Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.
план-конспект урока (1 класс)

Шункевич Алла Вацлавовна

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_1_klasse._obuchenie_gramote.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Цели:

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение находить слово в группе слов по его лексическому значению;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: схемы-«человечки», разноцветные бусы из картонных кружочков, схемы предложений.

                                                                                                                                 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение

Работа в «Букваре».

Фонетическая разминка. 1  2   2

1. Работа со звуками и буквами, с. 62.

–  Посмотрите на страницу «Букваря». Что вы увидели вверху?

–  Почему схемы-«человечки» разделены на две группы?

–  Прочитайте звуки в схемах-«человечках».

–  Соединим гласные и согласные. Что получится? Прочитайте.

–  Завершим схемы. Объясните, почему выбрали именно эти цвета.

–  Какие головные уборы у согласных? Почему?

–  Прочитайте все буквы, назовите их звуки.

–  Посмотрите на страницу учебника, что мы сегодня можем сделать на уроке?

В ходе предложений детей составляется план урока.

План (примерный) 3  2  4

  1. Чтение слогов и слов.
  2. Работа со схемами-«человечками».
  3. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схем.
  4. Письмо букв, слогов и слов.
  5. Работа с текстом.

–  Какого пункта плана сегодня на уроке нет? (Знакомства с новым звуком.)

–  Почему? 4  4  2

2. Звуко-буквенный анализ слов. Рассматривание иллюстрации, с. 62.  2  3

– Что нарисовано на кубиках?

  Кто знает название породы этой собаки?     (Это такса. Есть такая порода собак. На правой картинке изображена машина такси.)

а) Звуко-буквенный анализ слова такси.

– В этом слове два слога, т.к. два гласных звука. Ударный  второй слог.

Выделяя звук, дети каждый раз произносят слово, останавливаясь и повторяя НЕСКОЛЬКО раз тот звук, которому сейчас будут давать характеристику.

[т] – согласный глухой, твёрдый, рисуем синим цветом точку, печатаем букву Т.

[а] – гласный безударный, рисуем красную точку, печатаем букву А.

[к] – согласный глухой, твёрдый, рисуем синюю точку, печатаем букву К.

[с’] – согласный глухой, мягкий, рисуем зелёную точку, печатаем С.

[и] – гласный ударный, рисуем точку красным цветом, печатаем букву И.

В этом слове пять звуков, пять букв.

б) Аналогично выполняется звуко-буквенный анализ слова такса.

– Чем похожи слова такси и такса? А чем различаются?

– Как вы понимаете выражение: У такси своя такса?  

(Такса – расценка на определённые услуги.)

в) Самостоятельная работа.

Звуко-буквенный анализ слова такса.

Проверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

–  Что тебе нужно было сделать?

–  Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

–  Ты сделал всё правильно или были недочёты?

–  Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

–  Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Назовите букву в этих словах, которая обозначает разные звуки. (С.)

Работа в тетради для печатания по выбору учителя (с. 18).

–  Вы помните, как писать прописную букву С? Где мы будем её писать?

Работа в прописи на с. 2.   2

–  На какой странице нам нужно открыть пропись?

1) Написание строчной буквы с.

–  Обведите ручками разного цвета строчную букву с, используйте два цвета.

– Какое соединение написано на второй строке?

–  Обведите двумя разными цветами.

2) Написание слогов.

– Прочитайте слоги. Отметьте гласные красным цветом, а согласные – синим или зелёным.

–  Запишите те слоги, которые услышите в словах.

Учитель диктует слова: сыр, косичка, соус, сосулька, крыса, каска, сад.

– Прочитайте, какие соединения, слоги услышали в словах.

– Каких слогов и соединений не встретилось? Подберите свои слова с этими слогами и соединениями.

Строчка соединений с буквой С даётся для индивидуальной работы учащихся.

При проверке можно предложить работу в парах (взаимопроверка  Конкурс на лучшую букву.) 4  2

3) Написание соединений с заглавными буквами У, О.

–  Давайте посмотрим на с. 3. Прочитайте слоги. Чем они отличаются?

–  Когда могут понадобиться такие слоги? (Начало предложения, имена.)

–  Приведите примеры.

– Какое соединение потребовалось для письма?

– Обведите соединения.

   4) Игра «Кто больше».

На доске разноцветные бусы из картонных кружочков.

 –  Посмотрите, какие красивые бусы на доске, но это не простые бусы.

Учитель переворачивает один кружочек, появляется слог.

– Прочитайте слог.

Учитель вызывает по одному ученику. Каждый ученик переворачивает один кружок и читает слог.

