Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
УМК "Школа России"
Тема урока: обучающее изложение.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_russk_yaz_izlozhenie.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Галузина О.А.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: обучающее изложение.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста
Планируемые результаты:
Предметные:
- научить составлять план текста-повествования;
- писать изложение текста-повествования по плану;
- находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;
- применять на письме изученные правила орфографии;
- наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.
Личностные:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
- формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в живой и неживой природе;
- понимание причин успехов в учебе;
- формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные – воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.
- Коммуникативные – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
- Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
№ п/п | Этап урока | Методы, реализуемые на этапе | Действия учителя | Действия учащихся | УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1 | Организационный момент урока. Мотивация учебной деятельности | Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность | Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С малой удачи начинается успех!» Стимулирует на дальнейшую работу -Какое слово ключевое в этом высказывании? - Что необходимо для успешной работы на уроке ? | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Настраиваются на предстоящую работу. | Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные). |
2. | Самоопределение к деятельности. Постановка целей. | Метод проблемно –диалогический подводящий к теме диалог | Предлагает учащимся вспомнить, что такое изложение и что нужно для его успешного написания. Предлагает учащимся чтобы узнать, о ком будет текст, отгадать загадку: Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Бурелом для него царство, вспомнить, что знают об этом животном. | Определяют смысл предстоящей работы. Отгадывают загадку, вспоминают, что знают о лосях. | Самоопределение в целях учебной деятельности (регулятивные, коммуникативные) Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) |
3 | Работа по теме Подготовка к написанию изложения | Беседа с учащимися | Организует 1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном Упр. 213 (с. 120). - Прочитайте текст. - О ком он? - Определите тему текста. - Назовите его главную мысль. - Как можно озаглавить текст? Проверим, как внимательны вы были при чтении - Куда направлялся лось? - Как он вёл себя, почему? -Что сделал лось? -Что значит «зимнюю шапку ломает»? -Определите тип текста. 2. Составление плана - Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании? Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста? - Прочитайте первую (вторую, третью, четвертую) часть. - Озаглавьте. 3. Лексическую работу -Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. Как можно назвать лОся, чтобы не было повторов? Как Г. Скребицкий называет его рога? В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы. 4. Пересказ текста по частям и целиком | Осуществляют первичное целостное чтение текста. Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий. Составляют план текста. 1. Лось на поляне. 2. Лось сбрасывает рог. 3. Избавление от второго рога. 4. Лось с весной здоровается. Ищут возможность избежать повторов Лось-лесной великан, он. Рога- тяжелый головной убор, зимняя шапка Подбирают синонимы Огромный- большой, громадный, большущий. Чутко- внимательно. Зашагал- пошел, направился. Полез между- протиснулся. Пересказывают текст по частям и целиком. | Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждений Составление плана (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднеий (регулятивные). |
4 | Физкультминутка | Элемент здоровье- сберегающей технологии | Проводит физкультминитку Между елок, между сосен По лесочку бродят лоси, 1 За лосями мчатся волки, 2 Глазки-узенькие щелки, 3 Сам вожак к лосям подкрался – 4 Только без зубов остался! 5 | Выполняют движения 1. Ходьба на месте со скрещиванием рук. 2. Бег на месте 3. Повороты вправо-влево, ладошки у лба. 4. Поднимание коленей на месте. 5. Прыжок и приседание | |
5 | Работа по теме Подготовка к написанию изложения (продолжение) | Беседа с учащимися | Организует 5. Орфографическую подготовку -Слова с какими орфограммами встретились в тексте? Карточки (см. Приложение 1) Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем. 6. Повторное чтение текста | Работают в паре -вставляют пропущенные буквы в слова Проверяют проделанную работу совместно с учителем - по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы. Перечитывают текст. | Осознание опыта работы в паре, как ценности. (личностные) Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные). Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений (регулятивные). |
6 | Написание изложения и самопроверка | Самостоятельная работа учащихся | Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения. | Пишут изложение и осуществляют самопроверку. | Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль (регулятивные) |
7 | Итог урока Рефлексия | Беседа с учащимися | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке - Что мы делали сегодня на уроке? -Понравился ли текст, над которым мы работали? Оцените свою работу на уроке на листах самооценки. (см. Приложение 2) | Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки | Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях (личностные). |
8 | Домашнее задание | Составить и записать 3-4 предложения о поведении животных весной. Подчеркнуть глаголы, указать их число и время. |
Приложение 1
Карточка орфографической подготовки
Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание слов. |
Л_сной, п_ляна, выш_л, пост_ял, заш_гал, г_л_ ва, х_тел, вел_ кан, ств_лы, отв_лился, в в_твях, т_жёлый, г_в_рят, л_мает, в_сна. |
Стра__о, медле__о. |
Поле_, ро_, вдру_. |
Ч_тко, ч_щ_. |
Раскройте скобки - слитно или раздельно? |
(В)переди, (к)ним, (с)бросит,(с)брасывает, (не)обошёл, (у)него, (не)даром |
Обратите внимание, как пишутся слова. Написание каких из этих слов вы можете объяснить? |
П_том, б_р_зняк, об_ш_л, п_ш_л, _дин, вт_рой, з_стрял, пр_слуш_лся, р_сли, п_мат_вал, что-то, бу_то, зимн_ю, зд_ровае я |
Приложение 2
Оценочный лист _________________________________
В каждой строке выбери и отметь знаком + подходящий тебе ответ
1 | На уроке мне было | скучно | интересно | |
2 | Я работал на уроке | активно (отвечал на вопросы учителя) | пассивно (слушал ответы других) | |
3 | Я запомнил содержание рассказа | хорошо | не очень хорошо | |
4 | Я написал изложение | без грамматических ошибок | с грамматическими ошибками | |
5 | Я написанное изложение | проверил | не хотел проверять | не успел проверить |
6 | Своей работой на уроке я | доволен | не очень доволен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...
Технологическая карта урока русского языка. Изложение "Март в лесу"
Технологическая карта урока и презентация на тему "Март в лесу"...
Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст. Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...
Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")
Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Изложение"
Конспект урока русского языка в 3 классе ...
Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Обучающее изложение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения письменной речи – письменного пересказа прослушанного и зрительного воспри...
Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...