Словарные слова. Работа с орфографическим словарем. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Быкова Виктория Сергеевна

Это урок-путешествие. На данном урке обучающийся учится обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение и знакомится с правилами работы с орфографическим словарем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Словарные слова. Работа с орфографическим словарем».

Класс: 2

Цель

Учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение;

познакомить с правилами работы с орфографическим словарем.

Задачи

Образовательные: учить обнаруживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обозначение, т. е. предвидеть, прогнозировать орфограммы; пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; учить пользоваться орфографическим словарём

Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости через задания на узнавание и сравнение орфограмм, а также запоминанию правописания словарных слов, через организацию работы с орфографическим словарем.

Воспитательные: побуждать интерес к предмету через использование игровой технологии; способствовать воспитанию чувства взаимоуважения, взаимовыручки через организацию парной и групповой работы.

Формировать УУД:

- личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

- регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

- познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Планируемые результаты:

предметные: продолжить освоение понятия “непроверяемая орфограмма”, умение пользоваться орфографическим словарем для решения задач письма; использовать изученные орфографические правила при письме.

метапредметные: проверять себя и оценивать собственные достижения.

личностные: участвовать в построении обобщений.

Этапы

1.Организационный момент

Психологический настрой.

2.Актуализация опорных знаний и постановка целей и задач урока.

3.Усвоение новых знаний

- Знакомство с новым словарным словом.

-Работа с орфографическим словарем.

4.Физкультминутка

5.Практическое применение знаний

Контроль и коррекция. (дифференцированные задания)

6. Итог урока

Оценка и самооценка своей работы по оценочному листу.

7.Домашнее задание.

Ход урока

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Вы проверьте-ка, ребятки,

На столе-то все в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, тогда начнем урок,

Не теряя время, – в срок.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на корабле в страну Словарию. А чтобы назвать наш корабль, давайте выполним задание. Вам необходимо: собрать слово из имеющихся слогов, соотнести его с картинкой и наклеить все на лист. Группа, которая выполнит задание, просьба разместить свой ответ на доске.

  (арбуз берёза корова рисунок рябина сорока собака алфавит)

Но прежде, чем начнем, давайте вспомним как же надо работать в группах? (дружно, сообща, выслушивать мнение каждого, не перебивать друг друга)

Ребята, как же называется эта группа слов? Значит и корабль будет называться «Словарные слова» Почему эта группа слов так называется? А что нам необходимо знать и уметь, чтобы правильно писать такие слова?

Молодцы ребята!

Нам с вами предстоит справляться с трудностями, которые будут встречаться на нашем пути. Трудности мы будем преодолевать как в командах, так и по одному.

Готовы? Тогда в путь!!! (Музыка, шторм)

Наш корабль попал в шторм, чтобы шторм утих, нам надо разогнать тучи. Но тучи непростые, они с заданиями. Выполнив правильно задание, они будут исчезать

Чистописание

Тучка 1.  Откройте тетрадочки и запишите буквы, которым нельзя доверять. Это помогут вам сделать словарные слова в картинках

(Аа Оо  Ее Ии Яя)

Тучка 2. На какие 2 группы можно разделить эти буквы?

Тучка 3.  Запишите слоги с этими буквами, которые встречаются в наших словах.

бе  ко  мо  ри  ба    ло  ря   ток

Тучка 4. Зеленым карандашом поставьте точки под буквами, которые обозначают мягкие согласные звуки;

-синим карандашом поставьте точки под буквами, которые обозначают твердые согласные звуки

Молодцы!

Туча 5. Загадаю вам, ребятки, очень трудную загадку:

Туки-туки - Перестуки,

Если взял

Меня ты в руки,

Так не бей же

Как попало,

Чтоб по пальцу

Не попало.                        МОЛОТОК

 Какая проблема возникла? Где мы можем посмотреть написание этого слова?

Возьмите распечатку из словаря Ожегова , найдите слово МОЛОТОК.

Давайте его проговорим по слогам- орфографически.

Посмотрите на вторую строчку чистописания найдите эти слоги. Обведите их синим карандашом.

Пропишите его в тетради три раза, разделите его на слоги, поставьте ударение и подчеркните опасные места.

Молодцы ребята!

Тучка 6. На следующей строчке рассыпались слова.  Составьте из них предложение и запишите его в тетрадь.

