Рабочая программа по русскому языку 4 кл
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Эртине Зинаида Александровна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_kl.docx67.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цели обучения

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

•        освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

•        овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

•        формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

•        формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

•        развитие речи, мышления, воображения школьников;

•        формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;

•        освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•        овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

•        формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

  • Общая характеристика учебного предмета.

 Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработа в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

        Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным  литературным образованием и обучением чтению.

Обучение русскому языку в 4 классе основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом  курс русского языка 4 класса представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Основной целью обучения по русскому языку в 4 классе является формирование специальных умений и навыков по разделам программы «Фонетика», «Синтаксис», «Морфология», большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи, отработке навыков безошибочного списывания, письма под диктовку, повышение уровня грамотности, формированию общеучебных, коммуникативных умений на основе методик коллективного способа обучения и навыков различного контроля (самоконтроля, взаимоконтроля), а также развитию познавательных способностей и интересов учащихся, воспитанию гражданских качеств младшего школьника.

             Формирование чёткого, достаточно красивого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения рук, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

        Преобладание работы над письменной речью (её развитие  у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному. Индивидуализации и дифференциации обучения.

         Основные содержательные линии.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями и определены стандартом начального общего образования.

В 4 классе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики.

Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение».               Кроме основных разделов программы отводятс19 часов на развитие речи обучающихся.

  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Результаты освоения программы выпускниками начальной школы:

•        духовно-нравственное развитие учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций:

- семейной жизни;

- культурно-регионального сообщества;

- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

- российской гражданской нации;

- мирового сообщества;

•        интеграция духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в основные виды деятельности учеников: урочную, внеурочную и общественно-полезную.

  • Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по  программе Селиверстовой Г.М. из расчета  4 часа в неделю, 136 часов в год.  Каждый раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, отводятся 19 часов на развитие речи.

         Основными разделами программы являются темы: «Повторение изученного», «Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя существительное»,  «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 15 тем, которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего, в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска информации (в спра-вочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность призна-вать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определёние общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);

7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

 9) способность проверять написанное.

         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у школьников 4 класса элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений обучающих. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности обучающихся и оказанию различной помощи- карточки обучающего и развивающего характера, таблицы, технологические карты, словари, схемы – опоры. Для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся но уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся.

  В данной программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды проверок (диктанты,  взаимодиктант, тесты, работа по модульным карточкам, зачеты, сочинения, изложения)..

         Данная программа обеспечивает развитие учебной деятельности учащихся, дает возможность учителю переводить деятельность ученика с репродуктивного уровня до творческого, позволяет  углубленно изучать некоторые темы программы, использовать дифференцированный подход к обучению и развитию младшего школьника. Она ориентирована на формирование у детей целостного представления о родном языке, морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
                                   
Основное содержание предмета

Содержание предмета

Количество часов

1

Учись учиться. Фонетика и графика.

8

2

Орфография  

7

3

Лексика  

2

4

Золотое царство листопада.  Состав слова.    

10

5

Спасибо лету красному.  Предложение.  

4

6

Морфология.  Части речи. Имя существительное    

31

7

Здравствуй, матушка – зима!   Имя существительное. Местоимение.

4

8

Пойми живой язык природы. Части речи. Имя прилагательное.  

11

9

Недаром дети любят сказки. Притяжательные местоимения.  Имя числительное.

11

10

Школа безопасности здоровья и жизни.  Глагол.            

26

11

Всему начало – отчий дом.  Глагол.                

17

12

Опять весна душистая повеяла крылом.  Наречие.                  

4

13

Синтаксис.  

18

14

Добро по кругу.   Синтаксис.    

4

15

Повторение

4

Итого

136

  Основное содержание учебного предмета  (136 ч.)

Совершенствование умений и навыков воспринимать устную речь на слух, орфоэпически правильно произносить звуки, звукосочетания, а также правильно интонировать предложения.

Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить звуки и звукосочетания, отсутствующие в родном языке учащихся.

Закрепление умений и навыков членить слова на слоги.

Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить русские гласные в сильной и слабой позиции.

Совершенствование умений и навыков правильно произносить слова с безударными гласными при чтении. Совершенствование умений и навыков оформлять ритмомелодику русского слова.

Закрепление умений и навыков отождествлять в словах морфемы с гласными в слабой и сильной позиции, а также морфемы с беглыми гласными:
городагород, столы стол, леснойлес; сны сон, платки платок.

Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить русские согласные в сильной и слабой позиции.

