Главные вкладки

    Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ф и ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Сенчук Елена Михайловна
    1. Технологическая карта урока
    2. Урок в 1 классе по ОС «Школа 2100»
    3.  «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г
    4. Уровень обученности  школьников: обычный класс средней школы
    5. Классно-урочная форма работы
    6.  Полное описание разработки, включая:

     

    1. Ф.И.О. учителя:   Сенчук Елена Михайловна.

    2. Класс:    .                   Дата:    26.01.2012г.                   Предмет        Обучение грамоте и письмо.     № урока по расписанию: 2 и 3.

    3. Тема урока:  "Согласные звуки [ф и ф,], буква  ф.  Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

    4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

    5. Планируемые результаты:

                Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения.

                Метапредметные:

                                Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

                                П – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

                                К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

                 Предметные: правильно читать текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, называть звуки в словах и давать им характеристику, делить слова на слоги, ставить ударение в словах, выделять на основе классификации признаки слов, списывать с печатного текста.

    6. Цель урока :  Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по осознанию и применению знаний о звуках [ф и ф,] и букве ф.

    7 Ресурсы: Презентация «33 родных сестрицы» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,28880/Itemid,118/  (автор Лилия Валиахметова), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, раздаточный материал, сигнальные карточки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon senchuk_metodicheskaya_razrabotka.doc189 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание методической разработки

    1. Технологическая карта урока
    2. Урок в 1 классе по ОС «Школа 2100»
    3.  «Обучение грамоте и письмо» (2 часа), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г
    4. Уровень обученности  школьников: обычный класс средней школы
    5. Классно-урочная форма работы
    6.  Полное описание разработки, включая:

    1. Ф.И.О. учителя:   Сенчук Елена Михайловна.

    2. Класс:    .                   Дата:    26.01.2012г.                   Предмет        Обучение грамоте и письмо.     № урока по расписанию: 2 и 3.

    3. Тема урока:  "Согласные звуки [ф и ф,], буква  ф.  Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф.".

    4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

    5. Планируемые результаты:

                Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения.

                Метапредметные:

                                Р – определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

                                П – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары.

                                К – слушать и понимать речь других, выразительно читать текст, договариваться  с одноклассниками о правилах работы в паре или группе, учиться работать в парах и группах.

                 Предметные: правильно читать текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, называть звуки в словах и давать им характеристику, делить слова на слоги, ставить ударение в словах, выделять на основе классификации признаки слов, списывать с печатного текста.

    6. Цель урока :  Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по осознанию и применению знаний о звуках [ф и ф,] и букве ф.

    7 Ресурсы: Презентация «33 родных сестрицы» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,28880/Itemid,118/  (автор Лилия Валиахметова), Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, Пропись №5 «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина Москва БАЛАСС 2011г, раздаточный материал, сигнальные карточки.

    Характеристика этапов урока

    Этап урока

    Цель

    Содержание учебного материала

    УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Организационный

    Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, концентрация внимания, наличие общей установки.

    Р, К

    Приветствует обучающихся.

    - С чем вы пришли на урок?

    - Что еще понадобиться для успешного усвоения материала?

    - У кого сейчас хорошее настроение -

    похлопайте в ладоши.

    Приветствуют учителя.


    - Учебник, тетрадь, пенал, дневник, цв. карандаши.

    - Внимание, дисциплина и хорошее настроение.



    (дети хлопают в ладоши)

    Постановка темы и цели урока

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

    На доске прикреплены картинки:

    флаг, фиалка,  конфета, фен

    (Приложение 1)

    Р, П, Л

    Прочитайте слова.

    Что общего у этих слов?

    Мы эти звуки изучали?

    Определите тему урока.

    Зачем мы изучаем звуки и буквы?

    По какому плану мы изучаем буквы?







    - Какие знания нам пригодятся на уроке?


    - Настроим себя на работу.

    Чтение слов про себя

    Звуки [ф и ф, ] (чтение слов вслух)

    Нет!


    Звуки [ф и ф, ], буква ф.

    (варианты детей: быть грамотными, умными и т.д.)

    - выделяем звуки и определяем место в слове,

    - характеризуем по глухости – звонкости, твердости –мягкости,

    - учимся читать в слогах и словах,

    - учимся писать буквы и соединения.

    - Умение читать, делить слова на слоги, ставить ударение, характеризовать звуки, списывать с печатного текста.

    Хором:

    Я знаю, что буду делать

    Я понимаю, что хочу это знать

    Я думаю, что у меня все получиться.

    Освоение нового материала

     

    Характеристика звуков

    Научить выделять звуки и определять их место в слове, проверить умение давать характеристику звукам

    ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (107 слайд)

    П, К

    - Назовите название предметов, где есть звуки [ф и ф.], определите место в слове и дайте характеристику звука.

