Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.
учебно-методический материал на тему

Перова Лидия Николаевна

Для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.

ПЕРОВА Л. Н., КОРОТАЕВА И. В., БИСЕРКОВА И. А.,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 2 п. Добринка

    В связи с введением Федерального государственного стандарта (ФГОС) возросло внимание к деятельностному подходу в образовании (системно-деятельностный подход  лежит в основе стандарта).  Деятельностный подход в обучении (образовании) – это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приемами, определенными теоретическими особенностями. Под технологией реализации деятельностного подхода обыкновенно понимаются особенности реализации развивающего обучения в рамках той или иной образовательной системы (система Д. Б – В, В. Давыдова, система Л. В. Занкова и т. Д.). Деятельностный метод обучения рассматривается как метод, при котором ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности; при этом освоении знаний сопровождается формированием соответствующих умений.  

    В традиционном (объяснительно-иллюстрированном) варианте обучения и цель, и способы действий, и оценка результатов определяется учителем. Учащиеся, являясь объектом обучения, в определении цели, оценке результатов не участвуют.  При деятельностном же методе и в определении цели, и выборе способов действий, и в оценке достигнутых результатов участвуют сами учащиеся. Они становятся субъектом образовательного процесса. Таким образом, принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что структура деятельности отражает деятельность не столько учителя, сколько учащихся.

     Итак, для того  чтобы  ученик включился  в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. То есть реализация деятельностного метода автоматически включает в себя следующие УУД: 1) целеполагание; 2) регулятивные, познавательные УУД (планирование, анализ, синтез, классификация, моделирование и др.); 3) оценку учебной деятельности.

К настоящему времени в начальном образовании сложились различные варианты реализации деятельностного метода и соответственно специфическая структура урока.

   Структура по Л. Г. Петерсон:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и проблемное учебное действие.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Целеполагание и построение проекта затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

    Деятельностный метод в системе «Школа 2100» приобретает форму «проблемно-диалогического метода». На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Вариантом организации содержания урока может быть следующий:

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
  2. Совместное открытие знаний.
  3. Подведение итога. Домашнее задание.

    В рассмотренных вариантах отражаются УУД. И там, и здесь обозначены этапы подведения учеников к цели урока. Это выражается в постановке проблемы (подразумевается, что ее решение и есть цель деятельности школьника на уроке).  В первом варианте непосредственно выделяется этап «целеполагание».

    В обоих вариантах есть этапы, характеризующие действия по достижению целей (совместное открытие знаний, построение и реализация проекта). Также есть оценивание («рефлексия»), или оно предполагается на этапе «подведение итогов урока»

Это технологии проблемного обучения. Не каждый урок учитель может построить на этой основе: придумать проблему, найти способы совместного ее решения, реализовать их. Технология Л. Г. Петерсон была разработана на базе уроков математики.  Даже в публикуемых пособиях, посвященных этим методам, разработки уроков не всегда полностью соответствуют вышеприведенным схемам.

    Можно составить более доступный способ реализации деятельностного метода через структуру урока, который можно реализовать в любом случае, в том числе и на проблемном уроке. Суть способа – выделение в качестве обязательных этапов урока структурных элементов деятельности:

  • подведение учеников к цели урока (УУД – целеполагание);
  • освоение нового материала (процесс, средства, результат);
  • применение освоенного в  практической деятельности (формирование умений использования полученного результата);
  • оценивание планируемых достижений (УУД – оценка).

   При этом первый и последний этапы урока  созвучны соответствующим УУД.

Структура урока  с включением названных элементов можно считать универсальной. Ее преимущества очевидны: она управляет реализацией деятельностного метода, проста для понимания и реализации, не привязана к «проблеме», но при наличии таковой она (проблема) может быть включена в этап «подведение учеников к цели урока».

Рассмотрим каждый этап урока подробнее.

