:Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Хохлова Инна Валентиновна

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии

Цель: научить определять число глаголов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_no2.docx44.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 117 Выборгского района г. Санкт-Петербурга  

Учитель начальных классов: Хохлова Инна Валентиновна

УМК «Школа России»

Предмет: «Русский язык» 

Класс: второй 

Тема: «Единственное и множественное число  глаголов»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии

Цель: научить определять число глаголов

Задачи: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным; развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;

формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям; развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

создать условия для успешного закрепления изученного  материала; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты

Предметные: знать и уметь  применять общее правило написания проверяемых орфограмм в  разных  частях слова; знать  и находить грамматическую основу  предложения; изменять имена существительные по числам; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; уметь правильно определять части речи, определять их число.

Коммуникативные: уметь работать с информацией, делать выводы; составлять план действий;  вступать в диалог, взаимодействовать, учитывая позицию собеседника, выражать и доказывать своё мнение; эмоционально и позитивно относится к сотрудничеству.

Познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками поиска информации в учебнике (понимание и преобразование информации); анализировать ход и способ действий

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры; планировать свои действия; ставить цели, искать пути их достижения.

Метапредметные: принимать и понимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; планировать свои действия для выполнения задания; осуществлять взаимопроверку, взаимооценку.

Личностные: проявлять интерес к предмету (русскому языку); понимать личную ответственность за будущий результат;  адекватно реагировать на трудности; ценить окружающий мир.

Основные понятия: орфограмма; грамматическая основа; части речи - имя существительное, прилагательное, глагол - ед. и мн.число глагола.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Оборудование: ИКТ; презентация Power Pointучебник  В.П. Канакина  « Русский язык» 2 класс; рабочая программа; поурочные разработки по русскому языку  Иэд.«ВАКО»  2015 г.; Карточки для работы в парах и группах; наглядный материал на доске; рабочие тетради

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Предварительная работа: подготовка учеников, выступающих на уроке, заготовка карточек для индивидуальной и групповой работы

Литература: 

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе М.: Просвещение, 2011;

Гальперин П.Я.  Методы обучения и умственное развитие ребенка  М., 1985  

Мельникова Е.ЛПроблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М. , 2006

Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm

© ИД «Первое сентября», 2003–2016  Цифровые технологии в образовании


Технологическая карта урока русского языка «Изменения глаголов по числам» 2 класс

Этапы урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность     уч-ся

1.Организационный момент

Мотивировать учащихся к усвоению изучаемого материала; воспитывать любовь к русскому языку; устанавливать причинно-следственные связи.

- Наступила весна и к нам в класс сегодня заглянуло веселое лучистое солнышко. (слайд 2) Солнышко задает вам вопрос:

- Кого мы называем грамотным учеником? Каким словарём будем пользоваться, чтобы проверить грамотное написание слова?  Для чего нужно знать правила каллиграфии?

Создает положительный настрой на урок.

Настраиваются на работу, включаются в диалог.

2.Актуализа ция знаний

Развивать навыки каллиграфии;

орфографическую зоркость;

учить применять правила правописания;

развивать речь, умение

отвечать на вопросы полным предложением;

закреплять полученные знания

Минутки чистописания: сочетания – оро -, - оло - . 

- В сочетаниях встречается верхнее соединение и нижнее, пропишите сочетания до конца строки  (показ)

- Солнышко приготовило для вас загадку (слайд 3)

Снится ночью пауку,чудо-юдо на суку.

Длинный клюв, да два крыла….

Прилетит - плохи дела,

А кого паук боится? Угадали? Это ….. (птица)

- Вспомните, в названии каких птиц встречаются сочетания –оро, -оло-.

Сорока, воробей, жаворонок, ворона, соловей. Запись слов под диктовку.

В каких словах можно проверить безударный гласный во втором слоге? (воробей, соловей). Подберите проверочные слова.

- Проверьте написание слов, подчеркните сочетания, поставьте ударение.

- Оцените свою работу. У кого не  было ошибок, поставьте на полях восклицательный знак, у кого одна ошибка – плюс, у кого две ошибки – минус.

- Что объединяет эти слова? (непроверяемое написание, называют птиц, отвечают на вопрос кто?, существительные)

- В каких книгах мы можем найти информацию об этих птицах? (Атлас от земли до неба, энциклопедия)

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном.