   – Видите, у нас получились не простые бусы, а слоговые. Составим из слогов слова и запишем в тетрадь для печатания, с. 18.  

Сироп, стакан, росы, рота, тара, отара и другие.

Работа в «Букваре».  2  

   1) Чтение столбиков слов.

Чтение первого и второго столбика самостоятельно про себя (они напечатаны друг под другом).

– На какие группы можно разделить эти слова? (Суп, сук, сто – односложные. Соты, сотни, сотник – двусложные.)

– Объясните значение слов. (Обращаемся к опыту детей, объяснение может дать учитель, значение какого-то из слов можно посмотреть в толковом словаре.) Соты – ячейки в улье для складывания мёда. Сотни – единицы счёта (одна сотня – это сто). Сотник – начальник одной сотни воинов в старину.

Самостоятельное чтение остальных столбиков слов про себя:

просо, опрос, просто, просит, простак.

– Прочитайте слова с гласными [а] и [о]. 

– Прочитайте слова с ударным [о]. 

– Прочитайте слова с ударным [а]. 

– Какое слово обозначает крупу?

– Кого называют простак?

– Что общего у слов опрос и просит?

–  Чтение пятого-шестого столбиков самостоятельно про себя.

После чтения:

– Прочитайте слова о красоте. (Краса, красота, красотка.) 

– О ком или о чём можно так сказать?

– Что вы можете сказать об этих словах? (У них есть общая часть. Какая? Они однокоренные.)

– А есть ли однокоренные слова в прописи, давайте посмотрим. Откройте прописи на с. 2.

  Работа в прописи, с. 2.   2   4

1) Написание слов.

– Найдите общую часть в словах: ус, усы, усики.

–  Как называют такие слова?

– Запишите только общую часть этих слов.

2) Выделение сочетания ст. Сравнение произношения и написания.

– Посмотрите на сочетания букв, которые написаны выше.

– Сколько букв потребовалось, чтобы записать соединения: ост, уст?

– Какие согласные звуки обозначены буквами в этих соединениях? Отметьте их цветными точками.

– Запишите эти соединения букв.

– Прочитайте слова на следующей строке.

–  Что общего в словах?

–  Чем различаются?

– Почему слышим [с’]? (Если дети испытывают затруднение: Что показывает стрелка?)

– Обведите зелёным цветом буквы мягких согласных звуков. Что указывает на их мягкость? (Буква И.) 

– Запишите слова, нарисуйте стрелки.

3) Написание предложений: У рыси нора у сосны. У крысы сыр. У сына сани.

       Списывание предложений по алгоритму.

– Сколько слов в этом предложении?

–  Выберите на доске схему, которая соответствует этому предложению.

– Назовите первое слово.

–  Проговорите это слово по слогам.

– Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

– С какой буквы напишете слово? Почему? Запишите слово.

– Назовите второе слово.

–  Произнесите его по слогам.

–  Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

–  Проговорите это слово.

–  Запишите слово.

– Назовите третье слово.

–  Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

–  Проговорите это слово.

–  Запишите слово.

– Назовите четвёртое слово.

–  Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?

–  Проговорите это слово.

–  Запишите слово.

–  Что нужно поставить в конце предложения?

–  Что мы сейчас с вами записали?

–  Перечитайте всё предложение по слогам. Выделите красной точкой снизу все гласные.

–  Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

–  Нарисуйте рядом с предложениями кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который покажет, как вы оценили свою работу.

Физкультминутка.

–  Давайте посмотрим на предложения в «Букваре».

  Работа в «Букваре».   1   1

Работа с предложениями на с. 62.

1) Чтение.

– Прочитайте предложения.

– Какие имена встретились в предложениях?

– Как вы их отыскали? (Какое правило надо знать, чтобы правильно написать имена?)

– Какая коса у Никиты?

– А у Тани какие косы?

Работа над значениями слова коса (коса – сельскохозяйственный инструмент; коса – причёска, заплетённые волосы).

–  Как вы думаете, какая коса у Нины?

– Как вы догадались? (Подсказало слово краса.) 

2) Составление схем предложений.

Можно предложить несколько схем и попросить найти и прочитать предложение, к которому схема подходит. Дети должны обязательно аргументировать свой ответ.

 Работа с текстом «Сорока-красотка» (с. 62).    5 

1) Работа с текстом до чтения.  7

– Рассмотрите иллюстрацию.

–  Прочитайте название текста.

– Что удивило?

– Почему же нарисован котёнок?

–  Что нужно сделать, чтобы выяснить это?

2) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя. Чтение вслух с комментированием.

Сорока-красотка.

