Главные вкладки

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Бархатова Анна Николаевна

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_ili_bukvar_4_den_1_klass.doc73.5 КБ
    Файл alfavit_sayt.pptx2.88 МБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 11.04.2019                                                                                          ФИО  учителя: Карманова Елена Петровна ____

    Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск                                                   ФИ студента: Бархатова Анна

    Класс: 1                                                                                                       ФИО методиста: Галиуллина Н.К ________

    Кабинет: 3

    Конспект урока по русскому языку

     «Русский алфавит или азбука».

    Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей об алфавите, определить  формирование умений  пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.


    Планируемые результаты

    Предметные:
    - знать общее представление об алфавите;
    - знать  для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
    - уметь пользоваться алфавитом;
    - уметь правильно записывать буквы в алфавитном порядке;

    Личностные:
    - осознавать важность изучения русского языка;
    - учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
    - учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников ;

    - проявлять интерес к учебной деятельности;
    Тип урока: рефлексия
    Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
    4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Этап самоопределения к деятельност
    и Словесный
    : беседа

    Практический: самоопределение

    1 мин

    Здравствуйте ребята, меня зовут – Анна Николаевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Все ль на месте, все ль в порядке

    Книжки, ручки  и  тетрадки?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Приветствуют учителя

    - Слушают, настраиваются на работу.

    - Высказывания детей

    Л: самоопределение к деятельности;

    Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: беседа,объяс-ние;

    Практический: Повторение правильной посадки

    Словесный:

    беседа

    Подводящий диалог

    Наглядный – демонстрация слайда;

    Проблемный – создание проблемной ситуации;

     Практический – запись словарных слов в тетрадь.

    10
    мин

    Ребята о чем мы говорили на прошлом уроке? Совершенно верно! Сегодня мы продолжим эту тему! Песня Бориса Заходера:

    Тридцать три родных сестрицы,

    Писаных красавицы,

    На одной живут странице,

    А повсюду славятся!

    К вам они сейчас спешат,

    Славные сестрицы, —

    Очень просим всех ребят

    С ними подружиться!

    А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

    Прикатили на еже!

    З, И, К, Л, М, Н, О

    Дружно вылезли в окно!

    П, Р, С, Т, У, Ф, X

    Оседлали петуха,

    Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

    Вот и все они, друзья!

    Познакомьтесь с ними, дети!

    Вот они — стоят рядком.

    Очень плохо жить на свете

    Тем, кто с ними не знаком!- Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа.  

    Я тетрадь свою открою

     И наклонно положу.

    Я, друзья, от вас не скрою -

    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    Словарно-орфографическая работа:

    - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

    — Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

    Без крыльев по небу летает,

    Расплачется и пропадает.    (Туча.)

    Не сидит она на месте,

    На хвосте разносит вести.    (Сорока.)

     Никого я не боюсь -

    Сам к любому прицеплюсь.    (Репей.)

    Был он желтым, стал он белым,

    Только дунет ветерок -

    К облакам взлетит он смело,

    Он - летающий цветок.    (Одуванчик.)

    Этот жёлтый плод растет

    Там, где лето круглый год.

    Он как краешек луны,

    Все вы знать его должны.    (Банан.)

    Вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке? Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

    Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

    - Слушают учителя

    - Об алфавите

    - Открывают тетради

    - Записывают число, классная работа;

    - Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.

    -  Туча

    -  Сорока

    - Репей

    - Одуванчик

    - Банан

    -  Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    П: построение логической цепочки рассуждений;

     П: поиск и выделение необходимой информации

    П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

    Постановка учебной задачи

     Словесный:

    Беседа Форму-ание темы урока   

    1 мин

    - И так, о чём пойдёт речь на уроке?

    - Сегодня на уроке поговорим о звуках и буквах.

    Отдохнём перед работой. Встаём, выполняем динамическую паузу, движения повторяем за мной

    - продолжим говорить об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

    - Выполняют динамическую паузу

    П: самостоятельное

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Включение в систему знаний

    Словесный: беседа

    Словесный – беседа, объяснение;

    Частично-поисковый –анализ языкового материала;

    Наглядный – демонстрация слайда;

    Работа с книгой – чтение и изучение;

    Практический –

    Комментированное письмо;

    морфологическое упражнение

    Практический:
    выполнение анализа слова Практический:

    Работа в парах над заданием

    10 минут

    Зачем нам нужно изучать эту тему? Правильно! Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а  правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия.  Назовите буквы по порядку. Что мы знаем о русской азбуке? Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

    Белый домик

    Синий домик

    Красный домик

    Буквы, которые обозначают гласные звуки

    Буквы, которые обозначают согласные звуки

    А этот домик для каких букв? Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки,  21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.Откройте учебник на стр. 54 упражнение 5.