Организует учебно-познавательную деятельность в продуктивном диалоге. Создаёт условия для повторения пройденного материала. Организует самостоятельную работу уч-ся

Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий учащихся.

Участвуют в  обсуждении   вопросов.

Сравнивают, классифицируют объекты по выделенным признакам

Делают выводы, дают аргументирован ные ответы, опираясь на  накопленные знания

Осуществляют самоконтроль

.

3. Контроль уровня подготовленности к усвоению нового материала

Учить определять орфограммы в словах;

развивать орфографическую зоркость;

упражнять в умении находить грамматическую основу предложения;

обогащать словарный запас, развивать речь;

развивать  умение планировать  свои действия;

развивать творческое воображение;

закреплять полученные знания

- На какие две группы можно разделить  птиц?

- Отгадайте,  о какой из этих птиц я буду сейчас говорить?  (слайд  4)

Летает, важничает, каркает…   (ворона)

Летает, прыгает, чирикает…..(воробей)

Летает, ходит, стрекочет…. (сорока)

- Ребята, какие слова помогли вам  догадаться о какой птице идет речь? Какой частью речи  являются эти слова?  (Глаголы)

 - Урок у нас сегодня необычный. Мы отправимся в гости в волшебную страну Глаголию.  Наша тетрадь превратится в дневник наблюдений, где мы будем делать важные записи. А помощниками в путешествии будут глаголы.

- Раз, два, три, ну-ка сказка, оживи!  Вот и наш транспорт «Ковер-самолет» (слайд 5)

- Усаживайтесь  поудобнее, давайте все вместе произнесём: заклинание «Ковер-самолет, возьми нас в полет!». Как только мы скажем эти слова, наш ковер-самолет полетит быстро-быстро, только ветер в ушах засвистит.

Дети произносят волшебное заклинание.

- Полетели!   Вот наш ковер приземлился,  и мы очутились в стране Глаголия. (слайд 6)

Нас встречает повелитель глагол.

(Выступает заранее подготовленный ученик)

Ученик - Здравствуйте, дорогие гости! Вход в нашу страну разрешен только тем, кто уже знаком с глаголом. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Что такое глагол?  Что обозначает глагол?  На какие вопросы отвечает? Чем обычно выражен в предложении?  (слайд 7)

- Молодцы, ребята, все вспомнили.  Добро пожаловать в страну Глаголию!

Учитель:

- Мы идем по волшебным тропинкам. Как вы думаете, какие задания ждут нас впереди?

(прогнозирование деятельности, ответы записываются на доске)

- Задание первое: (слайд 8)  Спишите  предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.  

 На л..сной  п..лянке тает  и тмнеет сне…  .

 У доски по очереди работают ученики: первый ученик вставляет пропущенные буквы и объясняет орфограммы; второй ученик подчёркивает грамматическую основу; третий ученик определяет части речи.

-  У кого были недочеты, исправьте, пожалуйста.        Оцените свою работу, поставьте на полях нужный знак  (восклицательный знак, плюс, минус).

Подводит к осознанию темы, целей и задач урока

Создаёт способы решения проблем поискового характера

Организует инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Участвуют в продуктивном диалоге. Обобщают сведения об имени существительном. Наблюдают за объектом в соответствии с поставленной целью,  делают выводы на основе своих наблюдений.

4.Физкультминутка

Снять психическое напряжение, облегчить усвоение материала

Делай, раз, делай два!

Вместе мы одна семья:

Пишем, думаем, читаем,

И друг другу помогаем!

Организует движение учащихся

 2 – 3 минуты комплекс физических упражнений

5. Постановка познавательной задачи

Учить решать учебную задачу под руководством учителя;

формулировать цель, задачу урока;

делать выводы из полученной информации;

развивать умение

отвечать на вопросы полным предложением; умение аргументировать свой ответ

- А как вы думаете, все ли мы уже знаем о глаголе? Конечно, наши знания ещё неполные.  Я предлагаю обратиться за помощью к жителям волшебной страны?

(Появляется помощник Глагола -  Вопросительный Знак, заранее подготовленный ученик)

Вопросительный знак:

- Здравствуйте, ребята! Я, помощник Глагола и зовут меня Вопросительный  Знак.

