачи:Образовательные1. Продолжить формировать умения распознавать части речи по двум признакам: по вопросу и по лексическому значе...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова».

Данный конспект урока даёт возможность в доступной форме обобщить знания по теме: "правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном".Цель: систематизация, структурирование и обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ»

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать у...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ» (Презентация)

Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.2....