Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Алёна Борисовна Шныпикова

 

Тема урока

 

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

 

 

 

Цель

 

Формирование умений  писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

 

Тип урока

 

 

урок закрепление

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить знание "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

 

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

 

Ресурсы урока

 

 

Учебник 3класса, карточки для групповой работы

Методы обучения

 

 

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

ИКТ технология.

 

Формы организации познавательной деятельности

 

 

  • фронтальная; 
  • индивидуальная
  • групповая

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №8

Пушкинского района Санкт - Петербурга

        

Конспект открытого урока

русского языка

4Б класс

23 октября 2018 года

ТЕМА:  «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»                              

Учитель Шныпикова Алёна Борисовна

2018

Тема урока

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Цель

Формирование умений  писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Тип урока

урок закрепление

Задачи

Образовательные:

  • Закрепить знание "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Ресурсы урока

Учебник 3класса, карточки для групповой работы

Методы обучения

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

ИКТ технология.

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная;  
  • индивидуальная
  • групповая


Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Организаци-онное начало урока.

Фронтальная.

Слово учителя.

Проверьте своё рабочее место.  Желаю нам всем успешно потрудиться. Откроем тетради, запишем число,  сегодня 23 октября. Классная работа.

Ребята  у меня рассыпались буквы. Давайте, их найдём.

И так, где же мы их нашли?

Ж- же

Ш-ша

Ч-че

Щ-ща

Ь

Какая буква лишняя? Почему?

Потому что они согласные, а Ь звука не обозначает.

А согласные, еще какие? Шипящие

Какие функции выполняет мягкий знак?

Ь- показатель мягкости

Ь –разделительный мягкий знак

Организуют свое рабочее место.

Приветствуют учителя.

Поиск букв.

Диалог с учителем.

Фронтальный.

Самоопреде-ление к деятельности.

Минутка чистописания

Формулировка темы урока.

Работа по теме урока

Динамическая пауза.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Работа по учебнику.

Фронтальная.

Фронтальная.

Работа по учебнику.

Групповая

Давайте пропишем эти буквы.

Ж Ш Ч Щ,  Ь а мягкий пропишем до конца строки.

Но мягкий знак выполняет еще одну функцию, вы забыли о ней. Я вам о ней напомню. Послушайте сказку.

Сказка "Мягкий знак ищет слова"

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. И пошел он куда глаза глядят. Идёт он по дорожке и встретился ему красивый домик. Постучался он в этот домик, в этом домике жили слова : нож, плащ, шалаш.

Ребята, а вы знаете что это за слова?  Какие?

 Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха.
Опечалился Мягкий Знак. Побрёл дальше и видит снова домик в котором живут слова: ночь, мышь, печь, рожь.

Ребята, а это что за слова? Какие?

 Побрёл он к словам женского рода. Идёт и думает: " Женщины добрые. Они меня не прогонят". Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.
Про какую орфограмму говорится в сказке?

Попробуйте определить  тему урока?

«Мягкий знак, на конце имен существительных после шипящих»

Для того, чтобы нам вспомнить когда же пишется мягкий знак в именах существительных, откройте учебник на стр. 31 и прочитаем правило.

Так когда же пишется мягкий знак?

Какая же задача нашего урока?

Этим мы и будем заниматься.

Предлагаю вам разгадать кроссворд.

  • Как называется домик, сделанный из веток и соломы. (Шалаш)
  • Как называется, высокое болотное растение. (Камыш)
  • Что за серенький зверёк, Хвостик длинный, как шнурок,    Только кошку увидал,                         Сразу в норку убежал.        (Мышь)
  • Краска. (Гуашь)
  • Украшение с застёжкой, прикалываемое к одежде.

Обозначьте род имён существительных. Выделите орфограмму.

Игра «Делай так, а так не делай»

Вот для того, чтобы быть грамотным, нужно быть очень внимательными. Продолжим нашу работу.

Учебник стр.34№60

Нам нужно подобрать к каждому слову однокоренное имя существительное в единственном числе с шипящим звуком на конце слова... Указать над  именами существительными род. Записывать будем только имя существительное. Какие существительные называют однокоренными?

Товарищеский  -  товарищ (м. р.), 

ржаной  -  рожь (ж. р.), 

камышовый  -  камыш (м.р.), 

ночной  -  ночь (ж. р.), 

Остальные однокоренные слова, подберите самостоятельно.

кирпичный  -  кирпич (м.р.), 

лучистый  -  луч (м. р.), 

печной  -  печь (ж. р.), 

дрожащий  -  дрожь (ж. р.), 

плачущий  -  плач(м. р.), 

тихий  -  тишь (ж. р.) , 

лживый  -  ложь (ж. р.).

Проверим, по цепочке. Называйте, имя существительное и род.

Давайте поиграем. Я буду называть имена существительные с шипящим на конце слова. Если в слове есть мягкий знак, вы прыгаете и хлопаете над головой., если его нет – приседаете.

Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.

У вас на партах лежат конверты, в них рассыпались слова. Попробуйте из этих слов составить предложения.

Эти слова у меня есть на доске.

Давайте прочитаем слова в 1 строчке.

Прочитаем слова во 2 строке.

Прочитаем слова в 3 строке.

Вспомните, как пишется предложение? Разделитесь на команды по 3 человека.

Назовите орфограммы в 1, 2, 3 предложении.

Скажите, а что мы можем составить из этих предложений?

Текст. А что есть у каждого текста? Название. Как мы можем озаглавить этот текст? Лес.

Запишем 1 предложение.

Запишем 2 предложение.

Запишем 3 предложение.

Члены предложения.

Какова была цель нашего урока? Научиться писать имена существительные с шипящими на конце

- Достигли ли мы этой цели?

Что было легко? Что было трудно?

- Что понравилось?

Домашнее задание: придумайте и запишите 10 слов с изученной орфограммой. Орфограмму выделите.

Итоги.

- Сегодня на уроке самыми активными были ……

           -На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

Самостоятельная работа.

-

Это имена  существительные мужского рода

Это имена существительные женского рода.

Мягкий знак пишется  после шипящих в именах существительных женского рода.

Научимся писать мягкий знак в существительных после шипящих.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562124/1.gif

Один у доски, остальные пишут с новой строчки, с большой буквы.

Записывают в тетрадь.

Составление и запись предложений.

- Объясните написание выделенных слов. Определите их род..

1.ходили, лес, мальчики, часто, за, в, грибами.

2.они, в, зашли, глуш...,лесную, однажды,

3.журчал, в, ключ..., овраге, только.

Диалог с учителем. Самостоятельная работа.

Фронтальный

Фронтальный

Фронтальная. Индивидуальная.

Самооценка

кр.   зел.  жёл.

Самооценка

кр.   зел.  жёл.

Групповой

Самооценка

кр.   зел.  жёл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....