Обучающее изложение "Кривая указка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Власова Тамара Петровна

"Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы , пока ты слова не сказал" - Саади.  Конспект урока по русскому языку - обучающее изложение "Кривая указка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      ЧОУ «Городенская Православная гимназия»

                      Конспект урока русского языка во 2 классе

  Тема: Обучающее  изложение по вопросам к частям текста (По Е. Пермяку  «Кривая указка») .

Цели:  Формировать умения определять главную мысль текста.

Формировать умения выделять части при записи текста.

Формировать умения определять тему части.

Учить письменно пересказывать текст.

Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.

Оборудование: карточка с вопросами к тексту для каждого ученика, портрет А.Л.Барто, стихотворение «Сильное кино», записи на доске.                                        

                                                                               Учитель : Власова Т.П.

                                       

                                        с. Городня –на- Волге

                                                       

                 Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                                            Начинается урок,
    Он вам пойдёт ребята впрок.
    Я  ж постараюсь всё понять -
    если вы будете грамотно писать.

 1.Активизация познавательной деятельности.

Вступительная беседа о задачах уроков по развитию речи. Обобщение знаний об отличиях устной и письменной речи. 

                                                          «Умён ты или глуп, велик ты или мал,  

                                                         не знаем мы , пока ты слова не сказал.»    

                                                                                                                           =Саади=                                                               

Вы знаете таких людей, которые умеют интересно рассказывать и которых все внимательно слушают. И , конечно, вам тоже хочется также хорошо говорить.

Много живых существ населяет землю, но  только человек владеет речью.  Речь бывает разная: есть такая речь, которую мы говорим и слышим, есть речь, которую мы пишем и видим. И обе эти речи необходимы в жизни человека.

- На какие две формы  делится речь ?(устная и письменная).  

      Мы начнём урок с озвучивания письменной речи, с прослушивания стихотворения Агнии Львовны Барто «Сильное кино».  После прослушивания вы ответите на вопрос: для чего мы прослушали это произведение?                                                                                

Заранее, заранее                                                                                                                                 Всё было решено:                                                                                                                                                    У школьников собрание,                                                                                                      Потом у них кино.                                                                                                                Домой придёт                                                                                                                                      Мой старший брат,                                                                                                                                               Он мне расскажет                                                                                                                           Всё подряд,                                                                                                                                                         Он объяснит мне,                                                                                                                              Что к чему.                                                                                                                                          А я большая!                                                                                                                                              Я пойму.                                                                                                                                                      И вот он начал                                                                                                                                   Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

             Я ничего не поняла.

-Как вы думаете понравился ли мальчику фильм?                                                                                                  -  Почему его рассказ вызывает улыбку?                                                                                                                                                                                                                                   -  Какой речью пользовался герой стихотворения, рассказывая о фильме? (Устной.)                                                                                                                                       - Чем кроме слов пользовался мальчик , чтобы передать свои впечатления?                                    ( жестами и мимикой).                                                                                                          - Что могут сделать слушатели, если что – то непонятно, в данном случае, чтобы уточнить, о чём фильм? (Слушатели могут уточнить, переспросить то, что им непонятно.)                                                                                                                                       -Что хочет сказать нам автор произведения?

-  Какой же вывод мы можем сделать, прослушав это произведение? (надо уметь хорошо рассказывать.)                                                                                                                      - Чем письменная речь отличается от устной?                                                                                    - Какие требования к письменной речи вы уже знаете?                                                                                    В жизни людям часто приходится рассказывать устно или письменно о том, что они читали, видели или слышали, о событиях, которые с ними случаются. Рассказывать или писать понятно, выразительно  и интересно нужно уметь. Этому мы и учимся на уроках русского языка.                                                                                                        Сообщение темы и целей урока.                                                                                                    Тема сегодняшнего урока « Изложение по вопросам к частям текста (По Е.Пермяку)»                                                                                                                                     Дайте определение слову «изложение». Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по вопросам к частям текста.                                                                                            - Из чего состоит текст?(из предложений)                                                                                      - Как предложения связаны в тексте?(по смыслу)                                                                 - На какие части можно разделить текст?(начало или вводная часть, основная часть и концовка).                                                                                                                             -  Как части выделяются на письме?                                                                                                     -Что имеет текст? (тему)                                                                                                                                                                                                                                                                                         На уроке будем учиться определять главную мысль текста, выделять части при записи текста, определять тему части. Учиться  письменно пересказывать текст.

  1. Работа над новым материалом.
  1. Ознакомление с текстом.( На доске)

Учительница Нина Васильевна попросила учеников сделать ей указку.                                                                                                                                         Ребята принесли красивые и ровные указки.   Их сделали родители.                                                                                                                                      Вдруг учительница увидела кривую палочку. Эту указку сделал Вася Лукашов сам.                                                                                                          Нина Васильевна взяла её и стала показывать буквы.

