Главные вкладки

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Бархатова Анна Николаевна

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_3_den_.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 10.04.2019

    ФИО учителя: Карманова Е.П________

    Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск

    ФИ студента: Бархатова Анна

    Класс: 1

    ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________  

    Кабинет: 3

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    Тема: «Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит».

    Цели деятельности учителя: формирование знаний  детей с русским алфавитом и объяснить его значение.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать общее представление об алфавите;

    - знать для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

    - уметь пользоваться алфавитом;

    - уметь правильно записывать буквы в алфавитном порядке;

    Личностные:

    - проявлять интерес к новым знаниям;

    - осознавать важность изучения русского языка;

    - учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

    - учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

    Тип урока: «открытие» новых знаний.

    Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
    4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный - стихотворение

    1 мин

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевн. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Скажем «волшебные» слова:  «У меня всё получится». «У нас всё получится!- А если у нас всё получится, то мы в конце урока достигнем чего? Я желаю вам успеха. Как вы понимаете эту пословицу? «Хорошо того учить, кто хочет всё знать» Хорошо! Молодцы!

    - Приветствуют учителя

    - Слушают, настраиваются на работу.

    - успеха

    - Высказывания детей

    Л: самоопределение.

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Словесный:

    беседа

    Подводящий диалог

    Словесный – беседа, объяснение;

    Наглядный – демонстрация слайда;

    Проблемный – создание проблемной ситуации;

     Практический – запись словарных слов в тетрадь.

    10 мин

    Отгадайте загадку.

    На странице букваря
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов – богатырей
    Знает каждый грамотей.

    А как вы догадались? Так что это: алфавит, или азбука? Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?Что такое синонимы?

    - Как вы считаете, насколько важен нам русский язык? Что мы изучаем на русском языке? Хорошо! Молодцы! - Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Какие орфограммы в числе десятое? Как можно проверить?

     Минутка чистописания:

    - Посмотрите на экран,  напишите слово «зорька», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? - Каким словом можно проверить  безударную «о»? Правильно.

    Словарно-орфографическая работа:

    - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

    Сели на странички
    Тридцать три сестрички.
    Сели рядом – не молчат,
    Нам загадки говорят. (Алфавит)

    Тридцать три богатыря
    К нам пришли сюда не зря.
    Изучая их секреты,
    Ты на всё найдёшь ответы.
    Но скажи-ка нам пока,
    Как зовут их ?.. (Азбука)

    Буквы – значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены в ряд,
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется … (Алфавит)

    Как образовались слова “алфавит”, “азбука” вы знаете?

    Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить? Открываем учебник  стр.52

    - Азбука, алфавит

    - Высказывания детей

    - Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке

    - Синонимы.

    - Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению

    - Записывают число, классная работа; ударная гласная е

    - Поставить под ударение «Дееесять»

    - Первая ударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная а.

    -Зори, зоря.

    - Алфавит

    - Азбука

    - Алфавит

    - Нет

    - Да

    - Открывают учебник

    П: анализ.

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П: дополняют и расширяют знания.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    П: анализ с целью выделения существенных признаков.

    П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

    П: анализ с целью выделения существенных признаков.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный – беседа.

    1 мин

    Да ребята, сегодня на уроке мы

    - Поставьте цель своей деятельности на уроке.

    - Уточнить знание об алфавите и научиться записывать слова в алфавитном порядке

    Р: целеполагание – постановка учебной задачи.

    IV. Открытие нового знания

    Словесный – беседа, объяснение;

    Частично-поисковый –анализ языкового материала;

    Наглядный – демонстрация слайда;

    Работа с книгой – чтение и изучение;

    Практический –

    Комментированное письмо;

    морфологическое упражнение.

    10 мин

    На сегодня перед нами стоит такой план:

    1. Уточним знание об алфавите.

    2. Уточним название каждой буквы и ее место в алфавите.

    3. Научимся располагать слова по алфавиту.

    - Чтоб стали нам знакомы

    Межзвездные края,

    Нужна нам Астрономия

    От А до Я.

    И чтоб секреты многие

    Открыла нам земля,

    Нужна Археология

    От А до Я.

