Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения - дополнение»( 3-й класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жубанова Наталия Шукургалиевна

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения  - дополнение»( 3-й класс)

 

 

Цели урока:

- познакомить с второстепенными членами предложения, дополнением, формировать умение находить главные и второстепенные члены предложения, умение писать быстро, соблюдая наклон, чёткость, плавность письма;

-развивать активность детей на уроке, активизировать мыслительную и творческую деятельность детей;

- воспитывать чувство прекрасного, доброго и разумное отношение к окружающему миру.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dopolnenie.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

        16 ноября 2010 год, МОУ СОШ с. Новоалександровка

Урок русского языка по теме «Второстепенный член предложения  - дополнение»( 3-й класс)

           Учитель: Овчинникова В.В.

Цели урока:

- познакомить с второстепенными членами предложения, дополнением, формировать умение находить главные и второстепенные члены предложения, умение писать быстро, соблюдая наклон, чёткость, плавность письма;

-развивать активность детей на уроке, активизировать мыслительную и творческую деятельность детей;

- воспитывать чувство прекрасного, доброго и разумное отношение к окружающему миру.

 

Ход урока.

1.Организационная часть урока. Сообщение темы урока.

- психологическая готовность

   Добрый день, добры молодцы! Добрый день, красны девицы! Садитесь!

                                   Я смотрю на ваши лица,

                    Хорошо, отрадно мне,

                    Словно я в огромной, дружной

                    И приветливой семье.

   Перед началом урока давайте хором повторим слова: «Всё будет хорошо, мы успеем всё!»

   Давайте покажем друг другу, как должен сидеть ученик во время работы при письме. Как должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку? Как должен сидеть ученик во время устного опроса?

                    Парта – это не кровать,

                    И на ней нельзя лежать!

                    Ответить хочешь – не шуми,

                    А только руку подними!

       Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок- исследование. Вы будете исследователями. Предмет нашего исследования будет - предложение. Мы повторим все его главные понятия и откроем новые тайны русского языка о предложении, но сначала нам нужно провести минутку чистописания.

2.  Чистописание.

- запись числа, классной работы.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

   Напишите этот ряд букв до конца строки в указанной последовательности:              Ддио Додоио

   (слайд №2)

   Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова с пропущенными орфограммами и запишите их в тетрадь:

Л-цо, ст-лица, сер-це, с-бака, звёз-ный, кр-чал. 

     

   

3. Работа над пройденным материалом

(слайд №3)

а) Работа над предложением: нахождение главных и второстепенных членов предложения.

На, появилась, берёза, листва, жёлтая.

   - Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

   - Что нужно сделать, чтобы этот набор слов стал предложением?

   - Составим из этих слов предложение.

        (слайд №4)

        На берёзе появилась жёлтая листва.

   - Запишите это предложение, выделяя знакомые орфограммы.

   - Выделите в предложении главные и второстепенные члены предложения.

        б) Самостоятельная работа. Работа с тестом.

   - Какие главные члены предложения вы знаете?

   - Назовите второстепенные члены предложения.

      (у детей карточки)

   - А теперь выполним тест, в котором необходимо определить, в каком предложении правильно найдена грамматическая основа предложения.

   

1.

Выросла капуста.

2.

На дворе лает собака.

3.

Корова даёт молоко.

4.

Светит яркое солнце.

5.

На огороде выросла капуста.

    (слайд №5)

   Проверка тестирования: по образцу на экране.

        4. Физминутка.  (слайд №6-11)

5. Работа над новым материалом.

   - Какое предложение здесь лишнее и по какому признаку?

   - Назовите предложение, в котором второстепенным членом является определение. Докажите, что это определение.

   - В каком предложении есть второстепенный член – обстоятельство?

   - Какое предложение осталось без лишнего внимания? Запишите его себе в тетрадь.

   - Выделите грамматическую основу предложения.

   - Можно ли это предложение назвать распространённым? Почему?

   - От какого главного слова мы можем задать вопрос к второстепенному члену? Поставьте вопрос от сказуемого к данному слову.

   - Для чего же нам понадобился этот второстепенный член предложения?