2)Анализ текста.

- Какую указку выбрала  учительница?                                                                      – Почему указка получилась некрасивой?

- Как об этом сказано в тексте?

- Какие указки принесли другие дети?                                                                                  - Почему они были красивые и ровные?

- Какая главная мысль рассказа?

-Как можно озаглавить рассказ. Докажите, что заголовок отражает главное в рассказе.

3) Работа над структурой текста.

- Сколько частей выделено в тексте?(Четыре)

- Разобраться почему в тексте 4 части нам помогут вопросы к тексту, которые написаны у вас на карточках.

1.О чём попросила учеников

  учительница Нина Васильевна?             …делать

  2.Какие указки принесли ребята?             кр…сивые,  ровны…, р…                                                                        

                                                                           дители    

3.Какую указку сделал

Вася Лукашов?                                              вдру…,  увид…ла,

4. Какой указкой Нина Васильевна           кр…вая   пал…чка

стала показывать буквы?                          вз…ла

- Прочитайте вопрос к вводной части.  Сколько в этой части предложений ? (1)

= О чём рассказывается в основной части? (О том какие указки принесли ребята и какую Вася.)

-Сколько частей в основной части? (две).Почему? ( В первой части обо всех указках, а во второй – о Васиной)

-Основная часть разделена на две маленькие части, потому что в каждой из них своя мысль.

- Сколько вопросов задано к основной части? (2)

-Прочитайте первый вопрос. Сколько предложений нужно составить . чтобы ответить на этот вопрос?(2). Прочитайте эти предложения. Какое из этих предложений не подсказывает вопрос? (Их сделали родители.)

- Почему об этом важно сказать?( Если не сказать не будет понятна основная мысль текста.)

- Прочитайте второй вопрос. Сколько предложений нужно для ответа?(2)

- Прочитайте предложение, отвечающее на вопрос. Какое предложение в этой части не подсказано вопросом?(Вдруг учительница увидела кривую палочку.)  Для чего нужно это предложение?(Чтобы перейти к рассказу о Васиной указке.)

- Прочитайте последний вопрос. Как называется последняя часть? (заключительная)

 - Сколько в ней предложений?

- Почему в тексте 4 части?   Почему поставлено 4 вопроса?(К каждой части).

_ В чём трудность работы?(На каждый вопрос основной части нужно отвечать двумя предложениями.)

- Обозначьте цифрами на карточке количество предложений для ответа в каждой части.                                                                                                                                                                  -Как вопросы к частям помогают пересказать текст? (Они подсказывают, о чём говорится в каждой части.)

- Расскажите текст по вопросам.

4) .Орфографическая подготовка.

-Что вы знаете о правилах оформления предложения?

Какая орфограмма есть в названии текста ( Парная согласная)

- Какая орфограмма есть в первом предложении ? (Большая буква в именах собственных)

-Почему в словах вопросов некоторые буквы выделены жирным шрифтом ?  Какие из них можно проверить? Какие из них нужно запомнить?

- Какое ещё задание нужно выполнить, чтобы грамотно написать изложение? (Вставить в слова пропущенные буквы.)   Как будете вставлять буквы? (нужно найти слово в тексте и вставить букву.)

5). Запись текста.

- О чём надо помнить при записи текста? (Каждая часть начинается с новой строки, с красной строки.)                                                                                                                         - Сколько в этом тексте частей?                                                                                                                  -Как будете писать текст по вопросам? ( Прочитать вопрос и слова рядом с вопросом. Составить ответ. Записать.)

 На уроке мы все вместе читали, на вопросы отвечали,                                                                                 и , конечно , изложение вы все напишите без сомнения.

6). Проверка работы.

5. Итог урока.  

Умён ты или глуп, велик ты или мал,                                                                                                     не знаем мы , пока ты слова не сказал. =Саади=

 

Карточки :

1.О чём попросила учеников

  учительница Нина Васильевна?             …делать

  2.Какие указки принесли ребята?             кр…сивые,  ровны…,                                                              

                                                                             р…  дители    

3.Какую указку сделал

Вася Лукашов?                                              вдру…,  увид…ла,

4. Какой указкой Нина Васильевна           кр…вая   пал…чка,

стала показывать буквы?                          вз…ла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный конкурс "Золотая указка"

Положение о школьном конкурсе "Золотая указка"...

Родительское собрание "Верная указка не кулак, а ласка"

Помочь родителям осознать, что любовь, бережное отношение к чувствам ребенка, ласка и добро – залог успешности воспитания и счастья ребенка....

"Верная указка - не кулак, а ласка"

презентация к родительскому собранию "Как вырастить ребёнка - оптимиста"...

Статья на тему: "Верная указка - не кулак, а ласка"

Использовать статью  на родительских собраниях в начальной школе....

1 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов... Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточно...