Приемы работы над словарными словами с обучающимися с ОВЗ
статья по русскому языку

Благовещенская Анастасия Михайловна

     Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка, особенно для обучающихся с ОВЗ. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

     Ориентация на развитие грамотного письма учащегося побуждает учителя к постоянному поиску методов и форм обучения, которые будут способствовать развитию орфографической зоркости. Эта проблема становится особенно актуальной и в свете реализации новых стандартов начального общего образования, которая предусматривает осуществление системно-деятельностного подхода в обучении. Наряду с этим, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между заучиванием орфограмм и умением применить знание на практике.

     Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я хочу поделиться с вами своими приёмами работы над словарными словами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы над словарными словами с обучающимися с ОВЗ

Слайд 2  Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та , которая словами,

Как людьми, населена.

        Правит ими государь

        По прозванию Словарь

        И относится он к ним

        Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка, особенно для обучающихся с ОВЗ. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме. 

Слайд 3 «… Непроверяемые написания составляют 30 – 35 % по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о необходимости и значимости работы с такими словами.» О.Н. Левушкина

Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы – повышение орфографической грамотности учащихся.

Ориентация на развитие грамотного письма учащегося побуждает учителя к постоянному поиску методов и форм обучения, которые будут способствовать развитию орфографической зоркости.

           Эта проблема становится особенно актуальной и в свете реализации новых стандартов начального общего образования, которая предусматривает осуществление системно-деятельностного подхода в обучении. Наряду с этим, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между заучиванием орфограмм и умением применить знание на практике.

          Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения. Я хочу поделиться с вами своими приёмами работы над словарными словами.

  • Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?
  • Выучить, запомнить.
  • Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

 Использование приемов эйдетики для формирования орфографического навыка.

Слайд 4 «Эйдос» по-гречески образ. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают.

Слайд 5 Как сказал Константин  Дмитриевич Ушинский:  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  

Слай 6 Рассмотрим мнемонические приёмы запоминания, которые облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путём образования ассоциаций. Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; Иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.

Слайд 7  Графические ассоциации 

Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда!

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда!

Слайд 8 Обратите внимание на слайд, здесь использованы изображения буквы О в слове овощи в виде овощей, А в виде карандашей в слове карандаш; в слове аллея буквы Л – это стволы деревьев, которые растут на аллее.

Слайд 9  Например, буква О можно изобразить в виде колеса, очков доктора, а также в слове помидор выделить буквы О и И.

А сейчас уважаемые коллеги попрошу вас выполнить задания:

Вам необходимо:

  1. Вставить пропущенную букву.
  2. Понять и изобразить графические ассоциации которое помогли вспомнить пропущенную букву.
  3. Спасибо.

К     НФЕТА                 Р      КЕТА                 ГУРЕЦ

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

Слайд 10  Фонетические ассоциаций.

Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:

  • КОСтя пришёл в КОСтюме.
  • ПАпа носит ПАльто.
  • МебЕЛь из ЕЛи.
  • У МАШи есть МАШина.
  • ЗДОРОВье – это ЗДОРОВо!


Слайд 11 Маленькие кроссворды

         Использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму.

Слайд 12 Мудрый словарик

Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.

  • Допиши подходящие по смыслу словарные слова:

Как об стенку...горох

Береги нос в большой…мороз

Живут как кошка с …собакой

Слайд 13

  • В какой пословице или поговорке есть данное слово:

ЯЗЫК  Язык до Киева доведёт.

ВОРОБЕЙ  Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

  • Прочитай скороговорку, дополни её словарным словом:

Ёжику нужен жук на… УЖИН.

Цыплята и курица пьют чай на… УЛИЦЕ.

Слайд 14

Слайд 15 Чепушина

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова.

Г - горох

О - огурец

Р - ребята

О - огород

Д – девочка

Потом из этих слов можно составить мини-текст или отдельные предложения.

Слайд 16 Шифровка

Чтобы расшифровать новое словарное слово, надо последовательно выполнить ряд заданий. Готовы?

е  с  о  д  р

о  г  и  ю  ж

к  я  а  в  з

  • Буквы гласных, указывающих на мягкость предшествующего согласного, обведите в кружок.
  • Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, зачеркните.
  • У кого осталось 6 букв, сложите из них слово.

Слайд 17

Слайд 18 Рифмовка

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.

Прежде чем начинать работать с рифмовками, необходимо добиться от учащихся умения орфографически проговаривать слова.

Словарные слова (1-2 класс)

Ворона, сорока, петух, воробей,

корова, собака, медведь, соловей,

дежурный, тетрадь, карандаш, ученик,

язык, телефон, телевизор, дневник,

Словарные слова (3 класс)

Тарелка, кастрюля, дорога, аптека,

директор, аквариум, библиотека,

песок, килограмм, чемодан, эскалатор,

аллея, болото, солдат, экскаватор.

Словарные слова (4 класс)

Беседка, богатство, костюм, волейбол,

Долина, искусство, железо, футбол,

Гербарий, двенадцать, рюкзак, командир,

Жонглёр, бутерброд, дирижёр, сувенир.

Примерные задания к рифмовкам

- выписать слова с ударением на втором слоге;

- выписать одушевлённые существительные;

- выписать слова на тему «Школа»;

- выписать существительные первого склонения;

- подобрать синонимы или антонимы к данным словам;

 И многие другие.

Слайд 19 Выделение безударной гласной размером и цветом 

Карточки со словарными словами вешаем в  классе.

А потом играем на словарной минутке

Слайд 20  Игра “Вставь пропущенную букву”.

Я показываю детям слова, а им необходимо поднимать карточки с той буквой которая пропущена. 

При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. 
Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку (уменьшение ошибок в письменных работах).

Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез.

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов дает возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов, что особенно важно в работе с детьми с задержкой психического развития.

Слайд 21 Спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы над словарными словами

Методы и приемы работы над словарными словами...

Методы и приемы работы над словарными словами

Формы, методы и приемы работы над словарными словами в начальной школе...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе.

Использование данных методов, форм и приемов работы способствует тому, что процесс запоминания словарных слов становится творческой, полезной и развивающей игрой....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дет...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...