Закрепление умений и навыков различать глухие и звонкие согласные.

Закрепление умений и навыков произносить звонкие согласные в конце слова и перед глухими (в позициях уподобления глухим согласным):
дед, рассказ, голубь, сказка.

Закрепление умений и навыков произносить глухие согласные перед звонкими (в позициях уподобления звонким согласным):
сделать, сбор, отдать.

Закрепление умений и навыков отождествлять в словах морфемы с оглушением и озвончением согласных.

Закрепление умений и навыков воспринимать и произносить твердые и мягкие согласные.

Совершенствование умений и навыков воспринимать и произносить твердые и мягкие шипящие согласные
ж, ш, ч, щ, а также звуки и и и.

Закрепление умений и навыков правильно читать слова с твердыми и мягкими шипящими согласными
ж, ш, ч, щ, а также с твердым глухим согласным ц: рожь, ешь, широкий, час, чудеса, щука, цирк.
* Закрепление умений и навыков воспринимать и произносить слова со стечением согласных. Закрепление умений и навыков произносить и читать слова с уподоблением согласных (оглушение, озвончение, смягчение, отвердение) в составе стечения согласных:
поезд, гвоздь.
* Закрепление умений и навыков произносить и читать слова с непроизносимыми согласными (по словарю-минимуму):
здравствуйте, поздно, чувство.
Лексика и словообразование
Активное овладение к окончанию начальной школы запасом слов с учетом их частотности, необходимости для усвоения содержания учебных предметов в I—IV классах и потребности младших школьников в общении.

Практическое овладение умениями и навыками членить русское слово на морфемы (корень, приставку, суффикс и окончание), осознавать значения морфем и образовывать производные слова изученных моделей словообразования по аналогии (с учетом наличия в словарном запасе не менее 3—5 слов с данными морфемами в качестве материала обучения).

Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова следующих словообразовательных моделей:

  • существительные с суффиксами -тель, -ник, -к-, -ниц-: питать — писатель, школа — школьник, артист — артистка, ученик — ученица; -ик,-ок(-ек): стол — столик, сад — садик, город—городок, замок — замочек; -ени-, -они-: делить — деление, дышать — дыхание; -ость: смелый — смелость, верный — верность; -ушк-(-юшк-), -ишк-: дед — дедушка, дядя — дядюшка, заяц — зайчишка; -чик, -щик: летать—летчик, барабан — барабанщик; -ечк-( -очк-): семя — семечко, лента—ленточка;

  • бессуфиксные существительные: бегать — бег, ходить—ход, обедать — обед, возить — воз;

  • сложные существительные с соединительными гласными и без них: пароход, самовар, землепашец, кинофильм, авиабилет, метеосводка, девятилетний.


Формирование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи производные слова новых словообразовательных моделей:

  • существительные с суффиксами -ист: машина—машинист, мотоцикл— мотоциклист; -иц-:'лиса—лисица, мастер—мастерица; -ец: петь — певец, мудрить — мудрец;
  • прилагательные с суффиксами -лив-: крик — крикливый, привет — приветливый; -чив-: забыть—забывчивый, находить — находчивый; -ев-(-ов-):клен — кленовый, поле — полевой.

Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять в речи:

  • прилагательные с суффиксами тН-: лес —лесной, школа — школьный; -ан-(-ян-): кожа — кожаный, лед—ледяной; -с/с-: море — морской, май —майский; -оньк-(-еньк-): мягкий—мягонький, легкий—легонький, хороший — хорошенький, веселый — веселенький;
  • глаголы с суффиксами -и-: косить, верить;- -а-: играть, работать;-е-: зеленый — зеленеть, красный — краснеть; -ну: шагать — шагнуть,толкать — толкнуть; -ыва-(-ива-), -ва-: глядеть—заглядывать, хвалить —расхваливать, запить — запивать;
  • наречия с суффиксом -о: быстрый — быстро, тихий — тихо;
  • существительные, прилагательные, наречия и глаголы с приставками
    в-(во-), вы-, до-, за-, из-(ис-), на-, над-, о-(об-), от-, пере-, по-, под-, пра-,при-, про-, раз-(рас-), с-, у-, не-: рассвет, пригорок, поездка, перелетный, загородный, влево, направо, издалека, прибежать, побежать, убежать, перебежать, пробежать, сбежать, избежать, выбежать, добежать, забежать, вошел, вышел, дошел, зашел, нашел, пошел, пришел, прошел, ушел.