мастерская лежать молоток в

Что мы можем рассказать об этом предложении?

Какая грамматическая основа в нем? Подчеркните ее. Какое словарное слово встретилось в этом предложении?

Молодцы.

Тучка 7. Словарные слова в картинках запишите в алфавитном порядке. (алфавит арбуз берёза корова рисунок рябина собака сорока)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища. У кого записано верно поставьте веселого смайлика, у кого допущено 1 или 2 ошибок –обычного, а у кого более двух – грустного.

Все тучи разогнали, пора и отдохнуть!!!

Дорога не тропинка, дорога не канава.

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись и друг другу улыбнись,

Топни правою ногой: раз, два, три,

Покачаем головой: раз, два, три,

Руки вверх ты подними и похлопай: раз, два, три

Отдохнули, поплыли дальше! Ой, наш корабль окружили пираты. Что нам делать?

(голос за кадром) Если вы хотите, чтобы мы вас отпустили, справьтесь с нашими заданиями.

Учебник стр.104

- прочитайте и составьте алгоритм действий при написании словарных слов.

-выполните упражнение №163 (по группам), используя алгоритм.

Алгоритм

1.Вспомнить букву (выбрать буку)

2.Сверить написание по словарю

Молодцы ребята!

Задание из МЭШ.

(тестовое)

Вы справились с испытаниями пиратов! Молодцы!

Держим путь к стране Словарии.

Смотрите, ребята, на нашем пути рифы. Нам нужно их  обойти!

Для детей с ОВЗ (ТНР)

 Распредели слова в две группы, вставь пропущенные буквы и запиши их в два столбика, выделяя орфограммы: с…бака, в..рона, к..рова, с..рока, в..р..бей, м..дведь.

Написание слов сверь со словарем.

Риф под №«5» выбирает, тот кто может справиться с очень сложным заданием.

Прочитай текст.

Уч..ники вошли в кла…., где у  доски стоял учит…ль. Сели за парты. Открыли т..тради и стали записывать …лф…вит.

Выпиши из текста словарные слова в алфавитном порядке, выделяя орфограммы.  

Обведи слова, в котором букв больше, чем звуков.

Спиши первое предложение и выдели грамматическую основу.

Написание слов сверь со словарем.

Риф под №«4» выбирают те, кому не по силам риф под №5.

 Запиши слова в алфавитном порядке, выдели орфограммы:

М…л..ко, п..тух, …зык, р…сунок, ябл…ня, гор..д, п..суда.

Обведи многозначное слово.

Написание слов сверь со словарем.

«3» выбирают те, кому не по силам риф под №5 и №4.

Запиши слова в алфавитном порядке, выдели орфограммы:

М…л..ко, п..тух, …зык, р…сунок, ябл…ня, гор..д, п..суда.

Написание слов сверь со словарем.

Вот путешествие и подошло к концу. Мы с вами в волшебной стране «Словарии»

Над какой темой мы работали сегодня весь урок?

Возьмите оценочные листы, заполните пропущенные слова и отметьте какому месту соответствуют ваши знания на данном пьедестале.

(Работают с оценочными листами)

Вставь пропущенные слова

______ _______- это слова с непроверяемым написанием, их следует ________ или проверить написание по ____________.

– Какие же слова в русском языке называются словарными?

– Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Совершенно верно, в нашей стране «Словарии» и живут словари!

(Чтение стихотворения)

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

(Домашнее задание говорит словарь)

На закрепление темы дома выполните следующее задание:

Стр.103 упр. №162, игровое задание из МЭШ

Примечание

Работа в группах.

Взаимопроверка

(парная работа)

Карточки Кларо

Выборочная проверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Словарные слова в ребусах 1-4 классы

Ребусы можно использовать как альтернативное домашнее задание, как дополнительное задание на уроке, для внеклассных мероприятий по предмету. Они помогают оживить, разнообразить урок, замотивировать уч...

Словарные слова с 1 по 4 класс.

Представлены все словарные слова с 1 по 4 класс....

работа с "Орфографическим словарем"

Работа с орфографическим словарем начинается в период обучения ребенка грамоте. Для успешного обучения у ребенка постоянно должна развиваться устная  и письменная речь, обогащаться словарный запа...