Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ворошилова Тамара Николаевна

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ « Яновская основная общеобразовательная школа» Заринский район, Алтайский край

 Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф ф .

Урок обучения грамоте ( чтение) 1 класс УМК « Начальная школа 21 век» учитель: Ворошилова Т.Н.


Технологическая карта урока обучения грамоте

Учитель:

Ворошилова Тамара Николаевна, учитель начальных классов МКОУ « Яновская о.о.ш.»

Класс

1 (1 полугодие, урок 54)

Предмет:

Литературное чтение ( обучение грамоте)

Авторы учебника:

Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова (УМК «Начальная школа XXI век»)

Тема урока.

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Тип урока.

Урок открытия нового знания

Цель:

Знакомство с новыми звуками [ф], [ф'] и буквами Ф,ф.

Задачи урока:

  1. Содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
  2. Упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данные буквы.
  3. Развивать у детей фонематический слух.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, сотрудничества.

УУД

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые

результаты:

Предметные:

  • знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;
  • - читают слоги  и слова с изученными буквами;
  • - читают текст вслух

.Личностные.

  • проявляют  учебно – познавательный интерес к новому;
  • проявляют  любознательность к изучаемому материалу;
  • осознают  свою успешность на уроке,
  • проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные.

        РУУД:

  • умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  
  • планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
  • КУУД:
  • участвуют в диалоге на уроке;
  • отвечают на вопросы учителя.
  • слушают и понимают речь других.
  • Участвуют в работе в парах.

Основные понятия

Звук, буква, слог, предложение

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

 основные

 дополнительные

  • Учебник Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова. «Букварь» 1 класс, 2012 г.
  • Фишки (демонстрационные и индивидуальные)
  • Карточки для работы в парах.
  • Презентация по теме урока

Формы урока

Индивидуальная – И., парная -  П., фронтальная – Ф.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Этапы урока Цель этапа

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент.

Мотивация.

(1 мин)

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-- уточнить тип урока;

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

-  Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. А какое настроение у вас? Покажите смайлики!

- С какой целью мы идём на каждый новый урок? (узнать новое).

- А раз это урок обучения грамоте, то  какова наша цель на уроке чтения?

 (Познакомиться с новой буквой; учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой).

- Какие умения нам помогут на уроке? ( умение воображать, слушать, наблюдать, слушать товарища)

А что нам поможет на уроке?

  1. Багаж знаний
  2. Презентация
  3. Учебник
  4. Моделирование
  5. Вывод

Мотивирует на изучение нового

Учащиеся отвечают хором.

Принимают

учебную задачу Самоопределение учащихся: оценивают свою готовность и настрой на работу.

ставят цели на урок

Составляют план урока        

Самооценка готовности к уроку. Учебно-поз-навательный интерес к данному уроку.

формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П)

2.Актуализация знаний.цель:закрепить и обобщить знания и умения учащихся по изученному материалу

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:

Когда светло, прячусь в дупло,                                                                          Ночью летаю, мышей пугаю.

- Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.

- Как вы думаете, а зачем он прилетел к нам?

- Но сначала Филин хочет посмотреть,

что вы знаете о звуках и буквах, чему учились на прошлых уроках. Обратимся к нашему багажу знаний.

- Поиграем в « Эхо»

-« Лишняя буква»

п,к,т,д,с

в,д,е,г,р,

у,о,э,ы,р

я,ё,ю,е,а

 Поиграем  в игру «Мяч». Помните, как в неё играть? Тогда лови!

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).

- После твёрдых согласных пишутся гласные буквы… (а,о,у,ы,э).

- После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е,ё,и,я,ю).

- Гласные звуки которые дают два звука? (е, ё, ю, я)

Дифференцированная работа.

 У доски 2 ученика:

  1 ученик: Узнать буквы и дорисовать элементы.

  2 ученик: вставить пропущенные буквы и прочитать получившиеся слова.

 КО…ЁР – КО…РЫ

 …ЕТКИ - …ЕТКА

КОРО…А – КОРО…А

 3-4 ученики – на месте работа с ребусами и текстом

в

и

л

к

а

п

а

о

и

  На ветке дерева сидел воробей.