Подведение учеников к цели урока.  Без понимания цели школьники остаются пассивными участниками образовательного процесса.  Не случайно первым требованием к метапредметным результатам в стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  Следует также иметь ввиду, что без сформированности данной компетенции становится невозможным и формирование другой – способности к оцениванию собственных образовательных достижений, поскольку эти достижения должны быть привязаны к целям. Без сформированности  данной компетенции становится невозможным и формирование другой – способности  к оцениванию  собственных образовательных достижений, поскольку эти  достижения должны быть привязаны  к целям.

    Возможные варианты  подведения школьников к осознанию цели обучения:

Вариант 1. Ученики узнают цель урока из текста учебника.

Вариант 2. Цель урока или отдельного его этапа сообщается учителем.

Вариант 3. Цель урока выводится из проблемной ситуации. В этом случае цель урока заключается в поиске ответа на проблемный вопрос.

Вариант 4. Цель урока входит в структуру учебной задачи.

Формирование и развитие  у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

    Освоение нового материала урока. На этом этапе возможны самые разнообразные варианты его реализации. Этот этап урока должен включать не только формирование предметных знаний, умений, отношений, отражающих специфику урока, но и формирование и развитие метапредметных умений (УУД). И то, и другое должно найти отражение в задачах урока, которые могут быть переданы в форме планируемых достижений.  Планируемые достижения – это перечень конкретных знаний, умений, которые предполагается сформировать у школьников на конкретном уроке.  В конце урока они оцениваются.

    Применение освоенного в практической деятельности.  На данном этапе внимание акцентируется на формировании соответствующих умений. Умениям в настоящее время уделяется особое внимание («ученик научится»). Умения целесообразно отражать в «планируемых достижениях школьника» и доводить до учащихся в такой форме, чтобы их можно было легко проверить.

     Рассмотрим вариант системности организации  урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока на примере урока русского языка (3 класс «Школа России», учебник  В. П. Канакиной)

Тема: «Суффикс как часть слова»

Цель урока: ввести понятие суффикса, как значимой части слова

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты:
  •  Знания: представления о суффиксе как части слова (термин: суффикс), месте суффикса в слове.
  • Умения: находить в словах суффикс, обозначать условным знаком^;  различать суффикс как часть слова, образующую новые слова; разбирать слова по составу.
  • Метапредметные (УУД):
  • познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осознание качества и уровня усвоения материала.
  • коммуникативные: сотрудничество с учителем; уметь слушать и понимать речь других; умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; самоопределение; ценностные отношения к самостоятельному нахождению способа решения проблемной ситуации.

Ход урока.

I. Организационный момент.

   - Повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю

   II. Подведение учеников к цели урока (УУД – целеполагание).

   - Откройте учебники на  странице 89 и прочитайте тему урока. («Суффикс - значимая часть слова»)

    - Задайте себе вопрос: что я знаю? (Что такое слово? Какие бывают части слова? Что такое корень? Что такое окончание?)

    - Спросите себя: чего я не знаю? (Не знаю, что такое суффикс как часть слова.)

    - Чему я буду учиться? (Узнаю, что такое суффикс как часть слова.)

    - Проговорите еще раз цель про себя, расскажите соседу. Поднимите руку, кто готов учиться дальше.

   III. Освоение нового материала (процесс, средства, результат).

  1.  - Что поможет достичь нашей цели? (План.)

    - Какая ступенька в плане будет первая? (Что?)

    - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? (Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?)

     - Какая следующая ступенька? (Как?)

     - На какой вопрос будем искать ответ на этой ступеньке? (Как найти суффикс?)

    - Какая следующая ступенька? (Применяю.)

    - Чему будем учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффикс.)

    - Какая последняя ступенька? (Проверяю себя и оцениваю.)

    - Что будете проверять на этой ступеньке? (Как я научился находить суффикс?)

                                                                                                                     Проверяю.

                                                                                  Применяю

                                                              Как?

Что?

  1. Реализация плана.

   1) Поиск.

   На доске записаны слова: вода, водичка, водный, водица, водяной.

    - Что это? (однокоренные слова.) Докажите. Запишите эти слова в тетрадь. Найдите в них окончание. Какие знания вам потребуются? (Знать, что такое окончание и как его находить.)