На экране слова (слайд 9):

соловей            поют                           

подснежник    цветут               

птицы              поёт                         

подснежники  цветёт           

- Какой частью речи являются слова первого столбика, второго? Подберите к словам первого столбика, подходящее по смыслу слово из второго столбика

- Посмотрите, у  нас получились небольшие предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. . (слайд 10)  Как называются такие предложения? (нераспространённые) Верно, молодцы!

 - Разберём первое предложение.

 - Соловей поёт.  Кто?, соловей – это подлежащее, соловей что делает, поёт – это сказуемое. Можно ли сказать «Соловей поют?» (Нет) Почему?

(Существительное  «соловей»  употреблено в ед.ч,, а глагол, «поют» обозначает действие нескольких предметов)

-  Птицы поют. Можно сказать «Птицы поёт»? Почему?

- Глаголы «поет» и «поют» имеют одинаковое значение. В чём их различие в данных предложениях? (поет-  ед.ч. ,поют-  мн.ч.).

- Какой сделаем вывод, что происходит с  глаголами?  (Они изменяются по числам). Учитель:

- Ребята,  вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? (изменение глаголов по числам) Чему мы должны сегодня научиться? (определять число глаголов)

- Спасибо, тебе большое, Вопросительный Знак за помощь. Я думаю, что дальше мы с ребятами справимся сами. Верно, ребята?

 - Ребята, давайте подумаем, от какого слова в предложении зависит число глагола,  какой частью речи это слово является?

 Подснежник цветет. Подснежники цветут. 

- Верно, ребята, нужно  посмотреть на число существительного, с которым связан глагол, и по нему определить число данного глагола.

Подснежник (ед.ч.)        цветет (ед.ч.).                         Подснежники (мн.ч.)           цветут (мн.ч.)

Создаёт условия для успешного изучения нового материала

Организует обсуждение проблемных вопросов, мотивирует детей на открытие нового знания. Помогает сформулировать тему, цель урока.

Корректирует деятельность учащихся, организует самоконтроль.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.  Занимаются поисковой деятельностью, выделяют нужную информацию

Определяют тему и цель урока.

6. Усвоение новых знаний и способов действий 

Формировать навыки конструктивного общения, взаимопонимания. умения согласовать усилия для достижения общей цели; учитывать позицию собеседника; развивать речевые действия, служащие средством коммуникации.

- Ребята, раскройте учебник на с.74, проверьте,  совпадает ли наш ответ с правилом Мудрой Совы. (читают правило)

- Молодцы, вы сделали правильный вывод.

А нас ждёт следующее задание страны Глаголии. (слайд 11)                                                                                                                     - Как вы думаете, глаголы ед.ч. и мн.ч  будут отвечать  на одинаковые вопросы?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточки с вопросами. Нужно разделить карточки на две группы: в одну группу положите карточки с вопросами для глаголов ед.ч., а в другую - для глаголов мн.ч..

Работа в командах. Проверка на экране

- Молодцы, ребята!                                                                                                                    

Организует работу  в группах. Осуществляет коррекцию и контроль над выполнением

задания.

Находят нужную информацию в учебнике.

Решают проблемы в ходе групповой работы. Сверяют действия с целью, делают умозаключения, проверяют и оценивают свою работу.

7. Музыкальная

физкультми нутка

Снять психическое напряжение, облегчить усвоение материала

Если нравится тебе, то делай так…...

Организует движение учащихся

Под музыку выполняют комплекс упражнений

8. Первичная проверка понимания

Формировать умение  находить в тексте нужную информацию;

умение правильно записывать слова с изученными орфограммами;

объяснять лексическое значение слова;

 определять число глаголов;  

развивать устную речь;  обогащать словарный запас;

формировать навыки выразительного чтения, навыки самоконтроля.  

- Продолжаем наше путешествие. (задание на экране)  Раскройте учебник на стр.76,  упр. 131

- Прочитайте стихотворение (читает подготовленный ученик)

О чем стихотворение? Какое  стихотворение по настроению? Какие чувства вызывает? Кто такие пичужки? Что значит, лёд мчится, как называется это явление природы?  Как называются места, где снег растаял и пробивается первая зелёная трава? Найдите строку, где говорится о проталинах.

