Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Цель: 

  • научить обучающихся разбирать глагол по составу.

Задачи:

  • развивать умения видеть в слове его части;
  • учить объяснять условия выбора орфограмм;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:   мультимедийная установка.

Проблема:  почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razbor_glagola_po_sostavu1.ppt888 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_z.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе. Учитель начальных классов Г. Архангельска Харламова Елена Васильевна.

Слайд 2

Определи форму глаголов: стучишься - уколоться- проспорить- кричала- светятся- принесешь- наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф н.ф., возвр.ф. н.ф. пр.вр., ж.р., ед.ч. наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф буд.вр., 2-е л. ед.ч.,

Слайд 3

Выбери слова, которые относятся к схемам: 1) 3) 2) н 4) смотреть катаешься розовый ый а ат л ник кричат школьник бегала звёздный

Слайд 4

Тема урока: Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. Цель : 1) Научиться разбирать глагол по составу.

Слайд 5

Упражнение 292. ет Роня.. лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглян.. день как будто поневоле И скро.. ся за край окружных гор. ( А.С. Пушкин) ет ет

Слайд 6

Алгоритм разбора : Форма глагола. Не входят в основу. Основа. Корень. Приставка, суффикс.

Слайд 7

Домашнее задание: Дидактический материал: упр. 165. Учебник: стр. 97-98 (правило).

Слайд 8

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по теме

" Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом " с использованием ИКТ.

Учитель Харламова Елена Васильевна.

Цель:  

  1. научить обучающихся разбирать глагол по составу.

Задачи: 

  1. развивать умения видеть в слове его части;
  2. учить объяснять условия выбора орфограмм;
  3. воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:   мультимедийная установка.

Проблема:  почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?

 I.  Языковая разминка.

  1. Запись под диктовку:

                                                         пр.                         пр.

   Умер дождь, умер ветер, умер шумливый,  беспокойный сад. ( К. Паустовский)

-  Какое значение в предложении имеет слово -  умер?

                      (Умер: перестал, закончился; затих)

- Автор  использовал  литературный   прием   олицетворения.

  1. выполнить синтаксический разбор предложения, разбор по членам предл.
  2. соста вить схему.
  3. дать характеристику предложения, ( повест., невоскл., сложное, сост из 3 частей, осложнено однор. чл.)

  1. Разбор по составу прилагательных.

            Шумливый,   беспокойный.

           - Как разбираем по составу прилагательные?  (оконч., корень,  приставка  и суффикс)

     

  1. Определите форму глаголов:     (1 слайд)

                                                 стучишься-      

                                                 уколоться-

                                              проспорить-

                                                    кричала-

                                                    светятся-

                                                принесешь-

наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф

н.ф., возвр.ф.

н.ф.

пр.вр., ж.р., ед.ч.

наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф

буд.вр., 2-е л. ед.ч.,

II. Формулирование темы и цели урока.

                 (слайд2)

- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:

- Подберите слова к схемам.

а

                                                                                                      ник                                                      

                                                                                       

ат

ый

                             н       ый

- Посмотрите по схемам над каким материалом мы работали ,   я что предстоит узнать?

-  обратите внимание на схемы глаголов, что вызвало удивление?

  - Назовите тему урока и поставьте цели урока.  

                 (слайд 3)

 Тема: Разбор глагола по составу,  Цель: Будем учится разбирать глаголы.

III. Наблюдение по учебнику.
1. Упр. 292. ( Слайд4)

Ученики выписывают глагол роняет.

Образец рассуждения:

Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-. Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс –я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить.  Корень -рон-.

Запись: роняет  - гл., наст. вр., 3 л., ед.ч., ронять, роняла.

- Как вы думаете, какая будет основа???

IV.        Работа с памяткой и алгоритмом.

1.        Прочитайте памятку на с. 97. Какие суффик сы входят в основу слова, а какие не входят.

 а (о, и, е, у) - ти (ть),            - ся (сь)|;                 -л -

- Обычно суффиксы  образуют новые слова, но суффиксы  неопредел ф.

–ть,  -ти, -чь, и прошедшего времени  -л  образуют не новые слова, а форму  одного слова.

( вернуться к словам и разобрать!!!!!)

- Давайте смоделируем наше правило с помощью схемы. ( Схема на парте и на доске)

Упр.  доделать по вариантам: 1 в - проглянет, 2в. – скроется.

Составим алгоритм работы.  (Слайд 5)

 С чего мы начали разбор глагола по составу?

 ( Указали форму слова, окончание и суффиксы , которые не входят, основа и т.д.)

1.Форма.

2.  Не входят в основу.

3.  Основа.

4.  Корень.

5.  Приставка, суффикс.

2.        Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 98).

Так ли мы действовали, разбирая  глагол  роняет?

- Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора
имени существительного?

V.         Самостоятельная работа по учебнику.

1. Упр. 293.        ,        

2. упр. 294

VI.   Рефлексия:

Какое открытие сделали сегодня на уроке ?

VII.  Домашнее задание Д.м. упр. 165  (слайд 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"

Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....

Урок русского языка по ТДМ, 3 класс ( Неопределенная форма глагола)

Урок составлен с учетом требований ФГОС по технологии деятельностного метода...

Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме: «Глагол».

Что без меня предметы?Лишь названья.А я приду-Всё в действие придёт.Летит ракета.Люди строят зданья.Цветут сады.И хлеб в полях растёт....

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка в 3-ем классе "Неопределённая форма глагола"...

Однопредметный урок русского языка (3 и 4 класс) по теме "Глагол"

Конспект и флипчарт для малокомплектной школы....