   - Вспомним ответы на эти вопросы. Кто может рассказать классу? Кто может повторить задание? Как будете выполнять? (Ученики выбирают форму работы: самостоятельно, в парах, в группе.)

   - Что надо сделать, когда задание выполнено? (Проверять его.)

   (На доске выделяется окончание учителем.)

   - Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные.)

   - Докажите. (У них одинаковый корень –вод- и близкое значение.)

   - Обозначьте корень.

   - В каких словах остались части слова не выделенные? (Водичка, водный, водица, водяной.)

   - Обозначьте эту часть слова знаком ^. Это суффикс.

   - Попробуйте дать определение суффиксу, отвечая на вопросы первой ступеньки плана. Расскажите в парах друг другу.

   - Кто готов рассказать классу? (Суффикс – это часть слова. Стоит между корнем и окончанием. Суффикс нужен для образования новых слов. Обозначается знаком ^).

   - Что поможет убедиться в правильности определения? (Учебник.)

   - Найдите правило на странице 89 учебника и прочитайте его самостоятельно

   - Есть ли дополнения к нашему рассуждению? (Суффикс имеет значение.)

   - Какие значения имеет суффиксы, мы узнаем на следующем уроке.

   - На какой ступеньке работали?

   - На все ли вопросы ответили?

   - Можем двигаться дальше?

    2) Построение алгоритма.

   - На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? (Как найти суффикс?)

   - Вспомните, как вы находили суффикс и попробуйте записать алгоритм его нахождения в слове.

   - Кто понял задание? Кто может его повторить? (Ученики пишут алгоритм, показывают готовность поднятием рук. Рассказывают алгоритм классу. Оценивают ответы товарищей.)

   - На какой ступеньке работали? Что узнавали на этой ступеньке?

    IV. Применение освоенного в практической деятельности (формирование умений использования полученного результата).

   - На какую ступеньку переходим? (Применяю.)

   - Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы.)

   - Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.

   - С чего начинаем работать с упражнением? (Что дано?)

   - Кто может ответить на этот вопрос? (Дано задание, группы однокоренных слов, нужно установить в чем их сходство и различие.)

   - Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить? (Списать, выделить в словах все части слова. Ответить на вопрос, какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?)

   - Какие знания вам потребуются? (Знать,  все части слова корень, суффикс, окончание, находить их)

   - Чему можно учиться, выполняя это задание? Проверка по окончании выполнения работы.

   V. Оценивание планируемых достижений (УУД – оценка). Рефлексия.

   - Для чего выполняли это упражнение?

   - Кому было трудно? Какой вывод сделаете? (Надо еще тренироваться находить суффикс.)

   VI. Итог урока.

   - Какая тема была на уроке русского языка?

   - Какую цель вы поставили перед собой?

   - Чему вы учились на уроке?

   -За что вы можете себя похвалить?

Оценивание планированных достижений. Помочь школьнику адекватно соотносить цели и результаты своей работы может предварительно составленный алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

  1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2.Удалось получить результат?

  1. Справился полностью правильно или с ошибкой? В чем ошибся?
  2. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чем?)

   Начиная со 2-3 класса к указанному алгоритму самооценки добавляются и другие вопросы, в том числе и про отметку, которую ставит себе ученик.

   Предложенная логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность групповых, фронтальных, работы в парах форм,  частично-поисковых, практических, словесных  методов цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока  способствовала большей деятельности учащихся на уроке, а значит, повышала результативность обучения в начальной школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приёмы и методы организации успеха на различных этапах урока»

Презентация к мастер - классу. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуации успеха на уроках. Тем самым помогая ребятам почувствовать себя успешными и востребованным...

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Целеполагание и организация рефлексии на различных этапах урока

Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  В статье приведены некоторые приёмы целепол...

"Достижение планируемых результатов на уроках немецкого языка в начальной школе"

Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Познание ребенком окружающ...

«Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

Материал предложен на примере урока окружающего мира в 3 классе составление тестов....