Конспект урока по русскому языку "Сопряжение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Смёткина Таисия Ивановна

Конспект урока по русскому языку "Сопряжение глагола" для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russ.yaz_.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Школа-коллегиум» г. Алушты

Учитель начальных классов: Смёткина Таисия Ивановна

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: «Спряжение глагола»

Форма урока: открытие нового знания

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения.

Цель:

- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;  

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.

Планируемые результаты:

        Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

        Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

        Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме. 
  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

             

Оборудование: учебник ПоляковаА.В.. Русский язык. 4 класс, карточки личного контроля, карточки для работы в парах (два вида для работы на разных этапах урока), кластер, интерактивная доска SmartBoard,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Положительный настрой

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.

Приветствуют учителя, друг друга.

Взаимодействуют в малых группах (в парах)

Прием «Предъявление требований»

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.

Словарная работа

- Расшифруйте анаграммы. Запишите слова.

ИИДТ      ЛАЕЛЯ        ЕЙГОР       ЯРЗА

Проверка

- Какие слова записали?

- Какое слово лишнее в этом ряду?

-Почему?

- О какой части речи пойдет разговор на уроке?

- Сегодня вы узнаете о нем что-то новое.

Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе.

Что же может рассказать о себе глагол

Записывают слова.

- Идти, аллея, герой, заря.

- Идти.

- Это глагол, все остальные слова – существительные.

- О глаголе.

Оцените свои  знания

Заполняют карточку личного контроля», 1 этап

ИД (стр. 1)

Актуализация знаний

Карточка личного контроля

  1.  Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать условия для обсуждения затруднения.

Предлагаю карточку « Я глагол»

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. вид
  6. спряжение

У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

Учащиеся отвечают на вопрос.

После ответа открывается очередная строка таблицы.

6-ой признак не открыли.

Работа в парах

ИД (стр. 2)

(правая часть таблицы закрыта шторкой)

Возникло

затруднение

  1.  Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

- Сформулируйте цель урока.

                              ( доска)

- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?

- Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

Т: Новый признак

глагола.

- Узнать, как называется  новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.

Составление плана.

  1. Наблюдать
  2. Сделать вывод
  3. Проверить вывод
  4. Применить (знания)

Заполняют карточку личного контроля.

(доска)

Планирование

экран

Карточка личного контроля

  1. Открытие «нового» знания.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.

Назовите лишнее слово из анаграммы,

Какой частью речи является?

Перед вами проблемная ситуация.

Проблемная ситуация.

  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.
  2. Как изменяется глагол?
  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по аллее.

Ты __________________ по аллее.

Он ________________ по аллее.

Мы _________________ по аллее.

Вы _______________ по аллее.

Они _________________ по аллее.

Поверка по эталону. ( ИД)

- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.

- Как думаете, как он называется?

(Придумайте название сами.)

- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?

- Прочитайте в учебнике стр. 94.

- Как же называется новый грамматический признак?

- Что такое спряжение?

Назовите тему урока - реши

Учебник вас приглашает на стр. 95, прочитать информацию о спряжение

- Что нового узнали из правила?

- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке…

(Учитель рассказывает сказку.)

        Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.

        Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон.

        А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города.

        С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому?

Вам поможет стр. учебника №95

- Тогда к  какому же спряжению относится глагол «идти».

- Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».

Работа по карточке

У детей карточка.

Дети работают над кластером.

 Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.

Ответы детей.

- В учебнике прочитать правило.

Правило, уч. с. 94

- Спряжение.

- Изменение по лицам и числам.

Спряжение глагола.

- Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Учебник стр.95

Учащиеся слушают сказку.

- К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё).

Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И.

- К 1 спряжению.

Заполняют карточку личного контроля.

Наблюдение

Работа в парах

 Оформление записи на кластере

ИД (стр. 3)

Делают вывод

Проверяют вывод

Работа с учебником

Спряжение

Дидактическая сказка

       -У (-Ю)

-ЕШЬ    -ИШЬ

-ЕТ          -ИТ

-ЕМ         -ИМ

-ЕТЕ       -ИТЕ

-УТ (-ЮТ)

          -АТ (-ЯТ) 

ИД

(иллюстрация сказки)

ИД (стр. 4)

Карточка личного контроля

  1.  Физминутка.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения –  2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

Выполняют упражнения.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.

– Продолжим работу.

 - Из какой сказки эти предложения? Кто автор?

1) Пушки с пристани палят,

    Кораблю пристать велят.

2) Чем вы, гости торг ведете

    И куда теперь плывете.

3) Остров на море лежит,  

    Град на острове стоит.

4) Ель растет перед дворцом,

    А под ней хрустальный дом.

5) Белка там живет ручная,

    Да затейница такая.

6) Белка песенки поет,

    Да орешки все грызет.

7) Этим нас не удивишь,

    Правду ль, нет ли говоришь.

- Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.

 КОНТРОЛЬ

I спр.                                   II спр.

Ведёте                                палят

плывёте                              велят        

растёт                                 лежит

живёт                                  стоит

поёт                                     удивишь

грызёт                                 говоришь

4 этап

Отвечают.

Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания.  А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.

Назови  новые глаголы, вспомни предложение  из данной сказки.

Заполняют карточку личного контроля.

Применяют

ИД (стр. 5)

Шторкой закрыты портрет А.С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…».

Открывается после ответа детей.

Карточка личного контроля

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.

Творческая работа

-Откуда эти строки? Кто написал басню?

- Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.

Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .

Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..

- Определите спряжение глаголов,

выделите окончания.

5 этап оцени

- Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя.

Отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.

Заполняют карточку личного контроля.

ИД (стр. 6)

С.Р.

ИД

Проверка по эталону

Карточка личного контроля

  1.  Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

Тест

- Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Тест

1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

    А. склонение

    Б. спряжение

2. Что называется спряжением?

     А. изменение глагола по падежам

     Б. изменение глагола по лицам и числам

    В. изменение глагола по родам и числам

  1. Глагол «лежит»

     А. I спряжения

     Б. II спряжения

  1. Глагол «растёт»

     А. I спряжения

     Б. II спряжения

 

Проверка.

- Поставьте себе отметку за тест.

- Сравните отметки за работу на уроке и за тест.

- У кого одинаковые результаты?

- Вы подтвердили свои знания выполненным тестом.

- У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке?

- Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно.

- А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке?

- Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности.

 

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Что узнали об этом признаке?

Выучить правило на стр. 94-95

выполнить упр. 129 с. 94

Выполняют.

Проверяют.

Отвечают, слушают, дополняют друг друга.

Записывают задание в дневники.

Система голосования ActivInspire

 

Карточка личного контроля

Анализ самооценки учащихся

Итог урока

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Данный урок дает возможность систематизировать знания детей по теме: «Глагол». Конспект урока составлен в соответствии с программой УМК «Школа 2100» по учебнику Р.Н. Бунеева для 3-го класса....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Урок русского языка во втором классе "Глагол" с использованием исследовательских технологий...

Конспект урока по русскому языку "Глагол".

Конспект урока для 4 класса на тему "Глагол" (по программе "Начальная школа XXI века")....

Конспект урока по русскому языку "Глагол"

Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол"....

Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"

Тема.  Что такое глагол?Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...