Урок обучения грамоте "Заглавная буква Ё"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Колосова Наталья Николаевна

Предмет: русский язык УМК «Школа России».

Тема: заглавная буква Ё.

Цель: - учить письму заглавной буквы Ё, соединению её с другими буквами; закрепить знания детей в правописании жи-ши; в звукобуквенном анализе слов; способствовать развитию умений в написании слов и предложений с изученными буквами.

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с буквой Ё, ё обозначающей два звука и в каких случаях это бывает.
  2. Формировать умение находить букву «ё» в словах, предложениях.
  3. Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  4. Научить писать заглавную букву «Ё».
  5. Развивать мелкую моторику, глазомер, речь, фонематический слух, память, внимание, мыслительную деятельность, правильную осанку.
  6. Воспитывать аккуратность, любовь к природе, уважение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_pismo_zaglavnoy_yo_prodolzhenie.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель - проверка готовности обучающихся, их активизация и настрой на работу.

Учитель организует, проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учащихся к уроку.

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Начинается полезный и веселый наш урок.

1 слайд

- Посмотрите на экран, Солнышко улыбается вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям.

Регулятивные:

уметь ставить перед собой цели, планировать

свою работу

Личностные: осознание необходимости учения

II. Актуализация опорных знаний.

Цель – воспроизвести знания, умения и навыки, необходимые для «открытия» нового знания.

Учитель осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения новых знаний или выполнения практического задания.

Я буду показывать вам картинку, а вы называйте первый звук этого слова и записывайте букву, которой он обозначается в карточке:

(Дом, диван, ель, мяч, облако, рыба, окна, заяц).

2,3,4,5,6,7,8,9 слайды

- Что получилось? Прочитайте (Дед Мороз)

 – Сколько слов? (2) – Молодцы!

- Это наш гость! (Иллюстрация с изображением Деда Мороза)

10 слайд

- Он пришел к вам с коробочкой.  А в коробочке– предметы, которые помогут нам определить тему урока. Чтобы открыть коробочку, нам нужно отгадать загадки.

Личностные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

Регулятивные: Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи.

III. Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель - подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Уточняет понимание обучающихся поставленных целей урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. 

Работают с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

Угадайте загадку

11,12 слайд

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами,

За жуками и мышами.

-Кто это? (ёж)          

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я – главная.

13,14слайд

- Что это? (ёлка)    

- Что объединяет слова-отгадки? (буква ё в начале слов)

- К нам сегодня в гости пришел ежик и просит помощи у  вас? Он не знает буквы. Поможем ему? Он спрашивает: «А какая буква ё  на доске?

15 слайд

- Какую букву ё вы уже умеете писать?

- А какую букву ё вам бы хотелось еще научиться писать? Почему?

- Для чего нужна надо знать написание  заглавной буквы Ё?

- Какая тема  урока сегодня?

16 слайд

- Какую цель ставим? (научимся писать букву, соединять её с другими буквами, писать слова с заглавной буквой Ё.).

17 слайд

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание

IV. Изучение нового материала.

Цель  -  научиться писать привильно заглавную букву Ё, соединять её с другими буквами

Организует фронтальную работу. Включает обучающихся

в работу по обсуждению написания буквы Ё, правильности и последовательности её написания. Включает обучающихся

в работу по обсуждению и составлению звуковых схем слов, подводит обучающихся к выводу.

Называют и сравнивают элементы буквы Ё, объясняют их правописание.

Участвуют в обсуждении и составлении звуковых схем слов, выделяют нужные звуки и дают им характеристику, сравнивают количество букв и звуков в одном слове и составляют вывод.

Работают с информацией, представленной в форме слайда - рисунка.

Самооценка

- Повторим правила письма.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу, я друзья от вас не скрою, ручку правильно держу.

Рассмотрите внимательно на с.12 и скажите, из скольких элементов состоит заглавная буква Ё?

Как они называются? (2 полуовала)

- А они одинаковые и как они располагаются?  (верхний – меньше, чем нижний)

18 слайд

- Посмотрите на экран, как ручка пишет букву Ё.

- Напишем в воздухе Ё. Объяснение: Букву Ё пишем против часовой стрелки. Сначала пишем верхний полуовал, закругляем его, касаясь верхней линии рабочей строки, заводим далеко вправо и начинаем писать нижний полуовал. Он немного больше верхнего, поэтому заводим ручку левее.

- Соединение Ё с другими буквами безотрывное.

- Напишите Ё полстрочки, а остальные полстрочки соединенные Ёё.

- А какое соединение вы используете? (Нижнее).

- Подчеркните карандашом самую красивую на ваш взгляд букву (близкую к образцу) из всех написанных вами букв на этой строчке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, аргументация своего мнения.

Познавательные развитие знаково – символических действий.

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные:

умение выделять среди всех написанных букв наиболее удавшуюся, лучшую букву, близкую к образцу написания.

V. Физкультминутка

Цель -  профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Организует к выполнению

физминутки.

Выполняют танцевальные движения под музыку.

