Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс):
    Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

    Кузбаева Алима Батыргалиевна

    Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приёмы формирования орфографической грамотности у обучающихся младших классов

    1 слайд: - Приветствие.

    2 слайд: - Орфографическая грамотность учащихся - одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении долгого времени. Но, несмотря, на её возраст, проблема орфографической зоркости  до сих пор не решена окончательно.

    В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка я особое внимание уделяю формированию навыка функциональной грамотности. От этого зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

    3 слайд: - В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. Предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. И моя задача в том, чтобы научить детей видеть орфограммы, сформировать «орфографическую зоркость».  Я помогаю ученикам выработать потребность осуществлять самоконтроль в процессе письма, привычку контролировать себя не только после завершения письма, но и до написания.

    4 слайд: - Для формирования орфографической грамотности, я использую традиционные и нетрадиционные методы и приёмы.

    5 слайд: - По традиционной методике моя работа ведется стереотипно: дети сначала    учат правило,     затем     выполняют    различные    упражнения, позволяющие закрепить  данное правило. В результате ребенок с успехом выполняет определенное задание – скажем, вставить пропущенную букву и объяснить ее написание. Ученик правильно определяет тип орфограммы, затем, как правило, умело подбирает проверочные слова, но когда дело доходит до диктантов и творческих работ, делает ошибки, нередко – очень много.

    Значит, в формировании орфографического навыка был пропущен начальный этап: развитие способностей к самостоятельному обнаружению в словах мест, которые нужно писать по правилам. Именно в потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость.

    6 слайд: - В практике преподавания русского языка в начальных классах я использую следующие традиционные методы и приёмы формирования орфографической грамотности:

    Моя практика показала, что работа над орфограммами, ориентированная только на механическое запоминание слов, заучивание правил, малоэффективна.

    7 слайд: - Для организации эффективной деятельности учащихся по формированию орфографической грамотности, я предлагаю наряду с традиционной методикой использовать нетрадиционные методы и приёмы запоминания орфограмм в словах. К нетрадиционным приёмам я отношу приёмы работы с использованием мнемотехники:

    Во-первых это приём «Графические ассоциации» или рисунки-образы, которые позволяют устанавливать графическую связь между словом и образом.

    Данный приём реализуется под следующим девизом:

    "Слово трудное попалось –

    Это, братцы, не беда.

    Нарисуем в слове букву –

    Не забудем никогда".

    8 слайд: - Эти задание наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов, я не «жалею» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа данная буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.

    9 слайд: - Также в своей работе я применяю метод звуковых ассоциаций. На уроке подбираем слова, которые схожи по звучанию со словарным словом. Например,…

    Пассажир берёт билет в кассе.

    10 слайд: - В слове спряталось другое слово

    Горизонт – гори, зонт!

    Соловей – соловей поет соло.

    11 слайд: - На уроках русского языка наиболее эффективен приём фонетические ассоциации. Метод основан на запоминании предложений со словарными словами, которые созвучны по звучанию  и написанию с другим словом в предложении Например,……

                     Костя пришел в костюме.

    12 слайд: Деревня – дед в деревне.

    13 слайд: Завод – завтра на завод.

    Запоминая такие фразы, учащиеся практически не делают ошибок в этих словарных словах.

    14 слайд:Недостатком этого метода является нагромождение фраз при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами. В таком случае я рекомендую детям воспользоваться комбинированным методом, где можно использовать и графические, и фонетические ассоциаций одновременно. Например,…

    Приветливо (2 и - протянутые ладошки для приветствия).

    Приветливо ворон воркует.

    15- 16 слайды:

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    17 слайд: - Также при работе со словарными словами я использую  ребусы, шарады. Они дают возможность зафиксировать в памяти детей правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме.

    18 слайд: - Следующий приём "Дровосек" основывается на методе дробления. При выполнении такого вида работы,  я объясняю детям, что словарное слово можно раздробить на части. Например,…

    1) В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что прилегает к этому залу ожидания, называется вокзалом;

    19 слайд: - Для развитие орфографической зоркости, на своих уроках я использую Орфографические пятиминутки. Такие минутки наиболее эффективны, к ним я отношу рифмованные упражнения, загадки. Они учат видеть трудные случаи правописания в текстах:….

    На уроке, предлагаю  детям сначала прочитать рифмовку хором, орфографически, а затем – орфоэпически. Дети находят орфограмму и объясняют ее. 

