Конспект урока по русскому языку "Глагол" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Зайцева Оксана Валерьевна

 

Тема.  Что такое глагол?

Цель. Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи. 1. Формирование представлений о функциях глагола в речи.

                2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).

                 3. Обучение коммуникативным навыкам при работе в группах (развитие взаимоуважение                   чужого мнения, развитие сотрудничества).

Планируемые результаты.

                     - учащиеся научатся видеть глаголы в речи;

                      - Составлять словосочетания с глаголами;

                      - анализировать, делать выводы, сравнивать;

                      - познакомить с новыми объектами исторического центра СПБ, находящимися под охраной  ЮНЕСКО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka00.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета русский язык Класс Урок № 2 Дата 13.03.2013г.

Цель урока: Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Место урока в системе уроков данного раздела 1.

Тип урока Изучение нового материала.

Основные термины и понятия Глагол.

Межпредметные связи Литературное чтение, Окружающий мир, работа по проекту ЮНЕСКО «Сохраним Всемирное культурное и природное наследие Санкт Петербурга».

Наглядность : опорные слова, рисунок капели.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Девиз урока:

Этапы урока

Время

Содержание

Методы приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Организационный

1

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствует учащихся, проверяет  их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют  свою готовность к уроку

2. Минутка чистописания.

2

Б,б

- Подчеркните самую красивую  и правильную букву. Берём под контроль написание буквы Б, но не забываем и про остальные буквы. Пишем красиво,  аккуратно и грамотно.

Наблюдение

объяснение

Письмо по образцу букв б, самоанализ

3. Актуализация субъектного опыта учащихся

3

Словарь.

    -Начнём работу со словарной работы.

    Слайд

- Спишите словарные слова в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка.

-Обменялись тетрадями с соседом, проверьте работу своего товарища, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде.

- У кого всё правильно?

-У кого ошибки?

Молодцы, учим словарные слова, пишем их правильно.

наблюдение

 Формулирует задание, организует взаимопроверку.

Письмо словарных слов, подчёркивают орфограммы, взаимопроверка, оценивание работ друг друга

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

7

Новый материал.

- Посмотрите на слова ещё раз. Найдите лишнее слово. (жужжит)

- Почему оно лишнее?

- Кто может предположить, о чём мы будем говорить на уроке?

Слайд

- Итак, мы сегодня на уроке будем говорить о глаголе, научимся находить глаголы, задавать правильно вопросы к ним.

- Сегодня мы с вами совершим экскурсию…

- На улице наступила долгожданная весна. Всё чаще пригревает солнышко, тает снег, сосульки. Вот и у нас сегодня на уроке капель…

- А кто мне скажет, что такое капель?

Слайд

- Но капли у нас необычные, на них записаны задания. Выходя к доске, надо прочитать задание и выполнить его.

- прочитай текст вслух

- сядь на мой стул

- похлопай в ладоши

- прыгни три раза

- вымыть доску

 - нарисовать солнышко

- Что делает …?

читает

сидит

хлопает

прыгает

моет

рисует

-  Что обозначают эти слова? (действие предмета)

Слайд

- Откройте учебник на с.68, прочитайте слова мудрой совы самостоятельно.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы ещё может отвечать глагол?

- Обратимся к словарю Даля.

Слайд

- Несмотря на приход весны, на улице достаточно холодно, пока мы ждали автобус, многие уже стали замерзать, поэтому давайте согреемся.

Физкультминутка.

- Но она у нас будет необычная. Если я называю существительное – поднимаем руки вверх, если услышите глагол – приседаете и возвращаетесь в исходное положение.

- Пока мы грелись, подошёл наш автобус, усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путешествие

Проблемная ситуация, игра «Капель»,

Работа по плану урока.

Виртуальная экскурсия

Работа с правилом

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого  выясняется смысл  понятия  «глагол», лексическое значение слова – капель.

Создаёт эмоциональный настрой.

Вешает слова на доску.

Организует работу с правилом

Проводит инструктаж учащихся, называют слова-предметы, слова - действия

Анализируют, объясняют свой выбор, делают вывод,

работают со словарём, формулируют тему урока.

Читают правило в учебнике, анализируют

Выполняют действия согласно заданию

5. первичная проверка понимания изученного

14

- Все вы знаете, что наша школа участвует в проекте «Сохраним Всемирное культурное и природное наследие СПб, находящиеся под охраной ЮНЕСКО». Один из объектов мы с вами уже хорошо изучили, назовите мне его…

(Петропавловская крепость)

- Сегодня мы отправимся в исторический центр СПБ. Все объекты, находящиеся под эгидой ЮНЕСКО имеют свой порядковый номер в списке охраняемых объектов.

- Исторический центр СПб и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года под №540.

- А вот и первая наша остановка.

Собор Преображения Господня.

- Красивый собор?

_ Он находится в историческом центре СПб и находится под охраной ЮНЕСКО, чтобы его красотой могли любоваться не только мы с вами, но и наши потомки.

- Хотели бы жить в таком красивом месте?

- Оказывается в доме, который  находится за собором Преображения Господня, в квартире на третьем этаже с балкончиком жил известный нам с самого раннего детства К.И.Чуковский.

Слайд

Работа с учебником.

-упражнение 118 с.69

-Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского.

-Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница»)

- Что неправильно записал автор? (действия)

- Помогите распутать эту путаницу.

Работа в паре.

- Обсудите с товарищем по парте, кто из животных какие действия выполняет.

- Запишите правильный вариант.

(самостоятельная работа)

Проверка. Один читает, другие проверяют.