Что появляется на щеках и носах у людей весной? Как автор говорит об этом в стихотворении. Что значит усыпют щеки и носы?

К какой книге обратимся, если  непонятно лексическое значение слова? (к толковому словарю)

 - Найдите глаголы в стихотворении,  поставьте к ним вопросы.

 - Выпишите в один столбик  глаголы ед.ч , а во второй  мн. числа..

У доски работают два ученика. Проверка работы

пришла   помчится   пробьёт (ед.ч.)

творятся   усеют   дадут  (мн.ч.)                        

- Какие знакомые орфограммы встретились в словах?  На что нужно обратить внимание?

(Проверка орфограмм)

   - У кого были недочеты, исправьте их, пожалуйста. Оцените свою работу, поставьте на полях нужный знак.  

Организует учебно-познавательную деятельность в продуктивном диалоге.

Организует  самостоятельную и индивидуальную  работу детей с новым материалом Осуществляет контроль и коррекцию над выполнением задания  

Учатся извлекать необходимую информацию из текста учебника. Участвуют в обсуждении вопросов, делают умозаключения, дают аргументирован

ные ответы. Контролируют правильность выполнения задания.  

Планируют свои действия, Применяют  полученные знания в работе.

9.Закрепление знаний и способов действий.

Учить воспроизводить знания с помощью коммуникативного взаимодействия;

развивать умение работать в сотрудничестве, учитывать позицию собеседника.

 -  Всё вокруг радуется приходу весны, природа просыпается после долгого зимнего сна.                Следующее наше задание – составить текст о весне. (слайд 12)  У  вас на партах лежат конверты, возьмите их, достаньте задание. Работать вы будете в паре. Ваша задача – вставить в текст недостающие глаголы, определить их число.

Проверка на экране

Текст:

 (Наступила, пришла) весна! Ярко (светит) лучистое солнышко. Бегут звонкие ручейки.  (Возвращаются,) в родные края перелётные птицы.

Создаёт условия для успешной работы в парах. Осуществляет контроль и коррекцию.

Работают в паре, обсуждают варианты ответа, принимают совместное решение, проявляют взаимоконтроль.

10.Обобщение и систематизация знаний.

Формировать умение подводить итог проделанной работы.

Воспитывать интерес к предмету.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Подошло к концу наше путешествие. Быстро садимся все на ковер-самолет и отправляемся обратно в класс. Полетели! (слайд13)

- Давайте подведем итоги, что  нового мы сегодня узнали о глаголе?  (слайд 14)

- Чему научились? Что помогло нам справиться с заданиями?

Помогает уч-ся определить, удалось ли решить задачу урока. Помогает сделать вывод – с помощью каких правил они смогли добиться желаемого результата..

Обобщают полученные на уроке сведения. Оценивают свою работу.

11.Рефлексия

Развивать умение оценивать свою работу;

стремление добиваться решения поставленной задачи.

-  Кому было все понятно? Кто не допустил в заданиях ни одной ошибки?  Кто справился с заданиями, но были какие-то недочеты?

 Кому было трудно? В чём заключались трудности?  (слайд15)

Оцените свою работу,   нарисуйте нужный кружок: зелёный  - я молодец,          

жёлтый - я справился, но были недочеты,

синий – остались вопросы

 «красный кружок» - мне было трудно.

- За работу на уроке отметки получают следующие ученики:……

Помогает осознать результаты деятельности.

Анализируют успешность учебной деятельности. Выявляют причины успеха, неуспеха. Планируют дальнейшую деятельность

12. Домашнее задание.

Научить проявлять интерес к предмету, творчески подходить к выполнению задания.

Придумать загадку о каком либо предмете, употребляя только слова, называющие действия. (одну загадку с глаголами ед.ч., вторую, с глаголами мн.ч)        

Спасибо за урок! (слайд16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК «Школа России»

Цель урока: создание условий для формирования умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы,...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числеЗадачи урокаДидактические:Знать понятие прилагательного как части речи; вопросы, на которые отвечает ...

Технологическая карта урока русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных» УМК "Школа России", 2 класс

Тема урока: «Единственное и множественное число имён прилагательных» Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся об именах...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числамЦели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результат...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование понятия о единственном и множественном числе глаголов, закрепление понятие «глагол».Задачи урока:Дидактические:Познакомить с правилом о единственном и множественно...