Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Железова Вера Юрьевна

Предмет: Обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Урок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx55.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обучение грамоте (чтение)

Класс: 1 класс

Тип урока: Изучение нового

Подготовила и провела: Железова В.Ю.

Технологическая карта изучения темы:Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Тема

Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

Цели

Образовательные:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- упражнять в чтении слов с новой буквой;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].

– формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать  умение выделять звук в слове;        

формировать навык сознательного  чтения;

формировать  умение правильно ставить логическое ударение;

– формируем умение работать в паре;

– формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

- Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать название и начертание строчной  буквы  ф.

Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать  слова, предложения с изученными буквами.

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Согласные звуки  [Ф], [Ф’],строчная буква «ф».

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

 - основные

- дополнительные

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.

- электронные физкультминутки

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая  работа

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

ΙΙ.Актуализация знаний

Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу

ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ой, ребята, тише, тише,слайд

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:

Когда светло, прячусь в дупло,                                         слайд

Ночью летаю, мышей пугаю.

- Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.слайд

- Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

- Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой).

- Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать

1. Какие буквы спрятались. Обсудите в парах.

2. Составление из слов предложения. Обсудите в парах.

Марина   у      кукла    была

- Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

-Предположите, с какими звуками будет знакомить нас Филин.

- Посмотрим, правы мы или нет.слайд

- Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

- Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Познавательные УУД:

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

Познавательные УУД:

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Цели:

- познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

- формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];

-формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слогов;

-развивать фонемати-ческий слух.

План (примерный)

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звуко-буквенный анализ слов.
  3. Чтение слогов и слов.
  4. Чтение предложений и текстов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты  и  фиалка.слайд

– Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)

– Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)

– Назовите первый слог.

– Произнесите первый звук.

– Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) слайд

2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф].дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.). уч-ся делают на наборных полотнах, 1 уч-к у доски.

Давайте сделаем Звуковичка для звуков [ф]и [фь].                           Слайд

-Филин просит вас разделить слова на 2 группы. Посовещайтесь в парах – по какому принципу это можно сделать?

А какая схема подойдет для слова ФИЛИН?

                                                            ФИЗМИНУТКА

-Определите позицию звука в слове: если в начале слова – стоим, в конце – присядем, в середине – подпрыгнуть.(Форточка, плафон,  )

4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

– На что похожа буква Ф?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф –

Как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)

Изобразите букву Ф.

– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

ΙV. Применение нового знания

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием навыков чтения  слов с изученными буквами;

- организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

- организовать работу над текстом;

 - развивать умение ориентироваться в тексте,  умение работать с информацией;

  1. Чтение слогов (с. 140).

– Прочитайте слоги. Бодро, весело, как будто с лесенки бежим. Медленно, как будто в лестницу поднимаемся.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

– Девочки прочитают слоги с мягкими согласными, а мальчики – с твердыми.

– Вторую строчку слогов прочитаем с прибавлением и убавлением звука.

2. Чтение слов.(с. 140)

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)СЛАЙД

– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)СЛАЙД

– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса-ик-: фонарь + -ик- = фонарик.ПРОПЕДЕВТИКА.)

– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)СЛАЙД

– Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)СЛАЙД

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

– Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах?

– Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)СЛАЙД

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак.СЛАЙД(Парадный пиджак с короткими передними полами.)

2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел,СЛАЙД так как в этом слове звук [ф]твёрдый, а в остальных словах мягкий.

)– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

– Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.)

– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

3) – Прочитайте слова последнего столбика.

– Есть ли у этих слов что-то общее?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.)

– Что особенного в написании этого слова?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

4) . Работа со словами.
Цель
: Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями «фауна» и «флора» (работа в группах).

 Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк.

– создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке)
– Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы.





(одобрение учителем, комментарии представителей других групп)


– Рассмотрите данный вариант:
Фиалкафламинго
Фикус фазан
Ромашка белка
Василек сова
_ По какому признаку распределены слова?
– Назовите одним словом предметы из первого столбика.
– Из второго.
– Соотнесите слова
растения и животные со словамифлора и фауна.
– 
Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения.

-- Найдите в словаре значение этих слов.
– Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны.

3. Знакомства со строчной буквой письменной Ф.

Рассмотрите ее в прописи на табло. Элементы каких других букв в ней есть?

Размять пальцы. Письмо в воздухе. Написать 1 строчку. 3 буквы написать самим, выбрать мисс букву, подчеркнуть. Оценить себя на шкале за аккуратность.

4.Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).3

1) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте заглавие.

– А кем может работать папа?

– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

Папина профессия.

Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)

Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.

в) Обобщающая беседа.

– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)

– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)

– А чем увлекается Саша Ефимов?

г) Проблемный вопрос к тексту.

– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) Работа с текстом после чтения.

– Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?

  1.  «Любимая профессия семьи Ефимовых».
  2.  «О профессии фотокорреспондента».
  3.  «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент».

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника(познавательные УУД)

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)

формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)

формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

– рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку.

(команды определяют признак самостоятельно и делят на группы:
По наличию буквы ф
По количеству слогов
Отвечающие на кто? и что?
(по зеленой сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали)
(живые – не живые предметы, кто?-что?)
– растения
– животные
(варианты детей)
(самоанализ)
Ромашка, дерево, куст
Пчела, белка, сова

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

3) эстетическое воспитание.

 формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)

формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации.(познавательные УУД)

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)

V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

 (5 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Слайд.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.                                                                      Слайд

ТООУ(технология оценивания учебных успехов)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты).

VΙ. Домашнее задание (по желанию)

Фиалка     фламинго
Фикус       фазан
Ромашка   белка
Василек     сова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Конспект урока, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки [с], [сь], буквы "С, с".

План-конспект урока по обучению грамоте, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки  [с], [сь], буквы "С, с"....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока. Обучение грамоте. 1 класс. Школа России. Согласная буква Ф.

Обучение грамоте. 1 класс.  Школа России. Согласная буква Ф....