Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Базарова Галина Валентиновна

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте (чтение)       

 Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы: Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Тема

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Цели

Образовательные:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- упражнять в чтении слов с новой буквой;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].

– формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать  умение выделять звук в слове;        

формировать навык сознательного  чтения;

формировать  умение правильно ставить логическое ударение;

– формируем умение работать в паре;

– формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать название и начертание строчной  буквы  ф.

Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать  слова, предложения с изученными буквами.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Согласные звуки  [ф], [ф’],  строчная буква «ф».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

 - основные

- дополнительные


- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.

- электронные физкультминутки

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая  работа

       

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока; 





ΙΙ.  Актуализация знаний

Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу


ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло,

                                                                                               Ночью летаю, мышей пугаю.

- Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.

- Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

- Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой). 


- Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать

1. Какие буквы спрятались. На какие группы вы их разделите?

2. Составление из слов предложения.

Марина   у      кукла    была

- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.


-Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин.

- Посмотрим, правы мы или нет.

- Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

- Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока


Личностные УУД:

 формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;













Познавательные УУД:

 формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;


Познавательные УУД:

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

 формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);


Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;





Познавательные УУД:

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

 формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Цели:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];

-формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слогов;

-развивать фонемати-ческий слух.

 

План (примерный)  

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты  и  фиалка.

– Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)

– Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)

– Назовите первый слог.

– Произнесите первый звук. 

– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].)

2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.)

3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

                                                            ФИЗМИНУТКА

4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф –

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.  (В. Степанов)

5) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф. 

– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?


ΙV. Применение нового знания


Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения  слов с изученными буквами;

- организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

- организовать работу над текстом;

 - развивать умение ориентироваться в тексте,  умение работать с информацией;


  1. Чтение слогов (с. 140).

– Прочитайте слоги.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

– В каких словах встретятся эти слоги?

– В чём различие слогов верхней и нижней строчки?





2. Чтение слов.  (с. 140)

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя. 

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) 

– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) 

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)

– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) 

– Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) 

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

– Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)

Работа в паре.

– Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

Несколько предложений озвучивается и анализируется.

2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

– Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

– Прочитайте последнее слово. (Факел.)

– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

– Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.) 

3) – Прочитайте слова последнего столбика.

– Есть ли у этих слов что-то общее?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) 

– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) 

– Что особенного в написании этого слова?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

3. Чтение слов и предложений.

1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию  изображение человека.

– Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)

– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)

– Что такое флагшток? (Шест для флага.)

3) Чтение предложения.

– Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

– Соответствует ли предложение картинкам?

– Сколько частей в предложении?

– Как догадались?

– Какие слова записаны с большой буквы?

– Почему?

– Выделите заглавные буквы.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

  4.  Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).    3 

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– А кем может работать папа?

– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

Папина профессия.

Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?) 

Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!)  Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)  Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.

в) Обобщающая беседа.

– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) 

– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.) 

– А чем увлекается Саша Ефимов?

г) Проблемный вопрос к тексту.

– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) Работа с текстом после чтения.

– Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?

  1.  «Любимая профессия семьи Ефимовых».
  2.  «О профессии фотокорреспондента».
  3.  «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент».


формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)



формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)


 формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)


формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)


формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)






























формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)












Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.


 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)


 формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)


формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации. (познавательные УУД)


формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)











V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

 (5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

ТООУ  (технология оценивания учебных успехов)


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты). 

VΙ. Домашнее задание (по желанию)


Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Предмет: Обучение грамоте (чтение)Класс: 1 классТип урока: Изучение новогоУрок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....