Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Кузбаева Алима Батыргалиевна

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

1 слайд: - Приветствие.

2 слайд: - Орфографическая грамотность учащихся - одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении долгого времени. Но, несмотря, на её возраст, проблема орфографической зоркости  до сих пор не решена окончательно.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка я особое внимание уделяю формированию навыка функциональной грамотности. От этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

3 слайд: - В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. И моя задача в том, чтобы научить детей видеть орфограммы, сформировать «орфографическую зоркость».  Я помогаю ученикам выработать потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычку контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.

4 слайд: - Для формирования орфографической грамотности, я использую традиционные и нетрадиционные методы и приёмы.

5 слайд: - По традиционной методике моя работа ведется стереотипно: дети сначала    учат правило,     затем     выполняют    различные    упражнения, позволяющие закрепить  данное правило. В результате ребенок с успехом выполняет определенное задание – скажем, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Ученик правильно определяет тип орфограммы, затем, как правило, умело подбирает проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делает ошибки, нередко – очень много.

Значит, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам. Именно в потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.

6 слайд: - В практике преподавания русского языка в начальных классах я использую следующие традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности:

Моя практика показала, что работа над орфограммами, ориентированная только на механическое запоминание слов, заучивание правил, малоэффективна.

7 слайд: - Для организации эффективной деятельности учащихся по формированию орфографической грамотности, я предлагаю наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания орфограмм в словах. К нетрадиционным приёмам я отношу приёмы работы с использованием мнемотехники:

Во-первых это приём «Графические ассоциации» или рисунки-образы, которые позволяют устанавливать графическую связь между словом и образом.

Данный приём реализуется под следующим девизом:

"Слово трудное попалось –

Это, братцы, не беда.

Нарисуем в слове букву –

Не забудем никогда".

8 слайд: - Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов, я не «жалею» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.

9 слайд: - Также в своей работе я применяю метод звуковых ассоциаций. На уроке подбираем слова, которые схожи по звучанию со словарным словом. Например,…

Пассажир берёт билет в кассе.

10 слайд: - В слове спряталось другое слово

Горизонт – гори, зонт!

Соловей – соловей поет соло.

11 слайд: - На уроках русского языка наиболее эффективен приём фонетические ассоциации. Метод основан на запоминании предложений со словарными словами, которые созвучны по звучанию  и написанию с другим словом в предложении Например,……

                 Костя пришел в костюме.

12 слайд: Деревня – дед в деревне.

13 слайд: Завод – завтра на завод.

Запоминая такие фразы, учащиеся практически не делают ошибок в этих словарных словах.

14 слайд:Недостатком этого метода является нагромождение фраз при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами. В таком случае я рекомендую детям воспользоваться комбинированным методом, где можно использовать и графические, и фонетические ассоциаций одновременно. Например,…

Приветливо (2 и - протянутые ладошки для приветствия).

Приветливо ворон воркует.

15- 16 слайды:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

17 слайд: - Также при работе со словарными словами я использую  ребусы, шарады. Они дают возможность зафиксировать в памяти детей правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

18 слайд: - Следующий приём "Дровосек" основывается на методе дробления. При выполнении такого вида работы,  я объясняю детям, что словарное слово можно раздробить на части. Например,…

1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;

19 слайд: - Для развитие орфографической зоркости, на своих уроках я использую Орфографические пятиминутки. Такие минутки наиболее эффективны, к ним я отношу рифмованные упражнения, загадки. Они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:….

На уроке, предлагаю  детям сначала прочитать рифмовку хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее. 

20 слайд: - Ещё один приём развития орфографической зоркости детей это рифмовки с элементами какографии.

21 слайд:-  Следующий приём, которым я пользуюсь на уроке русского языка "Письмо по памяти"

1) Я предлагаю детям записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов:

22 слайд: - 2) Предлагаю детям записать по памяти слова, в безударном слоге которых, нужно записать гласную букву е.

23 слайд: - 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "ягода" и т.п.

24 слайд: - Следующий приём лексические диктанты дети воспринимают как загадки. Я предлагаю детям заменить предложение одним словом.

25 слайд: - Приём "Лишнее слово" я провожу как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаю слова: сорока, петух, ворона, дорога и прошу найти лишнее слово с обоснованием своего выбора. Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают  креативное мышление.

26 слайд: - Приём «Лесенки слов». Составление кроссвордов со словарными словами  –  одно из любимых домашних заданий у детей. Такое задание они выполняют с удовольствием. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

Диктант - игра «Кто больше запомнит». -  Для развития оперативной памяти на уроках русского языка, я использую диктанты в игровой форме. Детям предлагаю такие задания как:

27 слайд:  - распространить предложение,

28 слайд:  - восстановить пропущенные слова,

29 слайд: - восстановить предложение из данных слов,

30-31 слайды: - восстановить деформированный текст.

32- 39 слайды: - Следующий приём,  изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток. Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Этот приём я применяю на начальных этапах(1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

40 слайд: - Ещё один из видов работ по развитию орфографической зоркости, которое я провожу в своём классе - Составление этимологических словарей "К истокам слова". Эта работа со словарными словами с опорой на этимологию.

41 слайд: - Проиллюстрирую данный приём примером из практики:

Индюк.

Распускает хвост павлином,

Ходит важно господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его - …

Этимология слова.

Индюк – слово заимствовано из польского языка. В словарях  отмечается  с середины   19 века. Птица   получила  имя   по месту,   откуда была завезена  в  Европу   -  Индия.

Индюк – Индия.

Однокоренные слова.

Индюк – индюшка, индюшонок, индюшатник, индюшечий, индюшачий.

Пословицы, поговорки.

  • Надулся как индюк.
  • Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл.

42 слайд: - И последний приём, о котором я хочу вам рассказать, это «Ассоциативный мультик». Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. Например,….        Дана цепочка слов:

        УЧИТЕЛЬКЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ 

        ПЕНАЛКАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА 

        РИСОВАТЬ

43-47 слайды:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Как показывает мой опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания, а лишь дополняют и обогащают их.

49 слайд:  - В процессе такой работы над орфограммами у учеников формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):

Таким образом, нетрадиционные методы работы с орфограммами помогают мне осуществлять яркое и образное изложение материала, активизируют воображение учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Запоминание написания слов с различными орфограммами на основе мнемотехники позволяют быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...