Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг.момент
Мотивация к учебной деятельности
| Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу удачи. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: Я ХОЧУ МОГО ЗНАТЬ!
|
Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.
|
Актуализация знаний | -Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила. -Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красного гномика, какие на синего, а какие на зелёного. а у е и э о ж ш й ч - Какие снежинки опустились на красного гномика? Почему?
Какие снежинки опустились на синего гномика? Почему? - Какие снежинки опустились на зелёного гномика? Почему? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? |
(Буквы а, у, э ,и,о обозначают гласные звуки).
(ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).
(й, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки). |
(гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).( согласные, при произношении воздух задерживается.) |
Постановка учебной задачи |
Есть ли в русском языке еще согласные, которые всегда мягкие? Как вы думаете? Выясним это. Отгадайте загадку. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец? Слайд – Знаком ли вам этот сказочный герой? | – Из какой он сказки? – Вспомните, кого выловил Емеля в проруби? Слайд Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? – Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Кто может сформулировать тему урока? – Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ». Слайд ( тема)
-Какие цели мы поставим перед собой?
|
|
Ответы детей.
Емеля | Ответы детей
По щучьему велению.
Ответы детей
Со звуком [щ]). |
Звук [щ'] | Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук.
| Научимся распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой |
|
Усвоение новых знаний Работа со звуком [щ']
| Произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А]. Слайд Выложите на столе звуковую модель слово «щука». Какое затруднение у вас вызвало? Почему? Поработаем с новым звуком. | Где спрятался звук [щ'] в слове «щука»? Дадим характеристику звуку [щ'].
Можно ли пропеть звук [щ'].
Давайте произнесем звук [щ'] сначала твердо, а потом мягко.
А теперь положите руки на ушки, и еще раз произнесите звук [щ']. Определите, он глухой или звонкий? Сделайте вывод: что узнали о новом звуке? Слайд | Верно. | Слайд -Рассмотрите картинки и найдите слова со звуком [щ].
-Какие предметы лишние? -Почему? |
|
Выкладывают на столе звуковую модель слова. | Мы еще не знаем какой новый звук
В слове «щука» звук [щ'] стоит в начале слова.
Согласный, не поется.
Всегда мягкий.
Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
Звук [щ'] -согласный, глухой, всегда мягкий.
|
| Ящик, плащ, овощи, щётка | Шапка, шахматы. В них нет звука [щ]. |
|
Работа с буквами Щ,щ
|
Откройте «Азбуку» на стр. 52. Рассмотрите рисунок в желтом прямоугольнике. С Чем сравнивает автор букву ? Три щуки вместе сложились в букву щ. | На что еще похожа буква Щ? На какую букву похожа буква Щ? Чем они отличаются? Ш И Щ родные сестры, Но у Щ есть хвостик острый.
«Звук [щ'] на письме обозначаем буквой Щ,щ. Откройте тетради напечатайте букву Щщ. |
|
Ответы детей.
Три прямые, перекладина, хвостик
На букву Ш.
Ответы детей
Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное приложение к учебнику «Азбука». Пишут в тетрадях. |
Развитие речи
|
Слайд | Гласные нашептали щуке что хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их? | Прибежал веселый А, почитали дети – … Прибежал игривый И, прочитали дети – ... Прибежал звонкий Е, почитали дети – … Прибежал забияка Ё, прочитали дети – … Прибежал упрямый У, прочитали дети – … |
Слайд | Пришло время для чистоговорки. Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?]. | Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща. Ще-ще-ще – свекла варится в борще. Щу-щу-щу – рот лекарством полощу. Щи-щи-щи – очень вкусны были щи.
Физкультминутка.
|
|
Да
ща щи
ще
щё
щу
| | |
Читают и четко проговаривают слоги. |
Звучит отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» Движения под музыку.
|
Работа с текстом
|
Щука приготовила для вас новое задание. На партах у вас лежат листочки с заданием справившись с которым вы узнаете кто изображен на рисунке. Правильно Щенок. Слайд Давайте прочитаем стихотворение про щенка. |
|
|
Дети выполняют задания в парах. |
Работа с текстом |
| -Послушайте стихотворение (стр.52 «Азбука»). О каких щётках здесь говорится? Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой – башмаки, Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны. Слайд | Прочитаем выразительно стихотворение по цепочке, каждый читает по одной строчке. | Какое слово спряталось в нем? |
Что такое «Трещотка»? Слайд |
| Какого человека называют «трещоткой»? |
|
О щетках для обуви, одежды и зубной щётке. | |
В последней строчке «Все три щётки мне нужны» спряталось слово «трещотки» | Музыкальный инструмент. |
| Человек, который много болтает. |
|
Закрепление | - Вы хотите ещё поиграть. Как вы думаете, в какую игру мы будем играть? - Правильно. Сейчас я прочту стихотворение «Повар». Вы, когда услышите слово со звуком щ, хлопните в ладоши. Все поняли? Итак, начинаем. Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берёт И опускает в компот. В котёл бросает плащ, На пол кладёт хрящ, Из ящика овощ берёт И тоже бросает в компот. Клещами мешает бульон И очень доволен он. Молодцы все справились.
|
- Когда услышишь звук [щ] – подними сигнал.
Да |
Рефлексия учебной деятельности
|
Ребята, вернемся к целям урока? «Я научился различать новый звук в словах? » «Я научился различать буквы Щ,щ?» «Я научился читать слоги, слова с новой буквой?» | Что вас удивило? Что понравилось? |
| Оцениваем себя с помощью «Светофора».
Ответы детей |
Подведение итога урока |
Вот прилетела еще одна снежинка. Посмотрите буква щ. На какового гномика упадет наша снежинка?
Сравните звуки Й,Ч. |
|
|
На зеленого потому что [щ’]-согласный, глухой, всегда мягкий звук У этих звуков появился новый друг щ. |