    - подведите итог работы: назовите выделенные звуки и их характеристику



    - Проверьте свои предположения по слайду.

    Филин, фея, фиалка, фламинго, футбольный (мяч), фотоаппарат, фотограф, флаг




    [ф] – согласный, глухой, твердый, встречается в начале , середине и в конце слова.

    [ф,] согласный, глухой, мягкий, встречается в начале,  середине и в конце слова

    Самопроверка.

    Знакомство с буквой ф

    Познакомить с буквой, научить

    находить сходства

    ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (108, 111 слайды)

    П, Пр

    - Какой буквой обозначаются эти звуки?

    - Сколько букв? Почему?

    Что вы знаете о заглавной букве?


    - Сравните буквы.

    - буквой эф.



    - 2. Заглавная и строчная.


    - С заглавной буквы пишутся первые слова в предложениях и собственные имена.

    - Одинаковые, отличие в высоте.

    Развивать воображение в процессе конструирования буквы

    (работа в парах)

    раздаточный материал (буква ф)

    П, Р

    - Превратите букву в любой предмет.


    Варианты: очки, серьги, бусы, машина. Паровоз и т.д.

    Выставка работ

    - Оцените свою работу и работы одноклассников.

    (учащиеся договариваются в парах о предмете и вместе его рисуют)





    (выбирают самые удачные работы)

    Научить читать слова с изученной буквой

    ИКТ – презентация «ЗЗ родных сестрицы» (112слайд)

    Букварь Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева, О.П.Пронина Москва БАЛАСС

    Пр., К

    - Прочитаем предложение медленно и напевно, громко и отрывисто, быстро и целыми словами

    - Почему буквы в тексте разного цвета?


    - Почему буква обозначает мягкий звук?

    - Прочитайте слоги в Букваре с 140.

    - В каких слогах буква обозначает мягкий звук? Почему?

    (читают в разном темпе)



    - буквы синего цвета обозначают твердый звук, а зеленого – мягкий.


    - После нее стоит гласная буква и.

    (чтение слогов)


    и и фе)

    Научить писать слова и соединения с изученной буквой

    Пропись №5 с 28

    Пр, Р

    - Сравните письменные буквы в табло.

    Из каких элементов состоит строчная буква ф? (показ написания буквы)

    - обведите строчные буквы по образцу.

    - Прочитайте соединения. Разделите все соединения по группам. (работа в парах)


    -Обведите слоги, обозначьте цветом гласные и согласные (твердые и мягкие)звуки

    - Проверьте

    - Очень похожи, отличие в высоте букв.



    Прямая линия и два овала.




    (работа по образцу)



    - по месту буквы

    - по твердости  мягкости звука

    - по верхнему и нижнему соединению (пары представляют свой вариант)

    Обведение слогов, обозначение звуков цветом, взаимопроверка



    (обмен прописями в парах)

    Работа со словами






































    Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями

    «фауна» и «флора»


    (работа в группах)

    Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк.

    П, К

    - создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке)

    - Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы.


    (одобрение учителем, комментарии представителей других групп)



    -Рассмотрите данный вариант:

    Фиалка      фламинго

    Фикус        фазан

    Ромашка   белка

    Василек     сова

    _ По какому признаку распределены слова?

    - Назовите одним словом предметы из первого столбика.

    - Из второго.

    - Соотнесите слова растения и животные со словами флора и фауна.

    - Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения.

    - Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны.

    - рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку.


    (команды определяют признак самостоятельно и делят на группы:

    По наличию буквы ф

    По количеству слогов

    Отвечающие на кто? и     что?

    (по зеленой сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали)







    (живые – не живые предметы, кто?-что?)



    - растения

    - животные


    (варианты детей)



    (самоанализ)




    Ромашка, дерево, куст

    Пчела, белка, сова

    Чтение слов. Выборочное чтение

    С.140  1-7 столбики слов

    Пр, П

    Объяснение непонятных слов


    -Найдите «военное» слово.

    - название города

    - название материка

    - слова, отличающиеся одной  буквой

    - слова с первым ударным слогом

    Чтение слов в столбиках, определение смысла слов (гриф, телеграф, фрак, конфетти)


    Офицер

    Уфа

    Африка


    Кафе, кофе

    Фауна, Африка, фыркает, фикус, финиш, факел, кофе.

    Работа над однокоренными словами

    С.140

    Пр

    - Прочитайте слова (две строки). Что объединяет эти слова?

    - Прочитайте следующую строку. Можно эти слова назвать однокоренными?

    - В каком слове корень имеет другую букву? Почему?

    (понятие о чередовании букв г\ж)

    - Запишите любых 4 слова в Пропись с.28

    - проверьте написание слов,

    Подчеркните слово, написанное лучше всего.

    - Однокоренные, т.к. имеют один корень и схожи по смыслу. (корень: фото)


    - Да, корень флаг.