-Поднимите руку, кто распутал всё правильно.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?

                                                                                     Чтосделали?

- Какой частью речи они являются? (глаголами)

Виртуальная экскурсия.

Наблюдение, работа с текстом,

(анализ) , работа в парах.

Знакомит с новыми объектами ЮНЕСКО, организует беседу.

Указывает объект наблюдения, организует подводящий диалог, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Знакомятся с новыми объектами Юнеско, высказывают свои впечатления, делятся своими знаниями об историческом центре СПБ

Находят несоответствие действий, обсуждают в парах, высказывают свои предположения в паре, записывают исправленный текст, проверяют, оценивают свою работу, уточняют понятие «глагол».

6. Закрепление изученного

6

- Возвращаемся в автобус. Усаживаемся поудобнее, продолжаем путешествие.

- Следующая наша остановка «Летний сад».

Слайд

- Поднимите руку, кто здесь был?

(Конечно, 1 сентября мы с вами сюда уже приезжали)

- Пока ехали в автобусе, устали, поэтому пройдёмся по парку.

Физкультминутка.

Слайд

- Какие действия совершали?

топали

хлопали

кивали

поднимали

опускали

кружились

разводили

бежали

- Задайте вопрос к этим словам (что делали?).

- Какой частью речи являются? (глагол)

Работа в группе.

- Давайте сядем на полянку, объединимся в группы, как мы обычно работаем.

- Составить небольшой рассказ по плану о той части речи, с которой вы сегодня познакомились.

Мы познакомились: 1. Часть речи.

                                        2. Что обозначает.

                                        3.   На какие вопросы отвечает.

(заслушиваем 2-3 человека)

Слайд

Виртуальная экскурсия.

Работа в группе.

Организует диалог, физкультминутку в игровой форме, вешает слова на доску.

Проводит инструктаж обучающихся, организует выступление групп.

Выполняет действия физкультминутки, называют действия, которые они совершали, уточняют понятие «глагол».

Составляют рассказ по плану, один человек от группы выступает, уточняют понятие «глагол».

7. Применение изученного

3

Закрепление.

- Гуляя по парку, саду можно наблюдать за жизнью представителей природы.

-Опираясь на свои знания, запишите слова в два столбика.

(Рыба, скачет, плавает, птица, лошадь, прыгает, лягушка, летит).

- Что обозначают слова каждой группы?

              Предметы                    действия предметов

-Соедините названия предметов с действиями, которые они совершают.

- Что у вас получилось, прочитайте.

- Сделайте вывод, с какой частью речи чаще всего употребляется глагол.

Слайд

Диктовка, самопроверка, самооценка, наблюдение.

Диктует слова, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Записывают слова, проверяют, оценивают свою работу, анализируют, формулируют  выводы наблюдений.

8. Обобщение и систематизация

6

(выборочный диктант)

- Мы обошли с вами почти весь Летний сад. Теперь хочется присесть на скамейку, открыть свою любимую книгу и почитать её…

- Что я сейчас и сделаю. Я буду читать вам предложения из своей любимой книги, а вы выпишите из предложений только глаголы.

- Сели на скамеечки, проверили посадку.

- Слушаем внимательно.

Злой тоской удручена,
К Муравью
ползет она:

Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська!
знать, она сильна,
Что
лает на Слона!"

Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр
пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках
подходит;
Вертит
 хвостом, с Вороны глаз не сводит.

- Прочитайте, какие глаголы вы услышали  и выписали.

- А кто узнал мою любимую книгу? Кто автор?

(Басни И.А.Крылова)

- Где мы встретили И.А.Крылова?

(памятник Крылова в Летнем саду)

  Слайд

- И сам Крылов гулял по Летнему саду, поэтому он как живой замер с  открытой тетрадью и ручкой в руке. На пьедестале герои его басен.

- К  сожалению, нам придётся покинуть Летний сад и продолжить экскурсию по историческому центру Петербурга.

- Наша  следующая остановка – Екатерининский садик.

Слайд

_ Пройдёмся по садику, посмотрите направо и вы увидите фасад Российской национальной библиотеки, которая также находится под охраной ЮНЕСКО.

Слайд

- Здесь долгие годы работал И.А.Крылов, и он надеется, что когда вы подрастёте, то обязательно её посетите.

- К сожалению, нам пора возвращаться в школу, садимся в автобус и едим.

Виртуальная экскурсия.

Выборочный диктант.

Виртуальная экскурсия.

Проводит инструктаж, читает отрывки из басен Крылова.

Знакомит с новыми объектами, находящимися под охраной ЮНЕСКО.

На слух определяют глаголы, выписывают их, самопроверка, самооценка.

Знакомятся с новыми объектами, охраняемыми ЮНЕСКО, запоминают их название и расположение.

9. Домашнее задание.

1

- Домашнее задание. Записать в тетрадь 10 глаголов.

- Ну вот и школа.

Слайд.

Даёт комментарий к выполнению домашнего задания.

Записывают задание в дневник.

12. Подведение итогов учебного занятия

1

- Проверив классную работу в тетрадях, я поставлю оценки за урок моим активным помощникам.

контроль

Осуществляет выборочный контроль.

13. Рефлексия

1

Итог.

Слайд.

- Я научился …

- Было интересно …

- Было трудно …

- Могу похвалить себя за то, что …

- Больше всего мне понравилось …

- Мне показалось важным …

- Для меня было открытием то, что …

рефлексия

Задаёт вопросы, побуждает к высказыванию своего мнения, завершает урок.

Проговаривают новые знания, оценивают свою работу, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои впечатления от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...