У окна кусты. У куста сорока. (Что делала сорока у куста?) А тут и Простак. (Почему слово Простак написано с большой буквы?) Простак – кот. (А простак – это... человек бесхитростный. – А почему кота так назвали? – Наверное, это котёнок, он беспомощный, бесхитростный. Он ещё не научился премудростям жизни.) 

Уноси, красотка, ноги!

– Как понять выражение «Уноси, красотка, ноги!»? (Значит, улетай. Иначе кот может поймать.)

– Обратите внимание на последнее предложение. Кому говорят

красотка? (Сороке.) 

– А кто говорит? (Рассказчик.)

– Зачем он это говорит сороке? (Он её предупреждает.)

– Да, рассказчик обращается к сороке. Он её назвал красотка.

Это слово выделено с двух сторон запятыми. При чтении этого предложения слово красотка нужно выделить голосом, ведь к ней обращаются.

Тренировка в выразительном чтении последнего предложения.

3) Работа с текстом после чтения.

– Текст был про сороку, ещё мы прочитали про кота Простака. А узнали мы что-то про рассказчика? Кто он? Какой он?

– Теперь понятно, почему на рисунке котёнок?

– Догонит ли Простак сороку?

 Работа в прописи, с. 3.   2  

1) Чтение и анализ предложений.

– Прочитайте предложения на с. 3.

– Какое полное имя у Таси?

Подготовка предложений к списыванию.

2) Списывание предложений по алгоритму.

3) Введение словарного слова капуста.

– Прочитайте слово в рамке.

–  Какие гласные звуки в этом слове?

–  Отметьте их красным цветом.

– Запишите слово.

–  Разделите на слоги.

–  Поставьте ударение.

–  Обозначьте звуки соответствующими точками.

– Знаете ли вы, что в Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах – капустниках, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, а будь густая; не будь мала, будь велика».

– Как вы понимаете эти слова? Повторите их.

Запись предложения под диктовку: Папа купит капусту.

–  Какие ошибки можно допустить, записывая предложение?

–  Не ошибитесь!

Предложение читает учитель. Дети повторяют всё предложение, считают количество слов (можно выбрать и оставить на доске схему предложения), затем учитель проговаривает каждое слово предложения орфографически, дети проговаривают каждое слово, потом, диктуя себе, пишут. Затем проверяют себя, перечитывая предложение по слогам.

–  Чему мы сейчас учились? 4  4

– Знаете ли вы, почему этот овощ назвали капустой?

Работа в «Букваре».   1  1  7  2

Чтение текста Н. Надеждиной «Почему её назвали капустой?» (с. 63).

1) Работа с текстом до чтения.

– Этот текст написала для ребят Надежда Надеждина, и это не обычный рассказ, а страница из энциклопедии. Наш художник прочитал и своими рисунками проиллюстрировал рассказ. Догадались, о каких словах художник рассказал?

–  Значение каких рисунков вам понятно?

–  Какие рисунки не понятны?

–  Где можем найти ответ? 2

2) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста вслух с комментированием.

Почему её назвали капустой.

КАПИТАН – голова команды, отряда. (Что это значит?) 

КАПИТЕЛЬ – верхушка, голова колонны. (О какой колонне идёт речь? Украшение дома.)

КАПОР, КАПЮШОН – головные уборы. (У кого есть такой? Удобно?)

КАПУЦИН – монах, который носит капюшон. (Нашли его на картинке?)

Все эти слова произошли от латинского слова КАПУТ, что

означает ГОЛОВА. Пропала голова, всё пропало – капут!

Римляне (жители города Рима) называли кочан КАПИЦИУМ –

головка.

Переиначив латинское слово, мы называем её КАПУСТА за

сходство кочана с человеческой головой.

3) Работа с текстом после чтения.

– Что удивило вас?

– Вернёмся к картинкам. Подпишем схемы под всеми картинками

к тексту. Все ли картинки теперь понятны вам? Назовите нарисованные предметы.

  Работа в прописи. 2

1) Списывание с печатного текста. Запись соединений изученных букв: ос, он, ор, сы, ты, ки, ус, пу, Ус, О (с. 3 внизу).

2) Запись под диктовку: осы, киска, пути, сырок, аист.

3) Отгадывание ребуса: сутки (с + утки).

Объясните, что означает это слово.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ТООУ

ΙΙ. Итог

– Что на уроке узнали нового, чего раньше не знали?

– Какие задания в прописи получались лучше?

–  Над чем ещё надо потрудиться? 4

–  Как бы оценили своё настроение после урока?

–  Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

ТООУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами  по учебнику  "Букварь"  БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....