    Как много интересного

    В себе они таят –

    Различные профессии

    От  А до Я.

    Но ни одной профессии

    Постичь, друзья, нельзя

    Без королевства грамоты

    От А до Я.-  О каком же королевстве идет речь? А что такое алфавит?  По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?

     Давайте убедимся в этом, прочитав сведение о языке в учебнике. Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте, что же такое алфавит,  прочитайте его про себя.

    - Кто мне скажет, сколько букв в русской азбуке? (33 буквы)

    Обсуждение: «Для чего надо знать алфавит?» Поработаем с таблицей в учебнике, где дан алфавит (упр.1 стр. 52)чтение букв в алфавитном порядке индивидуально по цепочке;  хором; чтение только букв гласных звуков;  только букв согласных звуков. - Как вы думаете, существует алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский? Вы правы. Сколько языков существует, столько и существует и алфавитов.

    Теперь давайте отдохнём !  Динамическая пауза.

    - Слушают учителя

    - Об алфавите

    - Расположение букв в определённом порядке

    - Высказывания детей

    - Открывают учебник

    - Высказывание детей

    - Выполняют задание

    - Читают алфавит индивидуально

    - Читают алфавит по цепочке

    - Читают алфавит хором

     - Выполняют динамическую паузу.

    П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

    П: анализ.

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный –объяснение;

    Частично-поисковый – поиск твёрдых и мягких согласных;

    Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения.

    3 мин

    -  Выполним упражнение в учебнике.  На с.53 упражнение 2.

    В окошко посмотри:

        То снег, то дождь пошёл.

        Прекрасен этот мир!

        Всё будет хорошо!

    -Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?

    -Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено? Легко ли вам было его найти?

    -А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? Для чего? Правильно! Молодцы! - Алфавит надо знать каждому человеку. В алфавитном порядке расположены слова в любом словаре. В библиотеке книги тоже стоят по алфавиту. Фамилии учеников в классном журнале, фамилии в телефонном справочнике — все расставлено по алфавиту. - Запишем названия городов в алфавитном порядке: Липецк, Елец, Воронеж, Москва, Тамбов. - Закончили, я проверю, как вы справились с заданием, когда соберу тетради.

    - Открывают учебник

    - Выполняют задание

    - Слушают учителя

    -  Слушают задание и выполняют.

     - Хорошо

    - Да

    - Алфавит

    - Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

    П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и  письменной форме.

    К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    Р: контроль в форме сличения способа действия.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный – беседа, объяснение; Ч.П

    Работа с книгой – задание в раб.тетради;

    Практический –упражнение.

    5 мин

    - Откройте рабочую тетрадь на стр.  26 упр. 1

    - Кто прочтет нам задание?

    - Хорошо. Всем понятно задание?

    - Проверьте по эталону.

    - У кого есть ошибки?

    - Молодцы!

    - Открывают рабочие тетради.

    - Один читает, остальные слушают.

    - Да.

    - Выполняют упражнение.

    - Проверяют по эталону.

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

    Р: контроль в форме сличения способа действия.

    VII. Включение в систему знаний

    Словесный –беседа

    Наглядный – демонстрация слайда.

    5 мин

    6)Игра «Угадай слово»

    Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)

    Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)

    - Слушают учителя

    - Выполняют задание

     - Работают у доски

    - Объясняют при выполнении разбора

    П: структурирование знаний.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный – беседа.

    2 мин

    - Какую цель мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял? - А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь.

    - Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение. - Оценивают свою деятельность на уроке.

    Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Алфавит" ," Школа России"

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по "Школе России"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Русский алфавит или азбука" (1 класс).

    Цель:  познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.Задачи: - систематизировать знания учащихся об алфавите;- формировать умения пользоваться алфавитом;- формировать  опыт ...

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

    Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

    Конспект урока по русскому языку на тему «Глагол. Что такое глагол», 2 класс УМК «Школа России»

    Цели деятельности учителя: знакомство с частью речи – глаголом, его отличительными признаками; умениеопределять их на слух, находить в тексте.Планируемые результатыПредметные- знать: определение...

    Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс

    Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...