    Флажок: корень флаж (нет слова флагок)




    ( Запись слов)



    (обмен прописями – взаимопроверка)

    Изучение парности согласных звуков [ф и ф,]

    Повторить правило проверки парных согласных.

    Закрепить навыки

    постановки ударения, деления слова на слоги и обозначение звуков цветом

    Пропись №5

    Пр

    - прочитайте слова на с.28


    - В каком столбике согласный звук [ф] слышится четко? Почему?


    - Какой звук слышится в словах первого столбика на месте буквы эф? Почему?

    - Что нового мы узнали о букве «ф»?

    - Как проверить  написание парных согласных?

    - Подберите проверочные слова к словам первого столбика.

    - Спишите слова, поставьте в них ударение.

    - Спишите слова фломастер и фабрика, поделите слово на слоги и цветом обозначьте звуки.

    - Проверьте работу.

    Улов       флот

    Боров      фант

    Травка     флакон

    - Во 2. После буквы «ф»

    стоят буквы «а» или «л»

    (гласные или звонкие согласные).


    - [в], буква «ф» стоит последняя или перед буквой «к».



    - Она парная «ф-в»


    - Изменить слова так, чтобы после согласной стояла гласная.


    - Улов-уловы

    Боров – боровок

    Травка – травушка


    (списывание слов с  заданием)



    (списывание слов с  заданием)





    (проверка с доски)

    Работа с текстом «Папина профессия»


    1. Работа с текстом до начала чтения






    1. Чтение текста самостоятельно
    2. Выявление первичного восприятия текста





    1. Повторное комментированное чтение.

    (читающими учащимися)






















    1. Обобщающая беседа.










             6. Работа с текстом после чтения


    Формировать умения

    воспринимать на слух рассказ в исполнении учителя или учащихся, умения читать тексты,

    отвечать на вопросы учителя по содержанию текста

    Текст на с 141

    Букваря

    Л, Пр




    - Прочитайте название рассказа. А кем может работать папа?

    - Что помогло вам догадаться о его профессии?


    Следит за чтение учащихся.

    - Кем работает папа Саши?

    - Кто такой фотокорреспондент?



    1 абзац:

     - Какая это профессия? Почему?

    - Почему она требует мастерства и фантазии?


    2 абзац:

    - Что больше всего любит фотографировать папа Саши? Как вы думаете,  почему?


    3 абзац:

    - Сашин папа хороший фотограф? Докажите!


    - Чем Саша гордится?


    4 абзац:

    - Кем хочет стать Саша? Почему?

    - Как он готовится к этому?

    - Прочитайте предложение из текста, к которому подходит рисунок.

    - Что можно увидеть на фотографиях  Андрея Ефимова?

    - Каких фотографий у него больше всего? Почему?

    - Придумайте новое название рассказа.

    - Какие рисунки к тексту вы бы нарисовали?




    «Папина профессия»

    - Фотографом.


    - Картинка. Человек несет фотоаппарат, подставку для него.


    Чтение текста шепотом.


    - Фотокорреспондентом


    (варианты ответов)





    - Творческая, интересная

    (варианты ответов)


    (варианты ответов)






    -Людей.

    (варианты ответов)




    - Да.

    - Его работы представлены на международной выставке.

    (варианты ответов)




    - Фотокорреспондентом.

    (варианты ответов)



    (варианты ответов)









    (варианты ответов)

    Итог урока

    Способствовать формированию рефлексии

    Р

    - Какая тема урока у нас была?

    - Чему мы хотели научиться?

    - Что для этого делали?

    - У нас все получилось? (если нет, то почему?)

    - А мы все узнали о букве ?

    - Какая тема урока у нас будет завтра?

    - Оцените свою работу на уроке в дневнике.

    (варианты ответов)









    - Нет. Мы не читали и не

    писали заглавную букву.

    - Заглавная буква Ф.


    Приложение 1

                                                                                  

                                                                               

    Приложение 3

    Ф  Ф   Ф

    Приложение 4

    фиалка     фикус       фламинго  фазан    ромашка       белка      сова      василёк

    ФЛОРА                 ФАУНА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

    Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

    Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

    Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

    Письмо заглавной буквы К. Письмо слогов, слов и предложений с заглавной и строчной буквами К, к.

    Урок письма в 1 классе  - занятие, ориентированное на сохранение физического здоровья учащихся. В уроке присутствуют  следующие  элементы здоровьесберегающих технологий:·...

    Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

    Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

    Открытый урок русского языка 1 класс тема: "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"

    Урок русского языка  "Написание слов и соединений со строчной буквой ф"...

    Конспект урока обучения письму + презентация «Письмо строчной буквы «з», слогов и слов с ней» (УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», 1 класс)

    Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений писать строчную букву «з» и соединять её с другими буквами в словах.Планируемые  результаты:Предметные:знать графический о...