Открытый урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Цели:

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение находить слово в группе слов по его лексическому значению;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст.

                                                                                  Ход урока:

1. Эмоциональный настрой.

- Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

- Доброе утро ребятки. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

2. Актуализация знаний.

- Закройте глаза, представьте себя в лесу. Прислушайтесь и постарайтесь услышать голоса.

Прослушивание мелодии.

- Какие звуки вы услышали? (звуки природы).

- Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц.

-А могут ли люди общаться друг с другом при помощи звуков природы?

- А какие звуки помогают нам в общении? (речевые звуки)

- На какие 2 группы можно разделить звуки речи?

- Что знаете о гласных звуках расскажите.

- Какие бывают согласные звуки.

- С помощью чего на письме обозначаются звуки?

- Чем буква отличается от звука?

- Продолжите цепочку:

Звуки – слог – слово – предложение – речь

- Что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Начали со звука, закончили цепочку речью. Это звенья, все они связаны между собой. Работая со звуками мы учимся говорить правильно, красиво. Учимся мыслить, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем и грамотно писать.Этому мы учимся на каждом уроке обучения грамоте.

3. Работа в группах.

-Перед вами лежат пазлы. Какое задание вам предстоит выполнить?

-Приступаем к работе.

- Озвучьте свои картинки.

- Что объединяет все эти слова?

- Охарактерезуйте первый звук в каждом слове. Какой он?

4. Тема урока.

- Определите тему нашего урока.( буква С, звуки)

- Что мы будем делать сегодня на уроке?( читать слоги и слова, выполнять звуковой разбор слов, составлять схемы слов,  упражняться в письме и чтении).

5. Чистописание.

А   О   У   С

А   О  И   У

С   К   О   Н

Г   Р   Н   К

- Назовём хором буквы каждого ряда.

- Рассмотрите буквы ещё раз и определите какая буква в каждом ряду лишняя и почему.

- Образуйте слоги с этими буквами.

- Запишем соединения этих букв в пропись.

Запись слогов в тетрадь.

си  ис  со  ос  ки  ик  ко  ок

- Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.

- Договорите слог со до слова ( сок, сок, сор, собака, сорт, соль, совесть, сорняк, сосед, собрание).

- Придумайте слова, которые оканчиваются на ок ( росток, щенок, венок, сынок, лесок, кусток).

6. Работа над словами.

НОС                     КИТ

СПОРТ                ОСИНА

РАНА                   КОНИ

- Прочитайте 1 столбик слов, 2 столбик.

- Прочитайте верхнюю строчку, нижнюю, среднюю.

- Найдите и прочитайте односложные слова, двусложные.

- Назовите двусложные слова, где первый слог ударный.

- Какие слова начинаются с глухого согласного?

- А какие со звонкого согласного?

- Прочитайте слова, которые начинаются с парного согласного.

- С непарного согласного.

- Назовите слова, где первый звук в слове звучит мягко.

- Где звучит твёрдо.

- Назовите слово в котором написание и произношение не совпадает (осина).

- Назовите опасное место в этом слове.

- Что можете рассказать об этом слове ещё? (отвечает на вопрос что?, обозначает неодуш. предмет, ед.ч., 3 слога)

- Подберём родственные слова  к слову осина (осинка, осиновый лист, осинник, подосиновик).

Догадайтесь какое из данных слов я загадала: состоит из двух слогов, 1 слог ударный, начинается с глухого согласного.

Какое  задание предлагаете выполнить с этим словом? (напечатать слово, разделить на слоги, поставить ударение, звуковой разбор слова, составить предложение).

а) – Напечатаем слово, разделим на слоги, обозначим ударение.

б) Работа в парах.

- Выложите звуковую схему слова.

- Охарактерезуйте каждый звук.

- Что мы сейчас с вами делали? А для чего нам это нужно?

7. Работа со словами противоположными по смыслу.

- А с каким из наших слов связаны слова коньки, лыжи, бег, плавание, соревнования, победа? (спорт)

- А для чего нужно заниматься спортом?

-  Подберите к словам противоположные по смыслу слова. Докажите, что спорт- это здорово!

Слабый (сильный)

Больной (здоровый)

Медленный ( быстрый)

Низкий (высокий)

Победа (поражение)

Старт (финиш)

- Встаньте те ребята, которые занимаются спортом.

- Какими видами спорта занимаетесь, расскажите.

- А какого человека мы можем называть здоровым?

- Здоровый человек, это когда человек дышит чистым воздухом, пьёт чистую воду, ест полезную пищу, много двигается- занимается спортом, трудится, работает. Т.е. ведет здоровый образ жизни. И мы с вами немного отдохнём и укрепим наше здоровье.

8. Физминутка.

9. Работа с деформированным предложением.

У       растут      и    сопки       сосны       осины

- А можно ли следующую запись назвать предложением?

- Почему нельзя?

- Что такое предложение?

- Вспомните и назовите признаки предложений.

- Соберите слова, чтобы получилось предложение. (У сопки растут осины и сосны.)

- Сосчитайте сколько слов в предложении.

- Назовите 1,2,3,4,5.6 слово.

- Что поставим в конце предложения?

- Что такое сопка? (небольшая гора)

- Что растёт у сопки?

- Как одним словом их можно назвать?

10. Работа над многозначными словами.

- Продолжим работу  над предложениями в учебнике на с.62.

- Прочитайте предложения.

- Какие имена встретились в предложениях?

- Какое правило надо знать, чтобы правильно написать имена?

- Какая коса у Никиты?

- А у Тани какие косы?

- Сколько значений у слова «коса»- одно или несколько?

- Как называются такие слова в русском языке?

- На самом деле у слова  «коса» три значения.

- Как вы думаете, какая коса у Нины?

- Как вы догадались? (подсказало слово «краса»)

11. Работа над схемами.

- На доске даны схемы. Найдите и прочитайте предложение, которое подходит к 1,2,3 схемам.

 __    ______   ______ .

__    ______    _____- _____  .

__  __  ______  _____ .

12. Работа с текстом.

- Что такое текст?

- Что имеет текст?

– Рассмотрите рисунок.

–  Прочитайте название текста.

– Что удивило?

– Почему же нарисован котёнок?

–  Что нужно сделать, чтобы выяснить это?

2) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя. Чтение вслух с комментированием.

Сорока-красотка.

У окна кусты. У куста сорока. (Что делала сорока у куста?) А тут и Простак. (Почему слово Простак написано с большой буквы?) Простак – кот. (А простак – это... человек бесхитростный. – А почему кота так назвали? – Наверное, это котёнок, он беспомощный, бесхитростный. Он ещё не научился премудростям жизни.)

Уноси, красотка, ноги!

– Как понять выражение «Уноси, красотка, ноги!»? (Значит, улетай. Иначе кот может поймать.)

– Обратите внимание на последнее предложение. Кому говорят

красотка? (Сороке.) 

– А кто говорит? (Рассказчик.)

– Зачем он это говорит сороке? (Он её предупреждает.)

– Да, рассказчик обращается к сороке. Он её назвал красотка.

Это слово выделено с двух сторон запятыми. При чтении этого предложения слово красотка нужно выделить голосом, ведь к ней обращаются.

Тренировка в выразительном чтении последнего предложения.

3) Работа с текстом после чтения.

– Текст был про сороку, ещё мы прочитали про кота Простака.

– Теперь понятно, почему на рисунке котёнок?

– Догонит ли Простак сороку?

13. Итог урока.

- Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».

- Звук мы видим. (нет)

-Букву мы можем написать. (да)

- Сколько в слове согласных, столько и слогов. (нет)

- Чтение- вот лучшее учение. (да)

- В слове собака 2 слога. (нет)

- В словах ударение падает на согласный звук (нет)

- Согласные бывают парные и непарные. (да)

- Гласные бывают звонкие и глухие. (нет)

- Спорт- укрепляет здоровье. (да)

- Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?

- Чему научились?

14. Оценивание.

- Давайте оценим свою работу на уроке на дереве успеха. Кто думает, что он работал сегодня на все сто, все понял, был активным, берет красный кружочек, кто не всегда работал, иногда отвлекался- зеленый круг, кто плохо участвовал, не понял тему урока- синий круг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами

Предмет: литературное чтение, 1 классТип урока: закрепление раннее изученных знанмий.Тема урока: чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами.На этом уроке я ставила следующие цели: Формиров...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами  по учебнику  "Букварь"  БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...