Прилетела ворона, села рядом и прогнала его. Стыдно вороне!

- Прочитайте названия птиц.

Сколько слогов в слове воробей, ворона?

Как узнали?( Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Прочитайте восклицательное предложение.

- Как вы думаете, зачем мы все это вспоминали? ( пригодится при изучении новой буквы)

- Помог нам наш чемоданчик знаний? А презентация?

Организует учащихся на повторение ранее изученного.

Оказывает помощь в построении речевого высказывания

Учитель называет алфавит

Показывает на слайде буквы

Учитель консультирует учащихся, проверяет работу

Какую букву вставила в слова? (В)

Учатся строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения

Дети хором повторяют

Выделяют лишнюю и дают классификацию группы

Оценивают свою работу на этапе

Работают самостоятельно

Читают слова в таблице

Читает предложения , дети проверяют на слайде.

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность. (Р)

Самооценка( фиксируют смайлики успешности)

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Самооценка

( закрашивают смайлики)

3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Цели: - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];

-формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

- организовать работу над  совершенствованием навыков

 чтения слогов;

-развивать фонемати-ческий слух

Физминутка

Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин.

Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин.

Посмотрите, какой сюрприз приготовил для вас филин: видеоролик и скажите, какой звук чаще всего повторяется в этой скороговорке?

Вы догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня на уроке? (О звуке  [ф] [ф,]).

- Кто знает, как называется буква, которая обозначает этот звук? (Буква «эф»).

Посмотрим, правы мы или нет.

– Откройте учебник урок 107-108 с.119 и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке

Итак, какова  тема урока? (звуки [ф] и[ф,] буквы Фф.

Давайте вспомним, а по какому плану мы изучаем букву?

  1. Название буквы.
  2. Какие звуки обозначает
  3. Как пишется печатная буква
  4. Как читать её в слогах, словах и предложениях

-Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

Филин поможет нам изучить и запомнить новые звуки и буквы. Что изображено на картинках? Какая работа нам предстоит? ( составить схемы слов)

Работаем по алгоритму:

  1. 1.Произнеси слово
  2. 2.Определи место нового звука в слове
  3. 3.Произнеси звук
  4. 4.Определи, какой это звук

5.Изобрази квадратиком

Моделируем слово фартук

Сколько слогов в слове?

- Сколько звуков?

Моделируем слово филин

-Сравним первые звуки в словах. Что вы о них можете сказать?(согласные, глухие, один твёрдый, другой мягкий)

Ставит проблему

Вовлекает детей к составлению плана работы над буквой

Организация работы в парах

Оказывает помощь в звуко- буквенном анализе

 Составляют план работы с буквой

Моделируют слова.

Устанавливают количество и последовательность звуков в словах.

Различают звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность. (Р)

формирование умения работать в паре (К)

Физминутка  КЛАССБИЛДИНГ  процесс, при котором группа учеников с разным опытом становится скооперованной и заботливой командой обучающихся  ВСТАНЬТЕ   ПОДВИГАЙТЕСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ

-Сколько слогов в слове, столько шагов  вперёд: фея, фазан, фасоль

- Сколько слогов в слове, столько шагов  назад: фабрика, флаг

-Сколько слогов в слове, столько поворотов влево, вправо на месте: Федя , фокус, ферма, футбол

-Сколько слогов в слове, столько наклонов вперёд,  руки на поясе: флажок, фара, фея

- Какие звуки вы слышали в словах?

- Звуки [ф] и [ф'] обозначаются буквой «Ф».

 Показ места нахождения буквы «Ф,ф» в кассе букв.

Почему букв две?

- Придумайте имена на букву Ф ( Федя, Фаина)

4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф –

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов

Запишем подсхемами слова фартук и филин.

Что означает схема в углу страницы?

Разделим слова на слоги и поставим ударение:

ФИ-ЛИН, ФАР-ТУК.

- Оцените свою работу на этом этапе урока.

Ребята, обратимся к нашему плану: букву узнали? Как она обозначается графически знаем?

- Что теперь мы будем делать?

Называет слова

Дети выполняют упражнения

Знакомятся с буквой Ф,ф.

Печатают слова , делят на слоги, ставят ударение

Самооценка учащихся.

4.Применение нового знания

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения  слов с изученными буквами;

- организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

- организовать работу над текстом;

 - развивать умение ориентироваться в тексте,  умение работать с информацией;

Покажем  филину, как вы умеете читать. Хором читаем:

 

1.Чтение слогов с буквой ф.

фа    фо     фу    фы  фэ

фя     фё    фю    фи  фе

Молодцы! Слоги прочитали, что будем читать дальше?

2.Прочитаем слова

ерма, азан, утбол.

Что – то не очень получается?  Почему? Нет первой буквы. Какой буквы не хватает? (ф) Добавим букву и

попробуем снова прочитать слова.

- Разберём, как вы понимаете значения этих слов.

Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.

Фазан - крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу.

Футбол - (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими  частями тела.          

Составьте предложения с данными словами

3.Дифференцированная работа

Варя- читает слова с .119

 Саша – зачёркивает буку

Лада и Ксюша -  читают слова по схеме

4. Проверка

- Прочитать слова первого   столбика  парами;

Прочитать слова второго   столбика  парами;

 объяснить, по какому принципу слова объединены в пары (один - много).

- Прочитать третий столбик слов хором;

в) – найдите и прочитайте  слова, в которых один слог; прочитать слова, в которых два слога; прочитать слово, в котором три слога; посчитать, сколько слогов в слове фамилия;

Фабрика - промышленное предприятие или завод. Может быть кондитерская, бумажная, швейная и т. д.

Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени

г) - Прочитать вполголоса следующие пары слов; прочитать пары слов еще раз, называя буквы, которыми отличаются  слова в парах.

- Прочитаем слова, которые составили девочки

 ( фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика)

  1. Гимнастика для глаз( филин приготовил«Филин»

Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с.

«Зоркие глазки»: глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.

  1. Чтение текста Генриха Сапгира «Футбол»

Учитель читает стихотворение. Дети слушают и смотрят на картинку.

Как относятся к футболу тётя, мама, сестра, мальчик? Найдите, прочитайте.

ФИ – «ничего хорошего»,

ФУ – «грязные вещи»,

НУ – «не интересно»,

ВО – «очень интересно»

Чьё мнение вам больше по душе?

Что хотел сказать нам автор?

Вывод: все по разному относятся к футболу.

На чьей стороне автор?

Прочитаем это стихотворение по ролям у доски

С какой буквой мы сегодня знакомимся?

Найдите букву «Ф» и подчеркните её.

  1. Чтение слов. Сравнение лексического значения слов: звонок – звонок.

-  Вы знаете, что у слов есть свои секреты. Один из них мы сейчас узнаем.

- Рассмотрите схемы, расположенные справа от нижнего слова; объяснить, чем они отличаются; прочитать слово так, чтобы оно соответствовало первой схеме (звонок); чтобы слово соответствовало второй схеме (звонок); объяснить значение первого слова (звонок от слова звонкий – издающий громкий, протяжный и яркий, резкий, не глухой звук или звон); второго слова (звонок – звуковой сигнал, производимый колокольчиком или специальным  прибором:Раздался звонок.)

Создает проблемную ситуацию

Организует проверку работы

Читают слоги, слова, предложения

Оценивают свою работу

Чтение слов, знакомство с лексическим значением

Учащиеся читают название стихотворения «ФУТБОЛ».

Рассуждают о содержании произведения по иллюстрации.

Воспринимают на слух литературное произведение.

Сохраняют учебную задачу.

самооценка

К.

-формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Р.

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

1)И г р а  «Буква потерялась».

- Филин хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим, верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим, не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук

2. Звук  [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове  финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове  фуфайкатолько одна буква «ф».

Называет предложения

Работают с сигнальными светофорами

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

 (5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

ТООУ  (технология оценивания учебных успехов)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

Технологическая карта урокаУрок в 1 классе по ОС «Школа 2100» «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчик...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Чтение слов с буквой Е" - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщить и систематизировать знания о гласных звуках [й’э], [э] и навыка письма буквы Е, е; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с ...