    Почему буквы спускаются на разных воздушных шариках?» Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

    Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”.  Вы записываете слова, делите на слоги, ставите ударение

    1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
    2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
    3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
    4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

    На какие группы можно разделить слова?

    В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

    Вывод: названия букв должен знать каждый грамотный человек, это знание и умение пользоваться алфавитом нужно человеку любой профессии и в течение всей жизни.

    Выполняем упр. 7, с. 55. «Когда употребляются буквы печатные, письменные, строчные, заглавные?»

     Работа со словами ученик, ученица. Выяснение значений слов ученик, ученица, подбор к ним слов, близкие по значению: школьник, школьница. Объяснение написания слов и их запись в тетрадь

    - Слушают учителя

    - Выполняют задание

    Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

    Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

    Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

    Справочники составляются по алфавиту и т.д.

     - Называют буквы по порядку

    - В русской азбуке тридцать три буквы.

    - Красный домик

    - Синий домик

    - Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

    - Слушают учителя

    - Выполняют задание

    - Открывают учебники

    - Высказывания детей

    - Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ

    - Слушают учителя

    - Выполняют задание

    - Волк, коса, щель, зубр.

     -Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение

    - Вол, оса, ель, зуб.

    - Вол,ель, зуб, оса

    - Слушают учителя

    - Выполняют задание

    - Выполняют задание

    П: построение логической цепочки рассуждений;

     П: поиск и выделение необходимой информаци

    П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


    П: выдвижение гипотез и их обоснование.

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический:

    Самостоятельная работа

    Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу.

    Практический:

    Письменные ответы на вопросы

    5

    минуты

    - Откройте рабочую тетрадь на стр.  29 упр. 14

    - Кто прочтет нам задание?

    - Хорошо. Всем понятно задание?

    - У вас 2 минуты на выполнение.

    - Проверьте по эталону.

    - У кого есть ошибки?

    - Молодцы!


    Открывают рабочие тетради.

    - Один читает, остальные слушают.

    - Да.

    - Выполняют упражнение.

    - Проверяют по эталону.

    К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

    П:

    Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа

    1минуты

    Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока. - Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли её?  Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек. У вас на партах лежат ромашки-узнавашки  Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!

    Анализируют свою работу на уроке

    - закрепить знания об алфавите, уметь пользоваться алфавитом, знать алфавитный порядок

     

    Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

    Р: оценка результатов работы


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 1 классе

    Слайд 2

    Отгадай загадку! Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется всё … Алфавит

    Слайд 3

    а л ф а в и т

    Слайд 4

    Тема урока: «Алфавит»

    Слайд 5

    План урока Узнать, что обозначает слово «алфавит»; для чего нужен алфавит, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.

    Слайд 6

    Что такое алфавит ?

    Слайд 7

    Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит

    Слайд 9

    Слово «алфавит» происходит из названий первых двух букв греческого алфавита – альфа и бета .

    Слайд 10

    Алфавит альфа и вита (образовано из названий первых двух букв греческого алфавита ) Азбука аз и буки (образовано из названий первых двух букв старославянского алфавита)

    Слайд 11

    Просветители Кирилл и Мефодий-составители славянской азбуки.

    Слайд 12

    Для чего нужен алфавит?

    Слайд 13

    Поработай в паре

    Слайд 14

    Поработай в паре Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ?

    Слайд 15

    Тренировка в расстановке слов по алфавиту Словарь: уч …ник, р… бята , дев… чка , с…бака, учит…ль, в… рона .

    Слайд 16

    Тренировка в расстановке слов по алфавиту в … рона , дев … чка , р … бята , с … бака, учит … ль. уч … ник, о о е о е е

    Слайд 17

    Поработай в паре

    Слайд 18

    Расставьте пословицы в алфавитном порядке Грамоте учиться всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька. Делаешь наспех – сделаешь на смех. Богатством ума не купишь. Век живи – век учись. 1 4 3 2 5

    Слайд 19

    Отдохнём!

    Слайд 20

    Поработай в паре

    Слайд 21

    Запишите слова в алфавитном порядке волна море остров рыбы пляж море волна остров пляж рыбы

    Слайд 22

    Библиотека школьника Корней Иванович Чуковский

    Слайд 23

    Чему научились? Узнали, что обозначает слово «алфавит»; для чего нужен алфавит, где его применяют; тренировались в расстановке слов по алфавиту.

    Слайд 24

    Поздравляю, ты знаешь алфавит!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

    Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит»....

    Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит».

    Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема: «Алфавит»....

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Русский алфавит или азбука" (1 класс).

    Цель:  познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.Задачи: - систематизировать знания учащихся об алфавите;- формировать умения пользоваться алфавитом;- формировать  опыт ...

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Витаминный алфавит"

    Повторение алфавита через знание витаминов. Связь с ЗОЖ. Работа в группах и в паре....

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...