Памятка "Морфологические разборы"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Сергеенко Оксана Васильевна

Основные части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbory_chastey_rechi.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

             

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

РАЗБОРЫ

ЧАСТЕЙ

РЕЧИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

   

Часть речи.

I. На какой вопрос отвечает.

    Начальная форма (И.п., ед.ч., муж. род).

II. Непост.призн - падеж, число, род (в ед. ч.).

III. Роль в предложении.

            Пример:

    Серебристым инеем покрылись берёзки.

  Серебристым³ – прил.  

  I. Инеем (каким?) серебристым.

  Н.ф. – серебристый. 

  II. Непост.призн.-  в Т.п., в ед.ч., в м.р.

  III. Инеем (каким?) серебристым. (Опред.).

ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

Часть речи.

I. На какой вопрос отвечает.

    Начальная форма (И.п. - у количественных;    

   И.п., ед.ч., муж. род – у порядковых).

II. Пост.приз.- простое или составное, количественное или порядковое; 

непост.призн - падеж, число (если есть), род (если есть). 

III. Роль в предложении.

            Пример:

  На втором³ этаже живёт мой друг.

 (На) втором³ – числ.

  I. Живёт (на котором этаже?) на втором.

     Н.ф. – второй.

  II. Пост.приз. – простое, порядковое;    

       непост.призн.-  в П.п., в ед.ч., в м.р.

III. Живёт (на котором этаже?) на втором.  (Обст).

             

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Часть речи.

I. На какой вопрос отвечает.

    Начальная форма (И.п., ед.ч.).

II. Пост.приз.- собств.или нариц., одуш. или неодуш., род, склонение; 

непост.призн - падеж, число. 

III. Роль в предложении.

            Пример:

  Сбежали с гор³ весёлые ручейки.

 (С) гор³ – сущ.

  I. Сбежали (откуда?) с гор.

     Н.ф. – гора.

  II. Пост.приз. – нариц., неодуш., ж.р., 1-е скл.;    

       непост.призн.-  в Р.п., во мн.ч.

  III. Сбежали (откуда?) с гор. (Дополнение).

ГЛАГОЛА

Часть речи.

I. На какой вопрос отвечает.

    Начальная форма. (Неопределённая форма).

II. Пост. призн. - вид, спряжение; 

непост.пр – время, число, лицо, род (в пр. вр.)

III. Роль в предложении.

                 Пример:

Ученик пишет³ сочинение.

Пишет³ - глагол.

I.   (Что делает?) пишет.

      Н. ф. - писать.

II.   Пост.призн. – соверш.вид, 1-е спр.;

     непост.призн. -  наст. вр.,  в ед. ч., в 3 лице.

III.  Ученик (что делает?) пишет. (Сказуемое).

МЕСТОИМЕНИЯ

Часть речи.

I. На какой вопрос отвечает.

    Начальная форма (И.п., ед.ч.).

II. Пост.приз.- лицо (у личных); 

непост.призн - падеж, число (если есть), род (если есть). 

III. Роль в предложении.

            Пример:

  Мне³ подарили книгу.

 Мне³ – мест.

  I. Подарили (кому?) мне.

     Н.ф. – я.

  II. Пост.приз. –1-е лицо.;    

       непост.призн.-  в Д.п., в ед.ч.

  III. Подарили (кому?) мне. (Дополнение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"

Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)"

Карточка-помощница "Порядок разбора имени прилагательного как части речи (морфологический разбор)", 3-4 классы...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Разбор слова по составу или морфемный разбор.

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче...