Урок по русскому языку на тему «Род и число имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Романова Ольга Васильевна

Урок по русскому языку в 3 классе "Род и число имен прилагательных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

19.01.2015 г. учитель начальных классов

 

Романова Ольга Васильевна

МБОУ СОШ № 6

г.о. Железнодорожный

Урок по русскому языку на тему «Род и число имён прилагательных»

Цель: обобщить  знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока.

Ι. Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок

Начинаем наш урок!

- Добрый день! Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.

- Ребята, готовы вы к уроку? (да)

   На вас надеюсь я друзья!

(вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас!    (садитесь)

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

- Найдите в домашнем упражнении и прочитайте по цепочке пары слов-синонимов (сообразительный – смекалистый, грустный – печальный, апельсиновый – оранжевый, маленький – крошечный, ароматный – душистый, быстрый – скорый).

- Что такое антонимы? (слова, противоположные по значению)

- Найдите в домашнем упражнении и прочитайте по цепочке пары слов-антонимов. (грустный – радостный, маленький – большой, радостный – печальный, узкий – широкий, медленный – быстрый, крошечный – большой)

- Какие слова вы разобрали по составу?

Грустный, маленький, смекалистый, душистый.

- Назовите слова с суффиксом – ист – (смекалистый, душистый)

- Какие ещё суффиксы вы выделили в слове смекалистый? (суффиксы –а- и  – л-)

- Какой суффикс в слове маленький? (суффикс -еньк – ).

- Какой частью речи являются эти слова? (именами прилагательными).

-Сегодня мы с вами совершим путешествие на планету “Имя прилагательное». Итак, все готовы к полету?

ΙΙΙ. Чистописание.

-На эту планету попадут  только те, кто умеет красиво писать. Пропишите в тетради следующие сочетания букв.

ое  ые  ий  ой  ый  ая  яя ие. ( На меловой доске)

- Ребята, а что интересного вы заметили в этих сочетаниях, где они встречаются, в окончаниях какой части речи?

- А что обозначает имя прилагательное?

-Молодцы с заданием все успешно справились , и мы с вами попадаем на планету  «Имя прилагательное». Нас встречают жители этой планеты – прилагашки. (на доске в клеточку прикреплена планета и её жители.  - человечки, на рубашках которых написаны окончания прилагательных в ед и мн числах. После чистописания они переносятся мною на лицевую часть доски).

ΙV Словарная работа.

-Ребята, прилагашки очень любопытные, они слышали, что на нашей планете есть сочетание «словарные слова». Им очень бы хотелось узнать, что это такое

- Итак, какие слова называются словарными? (Словарными называются слова, написание которых надо запомнить)

-Сейчас мы с вами повторим некоторые словарные слова.

Работа на интерактивной доске (стр 1.). Слова:

 автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас.

(один учащийся выполняет работу у доски – вставляет буквы, кто-нибудь в это время даёт лексическое значение слова). Учащиеся, сидящие на месте – оценивают правильность работы при помощи сигнальных карточек – красный –неправильно, зелёный – правильно.

Автомобиль – самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовой дороге.

Семена – зёрна, предназначенные для посева.

Электричество – электроэнергия, используемая для народно-хозяйственных и бытовых целей.

                          - освещение, получаемое от такой энергии.

Электрический – относящийся к электричеству.

Сейчас – это наречие, теперь, в настоящее время.

              - очень скоро, немедленно

              - только что, совсем недавно.

- Вставьте пропущенные буквы. Запись в тетрадь с выделением орфограмм. Самостоятельно поставить ударение.

V. Обобщение знаний.

Прилагашки дали нам новое задание – отгадать загадки.

Все меня топчут, а я всё лучше. (тропинка).

Невзрачен, кругл и невелик,

у дверей он жить привык.

Чуть нажмёшь – поднимет крик.

Все поймут его язык. (звонок).

Межи деревянные,

А поля стеклянные (окно).

Жить не могут друг без дружки
Полотняные Подружки.
Разбежались в уголки-
Чуть колышут ветерки. (занавески)

- Вы верно отгадали загадки, но прилагашки не знают как их написать. Докажите как надо написать эти слова.

(подбор проверочного слова и вставка пропущенных букв)

- Какая орфограмма объединяет эти слова? (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; все эти слова являются именами существительными потому что они обозначают название предмета и отвечают на вопрос что?).

 (Слова отгадки уже заранее записаны на интерактивной доске. Открываются только после записи в тетради).

VΙ. Самоопределение к деятельности.

1. -  Подберите к слову отгадке по одному подходящему по смыслу  имени прилагательному. Запишите словосочетания, поставив вопрос от существительного к прилагательному. Выделите окончания имён прилагательных.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определить род и число имени существительного.

2. Вспомнить, вопрос имени прилагательного в этом роде и числе.

3. Выделить окончания прилагательных.

(На доске я заранее записала различные вопросы, среди них и вопросы прилагательных. Несколько слов, среди них имена  прилагательные).

- Какие окончания имеют имена прилагательные, отвечающие на  вопросы КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ?

- Какого они рода?

- Как вы это определили?

- Сформулируйте задачи урока. (вспомнить, как связаны существительное и прилагательное, поупражняться в определении рода и числа имён прилагательных, отработать умения выделять окончания имён прилагательных, соотносить род, число имён прилагательных и их окончания).

-Увидя нас, жители планеты имён прилагательных так обрадовались, вышли нас встречать и заблудились.  Наши друзья прилагашки теперь вспомнили, какого они рода, помогите им опять вернуться в свои дома  ( на планете находятся домики с названием родов и чисел. После выполнения этого задания дети расселяют прилагашек по нужным домам).

      Значит, какая у нас сегодня тема урока? (род и число имени прилагательного)

2. Работа по электронному приложению к учебнику.

1. Определить род и число имени существительного.

2. Вспомнить, вопрос имени прилагательного в этом роде и числе.

3. Выделить окончания прилагательных.

Задание – прочитай словосочетания. Впечатай пропущенные окончания имён прилагательных. Объясни выбор окончания. Работа по цепочке. Учащиеся, сидящие на месте – оценивают правильность работы при помощи сигнальных карточек – красный –неправильно, зелёный – правильно.

VΙΙ. Физкультминутка.

1 ряд встаёт когда я называю словосочетания в ж.р., 2 ряд – м.р., 3 ряд – ср.р.

Автомобильный завод, красивая чашка, синее небо, лучистое солнце, синий свитер, зелёная трава, известный писатель, фарфоровое блюдце, толстая книга.

VΙΙΙ. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику упр. 12. С объяснением алгоритма определения окончания. С объяснением 1 строка. 2 и 3 делают самостоятельно. Взаимопроверка.

2. Работа в парах.

На каждой парте лежат листочки с пропущенными окончаниями имён прилагательных. Вставить окончания. Как только прочитают задание спросить –

- А как вы определите род и число имён прилагательных? (по роду и числу имени существительного с которым оно связано).

   

       Маленьк… яблоко,  тёпл… шуба, зимн… вещи, узко… отверстие, дремуч… лес,  верхн.. полка.

Прилагашки остались довольны вашей сегодняшней работой.

ΙХ. Рефлексия.

- С какой частью речи мы сегодня с вами работали? ( с именем прилагательным)

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

- что вы знаете о прилагательных ж.р.? м.р.? ср.р.?

Поднимите кружок зелёного цвета, если всё поняли, сможете объяснить.

Синего цвета, если поняли, но объяснить не можете.

Красного – плохо поняли.

Домашнее задание.

Упр. 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: ««Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода, отвечающий на вопрос какой»» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")

Цель:  развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных. Планируемые ре...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Род и число имён прилагательных". 4 класс

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных, об изменении имён прилагательных по родам и числам. УУД. П...