Главные вкладки

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".
    план-конспект урока по чтению (1 класс)

    Железова Вера Юрьевна

    Предмет: Обучение грамоте (чтение)

    Класс: 1 класс

    Тип урока: Изучение нового

    Урок обучения грамоте 1 класс Буква Ф, звуки ф,фь

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx55.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Обучение грамоте (чтение)

    Класс: 1 класс

    Тип урока: Изучение нового

    Подготовила и провела: Железова В.Ю.

    Технологическая карта изучения темы:Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

    Тема

    Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

    Цели

    Образовательные:

    - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

    - упражнять в чтении слов с новой буквой;

    - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].

    – формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

    – формировать  умение выделять звук в слове;        

    формировать навык сознательного  чтения;

    формировать  умение правильно ставить логическое ударение;

    – формируем умение работать в паре;

    – формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

    Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

    Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

    - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

    - Коммуникативные УУД:слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

    - Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать название и начертание строчной  буквы  ф.

    Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

    Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать  слова, предложения с изученными буквами.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

    Уметьслушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    Согласные звуки  [Ф], [Ф’],строчная буква «ф».

    Межпредметные связи

    Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

    Ресурсы:

     - основные

    - дополнительные

    - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.

    - электронные физкультминутки

    - презентация к уроку

    Организация пространства

    Фронтальная работа, групповая  работа

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - уточнить тип урока;

    ΙΙ.Актуализация знаний

    Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу

    ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    Ой, ребята, тише, тише,слайд

    Что-то странное я слышу:

    Гость какой-то к нам спешит

    И как будто бы свистит.

    - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:

    Когда светло, прячусь в дупло,                                         слайд

    Ночью летаю, мышей пугаю.

    - Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.слайд

    - Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

    - Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

    - Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой).

    - Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать

    1. Какие буквы спрятались. Обсудите в парах.

    2. Составление из слов предложения. Обсудите в парах.

    Марина   у      кукла    была

    - Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

    -Предположите, с какими звуками будет знакомить нас Филин.

    - Посмотрим, правы мы или нет.слайд

    - Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

    - Определите тему урока. Назовите её.

    – Давайте составим план урока.

    Составление плана урока

    Личностные УУД:

    формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Познавательные УУД:

    формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    Познавательные УУД:

     формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Регулятивные УУД:

    формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные УУД:

    формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Регулятивные УУД:

     формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    Познавательные УУД:

    формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    Познавательные УУД:

     формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Регулятивные УУД:

    формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Цели:

    - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

    - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];

    -формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

    - организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слогов;

    -развивать фонемати-ческий слух.

    План (примерный)

    1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
    2. Звуко-буквенный анализ слов.
    3. Чтение слогов и слов.
    4. Чтение предложений и текстов.

    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

    1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты  и  фиалка.слайд

    – Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)

    – Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)

    – Назовите первый слог.

    – Произнесите первый звук.

    – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].) слайд

    2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф].дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.). уч-ся делают на наборных полотнах, 1 уч-к у доски.

    Давайте сделаем Звуковичка для звуков [ф]и [фь].                           Слайд

    -Филин просит вас разделить слова на 2 группы. Посовещайтесь в парах – по какому принципу это можно сделать?

    А какая схема подойдет для слова ФИЛИН?

                                                                ФИЗМИНУТКА

    -Определите позицию звука в слове: если в начале слова – стоим, в конце – присядем, в середине – подпрыгнуть.(Форточка, плафон,  )

    4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

    – На что похожа буква Ф?

    Всем известно без подсказки:

    Буква Ф –

    Как ключ от сказки.

    Никогда его у нас не отнимет Карабас. (В. Степанов)

    Изобразите букву Ф.

    – Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

    ΙV. Применение нового знания

    Цель:

    - организовать работу над  совершенствованием навыков чтения  слов с изученными буквами;

    - организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

    - организовать работу над текстом;

     - развивать умение ориентироваться в тексте,  умение работать с информацией;

      1. Чтение слогов (с. 140).

    – Прочитайте слоги. Бодро, весело, как будто с лесенки бежим. Медленно, как будто в лестницу поднимаемся.

    – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

    – Девочки прочитают слоги с мягкими согласными, а мальчики – с твердыми.

    – Вторую строчку слогов прочитаем с прибавлением и убавлением звука.

    2. Чтение слов.(с. 140)

    – Просмотрите слова на этой странице.

    – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

    – Прочитайте слова про себя.

    – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)СЛАЙД

    – Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

    – Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

    – Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)СЛАЙД

    – Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

    – Найдите слово, называющее маленький фонарь.

    – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса-ик-: фонарь + -ик- = фонарик.ПРОПЕДЕВТИКА.)

    – Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)СЛАЙД

    – Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

    – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

    – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

    – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

    – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)СЛАЙД

    1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

    – Прочитайте его.

    – Сколько слогов в этих словах?

    – Почему?

    – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)СЛАЙД

    – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

    – Объясните слово фрак.СЛАЙД(Парадный пиджак с короткими передними полами.)

    2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел,СЛАЙД так как в этом слове звук [ф]твёрдый, а в остальных словах мягкий.

    )– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

    – Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.)

    – Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

    – Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

    3) – Прочитайте слова последнего столбика.

    – Есть ли у этих слов что-то общее?

    – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

    – А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.)

    – Что особенного в написании этого слова?

    – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

    – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

    4) . Работа со словами.
    Цель
    : Формировать умение классифицировать слова по самостоятельно выбранному признаку, познакомить с понятиями «фауна» и «флора» (работа в группах).

     Набор слов: фиалка, фикус, фламинго, фазан, ромашка, белка, сова, василёк.

    – создаем группы, выбираем капитана (готовность по сигнальной карточке)
    – Каждая команда получила набор слов. Прочитайте их и разделите на группы.





    (одобрение учителем, комментарии представителей других групп)


    – Рассмотрите данный вариант:
    Фиалкафламинго
    Фикус фазан
    Ромашка белка
    Василек сова
    _ По какому признаку распределены слова?
    – Назовите одним словом предметы из первого столбика.
    – Из второго.
    – Соотнесите слова
    растения и животные со словамифлора и фауна.
    – 
    Прочитайте на с 140 последнее предложение и оцените свои предположения.

    -- Найдите в словаре значение этих слов.
    – Рассмотрите кубики и назовите представителей флоры и фауны.

    3. Знакомства со строчной буквой письменной Ф.

    Рассмотрите ее в прописи на табло. Элементы каких других букв в ней есть?

    Размять пальцы. Письмо в воздухе. Написать 1 строчку. 3 буквы написать самим, выбрать мисс букву, подчеркнуть. Оценить себя на шкале за аккуратность.

    4.Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).3

    1) Работа с текстом до чтения.

    – Прочитайте заглавие.

    – А кем может работать папа?

    – Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

    2) Чтение текста самостоятельно.

    а) Выявление первичного восприятия.

    – Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

    б) Повторное комментированное чтение вслух.

    Папина профессия.

    Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)

    Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!) Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.

    в) Обобщающая беседа.

    – Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

    – Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)

    – А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

    – Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)

    – А чем увлекается Саша Ефимов?

    г) Проблемный вопрос к тексту.

    – А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

    – Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

    3) Работа с текстом после чтения.

    – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?

    1.  «Любимая профессия семьи Ефимовых».
    2.  «О профессии фотокорреспондента».
    3.  «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент».

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

     формируем умение ориентироваться на развороте учебника(познавательные УУД)

    формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)

    формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

    формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)

    формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

    формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

    – рассаживаются по 4 человека, договариваются о капитане и показывают зеленую карточку.

    (команды определяют признак самостоятельно и делят на группы:
    По наличию буквы ф
    По количеству слогов
    Отвечающие на кто? и что?
    (по зеленой сигнальной карточке капитан выходит и на доске распределяет слова на группы, объясняя всему классу по какому признаку они это сделали)
    (живые – не живые предметы, кто?-что?)
    – растения
    – животные
    (варианты детей)
    (самоанализ)
    Ромашка, дерево, куст
    Пчела, белка, сова

    Духовно-нравственное развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    3) эстетическое воспитание.

     формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

    формируем умение слушать и понимать других(коммуникативные УУД)

    формируем умение находить от-веты на вопросы в иллюстрации.(познавательные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника(регулятивные УУД)

    V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

     (5 мин)

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    - Какая тема урока была?

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

    Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. Слайд.

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.                                                                      Слайд

    ТООУ(технология оценивания учебных успехов)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты).

    VΙ. Домашнее задание (по желанию)

    Фиалка     фламинго
    Фикус       фазан
    Ромашка   белка
    Василек     сова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

    Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

    Конспект урока, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки [с], [сь], буквы "С, с".

    План-конспект урока по обучению грамоте, данного в 1 классе на тему: "Согласные звуки  [с], [сь], буквы "С, с"....

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

    В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

    конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме : "Буква н."

    Конспект урока разработан мною в этом году. Я старалась подобрать материал по данной теме. Я не вносола туда обычные вопросы по работе с текстом. это и так всем известно. Я не указала слова, разбор ко...

    Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

    Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

    Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."

    Конспект урока обучения грамоте 1 класс. на тему "Повторение и обобщение пройденного материала."...