Наш ёжик загрустил. Давайте его развеселим и станцуем для него. Повторяйте за движениями.

19 слайд

VI. Закрепление  

      изученного  

      материала

Цель – закрепление обучающимися полученных ранее знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Включает обучающихся

в работу по обсуждению и составлению схем слов;

Организует работу над  совершенствованием навыков письма слов с заглавной буквой Ё;

Организует разбор предложений.

Из предложенных карточек-слов правильно составляют предложения. Анализируют предложения и слова. Составляют звуковые схемы слов.

Пишут предложения, выговаривая каждое слово по слогам.

Составляют схему предложения.

Посмотрим в прописи, что написано на второй строчке?

Вспомним, а что такое предложение? (Несколько слов, связанных между собой по смыслу)

- Сколько слов в 1 предложении? (4 слова)

- Что обозначает слово ёж? (одуш. предмет,млекопит.)

- А на каком уроке читали про ежа, учили стих-е? (чтение)

- На каком уроке вы узнали, что ёж млекопитающее? (окр. мир) - Почему ёж называется млекопитающим? (…)

- В чем секрет буквы ё? (буква ё в начале слова и после гласного обозначает два звука й о, и один звук о после мягкого согласного)

- Как мы его запишем? (с заглавной буквы, все слова отдельно, в конце -  точка).

- Какая орфограмма в слове ёж? (Парная согласная).

 Как её проверить? (ежи)

Посмотрим на второе предложение.

- Что обозначает слово ёлка?      (неодуш. предмет, дерево)

- А какое дерево? (хвойное)

- А на каком уроке мы это узнали? (окр.мир)

- А нужно ли срубать елки? Нужно беречь, они выделять кислород, который помогает нам дышать)

- Нарисуйте схему предложения на свободной строчке.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве, развитие

знаково – символических действий.

Личностные  самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Умение работать в паре.

Межпредметные:

выявление и связь ранее полученных знаний на уроках окружающего мира.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VII. Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».

Цель – расслабление мышц  кистей рук и пальцев, психо-эмоциональная разрядка.

Учитель выбирает ученика, который  покажет гимнастику для пальцев.

Остальные обучающиеся повторяют движения.

VIII. Контролирующее задание.

Цель — проверить усвоенные знания

Включает обучающихся в игру.

Организует самостоятельную работу, контролирует и проверяет правильность написания.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.

- Посмотрите на слова ёж и ёрш.

 Что общего в них и чем они различаются? (начинаются с буквы ё, в них разное количество звуков и букв)

- А «Кто такие звери» и «Кто такие рыбы» и на каком уроке вы изучали эти темы  (окр.мир)      

- Выберите вариант ответа из предложенных,  кто  и где живёт. Составьте предложение и самостоятельно запишите его.

Межпредметные:

выявление и связь ранее полученных знаний на уроках окружающего мира.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IX.  Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей, самооценка деятельности.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Оценивают себя с помощью смайликов.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

- О чём Ёжик расскажет своему другу? Подумайте и скажите, что ему понравилось больше всего?

-А что бы у Ёжика вызвало при письме затруднение, если бы он писал вместе с вами?

- Оцените смайликами свою работу на уроке, всего класса.

-Хлопните в ладоши те, кому было на уроке интересно.

- Посмотрите, как ёжик доволен благодарит вас!

слайд

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

 Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Класс: 1 «В».

Учитель: Колосова Наталья Николаевна.

Предмет: русский язык УМК «Школа России».

Тема: заглавная буква Ё.

Цель: - учить письму заглавной буквы Ё, соединению её с другими буквами; закрепить знания детей в правописании жи-ши; в звукобуквенном анализе слов; способствовать развитию умений в написании слов и предложений с изученными буквами.

Задачи урока:

  1. Продолжить знакомство с буквой Ё, ё обозначающей два звука и в каких случаях это бывает.
  2. Формировать умение находить букву «ё» в словах, предложениях.
  3. Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  4. Научить писать заглавную букву «Ё».
  5. Развивать мелкую моторику, глазомер, речь, фонематический слух, память, внимание, мыслительную деятельность, правильную осанку.
  6. Воспитывать аккуратность, любовь к природе, уважение друг к другу.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов ответы на преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

-научатся письму заглавную букву Ё, соединению её с другими буквами;

-совершенствование умений в написании слов и предложений с изученными буквами;

-моделировать звуковые схемы слов;

-работать в паре;

-использовать знаковые символы при составлении звуковых схем; сравнивать гласные и согласные звуки;

-развитие мышления и речи детей, фонематического слуха, внимания, памяти, мышц руки;

-воспитание положительного отношения к урокам письма, аккуратность в работе.

Основные понятия: письменная буква, печатная буква, строчная и заглавная буква, предложение, слово, звук.

Межпредметные связи: окружающий мир, чтение.

Ресурсы:

 -основные: «Прописи», часть 4 (В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова), ПК, мультимедийный экран, проектор, колонки.

- дополнительные: презентация, физкультминутки, карточки.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....