Формирование умений и навыков образовывать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы с новыми приставками: без-(бес-), вз-(вс-): вздох, безрадостный, бесшумный, безрадостно, бесшумно, вздохнуть, вскрикнуть.
Морфология
Совершенствование умений и навыков понимать основные значения изученных частей речи (лексико-грамматических разрядов слов), а также правильно образовывать и употреблять в речи грамматические формы изменяемых частей речи.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Закрепление умений и навыков узнавать и понимать существительные (собственные и нарицательные) как слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы кто? что?
Совершенствование умений и навыков правильно. употреблять в речи существительные:

  • мужского рода на твердый согласный, на -а(-я), на мягкий согласный и шипящий;
  • женского рода на -а(-я), на мягкий согласный;
  • среднего рода на -о(-е).

Усвоение в словарном порядке рода наиболее употребительных несклоняемых существительных: пальто, кино, пианино, кофе, какао и др.
Закрепление умений и навыков различать и правильно употреблять в речи формы единственного и множественного числа существительных.
Совершенствование умений и навыков образовывать формы множественного числа следующих типов:

  • на -ы(-и) от существительных мужского и женского рода;
  • на -а(-я) от существительных среднего рода и от слов типа: ребенок —ребята, крестьянин — крестьяне, знамя—знамена;
  • с беглыми гласными: молоток — молотки, платок — платки.

Усвоение в словарном порядке форм множественного числа нерегулярных типов формообразования и с чередованием согласных от наиболее употребительных существительных: брат — братья, стул — стулья, перо — перья, город—города, поезд — поезда, ухо—уши.
Практическое усвоение существительных, употребляющихся только в единственном или только во множественном числе.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы существительных (одушевленных и неодушевленных) I, II и III склонения.
Совершенствование умений и навыков образовывать падежные формы существительных I и II склонения с основами, оканчивающимися на твердые и мягкие согласные. Усвоение особенностей склонения существительных с основами, оканчивающимися на г, к, х, мягкие и твердые шипящие и ц.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять падежные формы множественного числа.
ГЛАГОЛ
Закрепление умений и навыков узнавать глаголы как слова, обозначающие действия, понимать основные значения грамматических категорий глагола, образовывать и правильно употреблять в речи личные формы глагола и неопределенную форму.
Закрепление умений и навыков различать глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы
что делал? что делает? что будет делать?, и глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы что сделал? что сделает ?
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять личные формы настоящего времени глаголов I и II спряжения, а также наиболее употребительных разноспрягаемых глаголов
(бегу, бежишь, бегут) и глаголов, образующих личные формы с чередованием согласных (сидит сижу, любит люблю).
Закрепление умений и навыков образовывать и употреблять формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида.
Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи формы прошедшего времени глаголов совершенного вида с приставками:
делал сделал, шел пришел, ушел, вышел, зашел и т. д.
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы прошедшего времени в мужском роде без суффикса
-л (нес, вез); формы прошедшего времени с суффиксом -ну (прыгнул, шагнул). Усвоение умений и навыков понимать формы прошедшего времени, утрачивающие суффикс -ну: потухнуть потух, исчезнуть исчез.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы будущего сложного времени глаголов несовершенного вида:
буду читать, будешь читать.
Совершенствование умений и навыков различать формы настоящего и будущего простого времени:
пишу (что делаю?)напишу (что сделаю?).
Совершенствование умений и навыков образовывать личные формы будущего простого времени по аналогии с формами настоящего времени:
пишу напишу, пишешь напишешь, пишет напишет.
Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на
-и: читает читай, играет играй, поет пой.
Закрепление умений и навыков понимать, образовывать и употреблять формы повелительного наклонения на
-и: сидит сиди.
Усвоение в словарном порядке форм повелительного наклонения на -ь: сядь,
встань.

Совершенствование навыка образовывать формы множественного числа повелительного наклонения:
сиди сидите, играй играйте, сядь сядьте.
Усвоение глаголов на
-ся(-съ) и правил употребления -ся (после согласных) и -сь (после гласных).
Закрепление умений и навыков различать неопределенную форму и личные формы глагола.

*ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Закрепление умений и навыков узнавать прилагательные как слова, обозначающие признаки предметов.
Закрепление умений и навыков образовывать формы косвенных падежей от прилагательных с основами на твердые и мягкие согласные, а также от прилагательных смешанного склонения.
Закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Совершенствование умений и навыков образовывать падежные .формы притяжательных прилагательных на
-ий типа: лисий, волчий.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять краткие формы качественных прилагательных в роли сказуемого.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы сравнительной степени прилагательных:

  • аналитические: громкий более (менее) громкий',
  • синтетические: длинный длиннее, белый белее.

