Как сделать цель урока важной для ребенка?
статья по русскому языку (2 класс)

Демчук Элеонора Юрьевна

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_uroka_-_kak_sdelat_.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Как сделать цель урока значимой для ребенка?

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников целеполаганию необходимо помнить о некоторых правилах:

Актуализация знаний;

Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети.

Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели.

Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

На каждом этапе урока подводится вывод:

Что это задание дает?

Кто уже добился той цели, которую ставил?

Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Некоторые приемы целеполагания, которые я использую на уроке:

Тема-вопрос 

Тему урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план

действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают свои мнения, чем

больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других,

тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, для темы урока "Как изменяются

причастия?" строим план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3.Изменить несколько причастий вместе с

именами существительными.

4.Определить закономерность изменений, сделать

Работа над понятием 

Ситуация Яркое пятно 

Группировка 

Домысливание:

Предлагается тема урока и слова- "помощники":

- повторим

- изучим

- узнаем

- проверим

С помощью слов - "помощников" дети формулируют цели урока.

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени,что подразумевает продолжение работы на следующемуроке. Таким образом, тему урока можно сформулироватьинакануне, а на следующем уроке лишь восстанавливаем впамяти и обосновываем.

Например, на уроках русского языка (вставить буквы, слова, поставить знаки препинания; найти ключевые слова,ошибки; собрать текст, восстановить; составитьсобственный текст, привести примеры, составить план,алгоритм и т.д.). Вот на примере таких заданий можно сформулировать цели к следующему уроку.

Вывод

Все названные способы постановки учебной задачи активизируют мысль ребёнка, его воображение и эмоции, так как ставят его в ситуацию, когда решение неизвестно заранее. Следует использовать разные способы постановки учебной задачи, не повторяясь из урока в урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как сделать интересным урок английского языка в начальной школе."

Статья написана в помощь начинающим учителям и рассказывает об основных методах и приемах для активизации познавательной деятельности на урок английского языка. В данной статье приводятся примеры разл...

Нахождение нескольких долей целого от целого.Урок Математики, 4класс

Презентация к уроку Математики в 4классе по программе "Школа России"....

Статья "Как сделать интересными уроки русского языка"

Как сделать интереснымиschool2100.com›upload/iblock/e36/….pdf Как сделать интересными уроки русского языка. Ю.В. Кирилина. Придя после оконч...

Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.

Для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат....

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода. Дидактические цели урока. Типы уроков. Организационные формы обучения.

Структура уроков введения нового знания в логике системно - деятельностного подхода имеет следующий вид:...

9 способов сделать любой урок особенным (советует учитель года)

Дети ждут и хотят чего-то необычного. Начните свой урок с удивления — с события, действия, предмета, который может поразить. Запоминается в первую очередь начало и...