   - Это определение? Это обстоятельство?

   - Так, какую же тайну русского языка, нам предстоит сегодня открыть?

   - Это и будет первой тайной нашего исследования, которую мы откроем при помощи рубрики «Тайны языка» на стр.90 учебника.

   - Назовите второстепенный член в нашем предложении.

   (слайд №13)

   - Исследуя наше предложение, мы выяснили, что предложение не может существовать без …

   - Кроме главных членов могут быть и …

   - По наличию второстепенных членов предложения бывают двух видов - …

   - Как вы думаете, связаны ли второстепенные члены с главными членами?

   - А каким образом можно доказать эту связь?

   - Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: Где? Куда? Зачем? Откуда? Как? – называется …

   - Второстепенный член предложения, который помогает более точно понимать предмет в предложении называется - …

   - И сегодня на уроке мы пополнили ряды второстепенных членов чем? На какие же вопросы отвечает дополнение? От какого главного слова зависит?

   ( на доске)

 Таблица «Предложение»

6. Закрепление изученного.

а)  Игра «Доскажи словечко»

   - Вставьте в предложение дополнение:

Сегодня на уроке мы узнали (о чём?) …

Подлежащее связано (с чем?) …

Окончание помогает изменить (что?) …

(слайд №15)

   - Составляем алгоритм нахождения дополнения в предложении.

б) Работа с учебником. Выборочное списывание. 

   - На какие вопросы отвечает дополнение?

(слайд №16)

в) (карточки)

Работа со схемами предложения: Игра «Составь пару»

    - Выберите предложения, которое соответствуют схемам. Обоснуйте свой ответ.

          1) Сказуемое, определение, подлежащее

          2) Подлежащее, обстоятельство, сказуемое.

          3) Обстоятельство, сказуемое, подлежащее.

          4) Подлежащее, сказуемое, дополнение.

                                       Солнце ярко светит.

                                       Наступила поздняя осень.

                                       Медведь любит мёд.

                                       В клетке поют чижи.

                                       Холодный льёт дождь.

   (слайд №17)

   - Проверка

г)  (карточки)

Самостоятельная работа.

   - А теперь попробуйте проверить, насколько вы владеете алгоритмом нахождения второстепенных членов предложения. Приступайте к исследованию.

1в.

2в.

Брат подарил новую книгу.

Мы долго разговаривали о спектакле.

- Проверка по карточке-самопроверке.

   7. Итог урока.

    (слайд №19)

   - Игра «Да – нет»

   а) подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.-

   б) главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в тексте – это подлежащее.+

   в) остальные члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого называют главными членами предложения.-

   г) предложение без второстепенных членов называют распространённым.-

   д) если кроме главных членов есть второстепенные, то это предложение называют нераспросранённым.-

   е) чтобы установить взаимосвязь между главными и второстепенными членами предложения надо задать вопрос.+

   ё) задать вопрос от второстепенного к главному.-

   ж) второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? как? почему? зачем? откуда? – называется обстоятельством.+

   з) если второстепенный член отвечает на вопросы: какая? какое? какаой? какие? – это дополнение.-

   и) определение отвечает на вопросы: кого? чему? кому? что? кем? чем? о ком? о чём?-

(слайд №20)

-Проверка.

8. (слайд №21)

   Домашнее задание.

    Упр.№5, с.91

9. (слайд №22)

   Рефлексия.

   - Прочитайте три очень важных слова, которые помогут вам оценить полученные знания.

Знаю

Умею

Надо поработать

 

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" для 3 класса по системе Л.Занкова

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:-  дать понятие об определе...

Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...

Разработка урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" (3 класс)

Методический материал   «Теории развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий на уроке русского языка&ra...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Обстоятельство и дополнение» 4 класс УМК Л.В. Занкова, учебник Поляковой А.В.

Данный урок может быть исползован на уроке русского языка в 4 классе. Конспект составлен по технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний

Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний...

Самоанализ урока русского языка на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение.»

Самоанализ проведенного урока - это отличная база для усовершенствования собственной роли в образовательном процессе....