    20 слайд: - Ещё один приём развития орфографической зоркости детей это рифмовки с элементами какографии.

    21 слайд:-  Следующий приём, которым я пользуюсь на уроке русского языка "Письмо по памяти"

    1) Я предлагаю детям записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов:

    22 слайд: - 2) Предлагаю детям записать по памяти слова, в безударном слоге которых, нужно записать гласную букву е.

    23 слайд: - 3) записать словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова "ягода" и т.п.

    24 слайд: - Следующий приём лексические диктанты дети воспринимают как загадки. Я предлагаю детям заменить предложение одним словом.

    25 слайд: - Приём "Лишнее слово" я провожу как подведение к новому материалу. Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаю слова: сорока, петух, ворона, дорога и прошу найти лишнее слово с обоснованием своего выбора. Находя и аргументируя «лишнее» слово, дети превосходно развивают  креативное мышление.

    26 слайд: - Приём «Лесенки слов». Составление кроссвордов со словарными словами  –  одно из любимых домашних заданий у детей. Такое задание они выполняют с удовольствием. Этот прием работы даёт возможность сделать учебный процесс увлекательным и интересным, а значит и повышает учебную мотивацию.

    Диктант - игра «Кто больше запомнит». -  Для развития оперативной памяти на уроках русского языка, я использую диктанты в игровой форме. Детям предлагаю такие задания как:

    27 слайд:  - распространить предложение,

    28 слайд:  - восстановить пропущенные слова,

    29 слайд: - восстановить предложение из данных слов,

    30-31 слайды: - восстановить деформированный текст.

    32- 39 слайды: - Следующий приём,  изучение орфограмм с помощью конфетных обёрток. Данный приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся. Ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Этот приём я применяю на начальных этапах(1- 2 класс), чтобы привлечь внимание младших школьников к данной проблеме.

    40 слайд: - Ещё один из видов работ по развитию орфографической зоркости, которое я провожу в своём классе - Составление этимологических словарей "К истокам слова". Эта работа со словарными словами с опорой на этимологию.

    41 слайд: - Проиллюстрирую данный приём примером из практики:

    Индюк.

    Распускает хвост павлином,

    Ходит важно господином,

    По земле ногами – стук,

    Как зовут его - …

    Этимология слова.

    Индюк – слово заимствовано из польского языка. В словарях  отмечается  с середины   19 века. Птица   получила  имя   по месту,   откуда была завезена  в  Европу   -  Индия.

    Индюк – Индия.

    Однокоренные слова.

    Индюк – индюшка, индюшонок, индюшатник, индюшечий, индюшачий.

    Пословицы, поговорки.

    • Надулся как индюк.
    • Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл.

    42 слайд: - И последний приём, о котором я хочу вам рассказать, это «Ассоциативный мультик». Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. Например,….        Дана цепочка слов:

            УЧИТЕЛЬКЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ 

            ПЕНАЛКАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА 

            РИСОВАТЬ

    43-47 слайды:

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    - Как показывает мой опыт, все перечисленные приемы развития орфографической зоркости дают хорошие результаты, если ведутся целенаправленно и систематически. Только в результате постоянных тренировок умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

    Следует отметить, что не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания, а лишь дополняют и обогащают их.

    49 слайд:  - В процессе такой работы над орфограммами у учеников формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):

    Таким образом, нетрадиционные методы работы с орфограммами помогают мне осуществлять яркое и образное изложение материала, активизируют воображение учащихся, способствуют развитию познавательного интереса. Запоминание написания слов с различными орфограммами на основе мнемотехники позволяют быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование орфографического навыка у учащихся младших классов.

    Система работы по формированию орфографического навыкы у учащихся младших классов....

    Формы и методы работы по формированию ценности здоровья у учащихся младших классов.

    Эффективность формирования ценности здоровья у детей в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов и приемов, которые учитель будет использов...

    Методическая разработка по русскому языку, направленная на формирование орфографической зоркости у обучающихся, 3 класс

    Данный материал расчитан на отработку умений писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне, проверяемые ударением; парные согласные на конце и в середине слова; непроизносимая сог...

    «МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

    Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

    Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

    Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем...

    статья "Формирование орфографической грамотности у учеников 1 класса ЗПР.

    Проблема, над которой я работаю на уроках со своими учениками....

    Нетрадиционные приёмы формирования орфографической грамотности у учащихся младших классов

    Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные приёмы формирования орфографической грамотности.Цель данной статьи определить пути успешного о...