Усвоение наиболее употребительных форм сравнительной степени с чередованием согласных: высокий выше, низкий ниже, громкий громче, близкий ближе.
Совершенствование умений и навыков употреблять аналитические и синтетические формы сравнительной степени в предложении.

^ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Закрепление умений и навыков понимать и употреблять количественные числительные.
Закрепление умений и навыков образовывать и употреблять количественно-именные сочетания с числительными
один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять и т. д.
Совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять формы косвенных падежей количественно-именных сочетаний с простыми, сложными и составными числительными.
Закрепление умений и навыков обозначать неопределенное количество при помощи слов
много, мало, несколько.
Формирование умений и навыков понимать и употреблять дробные числительные.
Совершенствование умений и навыков понимать, образовывать и употреблять в речи падежные формы порядковых числительных (по аналогии с образованием и употреблением падежных форм прилагательных).

МЕСТОИМЕНИЕ
Закрепление умений и навыков понимать вопросительные местоимения
кто? что? как вопросы о предмете, какой? чей? как вопросы о признаке предмета.
Закрепление умений и навыков употреблять местоимения
он, она, оно, они, я, ты, мы, вы в именительном и косвенных падежах.
Закрепление умений и навыков употреблять формы возвратного местоимения
себя, себе, собой, о себе.
Закрепление умений и навыков употреблять формы косвенных падежей местоимений 3-го лица с предлогом и без предлога:
его у него, ее у нее, ей с ней, их без них.
Закрепление умений и навыков понимать и употреблять притяжательные местоимения
мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-му лицу.
Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять местоимения:

  • указательные: этот, тот, такой;
  • определительные: сам,-самый, весь, всякий, каждый;
  • отрицательные: никто, ничто, никакой;
  • неопределенные: некоторый, кто-то, что-то, какой-то, чей-то,
    кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь
    и т. д.


НАРЕЧИЕ
Закрепление умений и навыков употреблять в речи обстоятельственные вопросительные наречия
как? где? куда? откуда? почему? зачем? и включение в речь учащихся новых слов (наречий), имеющих обстоятельственное значение.
Закрепление умений и навыков образовывать наречия на
от прилагательных: быстрый быстро, легкий легко, красивый красиво, громкий громко, веселый весело.
Формирование элементарных умений устанавливать словообразовательные связи наречий с предложными и беспредложными формами существительных и с прилагательными:
весна весной, вечер вечером; перед впереди, вперед; левый слева, налево.
Совершенствование умений и навыков образовывать антонимы при помощи приставки
не-: быстро небыстро, красиво некрасиво.
Закрепление и обогащение умений и навыков употреблять в речи формы сравнительной степени наречий:
громче говорить, быстрее бежать.

^ СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА

Закрепление умений и навыков понимать и употреблять в речи около 25—30 наиболее употребительных предлогов для выражения объектных и обстоятельственных отношений:
в, на, у, около, возле, вокруг, из, с, от, о, об, для, за, перед, над, под, без, к, про, по, сквозь, мимо, между, через, до, после, из-за, из-под, при.
Закрепление умений и навыков понимать значения и употреблять в простом и сложном предложении одиночные союзы
и, а, или, но.
Совершенствование умений и навыков понимать простые и сложные предложения с союзами
да, однако, повторяющимися союзами и и, ни ни, сопоставительными союзами не только но и, как так и.
Совершенствование умений и навыков понимать смысловые отношения, выражаемые в сложноподчиненном предложении наиболее употребительными подчинительными союзами и относительными местоимениями:
что, как, чтобы, который, так как, потому что, когда, хоть, чей, где, куда, откуда, сколько.
Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять частицы
вот, даже, ведь, именно, почти, приблизительно, ровно, точно, чуть, лишь, разве, только, хотя бы.
Совершенствование умений и навыков понимать и употреблять предложения с отрицанием
не при различных частях речи, а также отрицательную частицу не (не высокий, а низкий) и приставку не- (невысокий, то есть низкий).

МЕЖДОМЕТИЕ

Совершенствование умений и навыков использовать в речи встречавшиеся в текстах для классного и внеклассного чтения междометия и звукоподражания. Формирование общих представлений об особенностях употребления наиболее частотных междометий и звукоподражаний русского языка.
Синтаксис
Обогащение и обобщение умений и навыков ориентироваться в синтаксических отношениях и связях слов в составе предложения и определять вид синтаксических отношений между словами при помощи вопросов.

Усвоение структурных типов простого нераспространенного двусоставного и односоставного предложения:

  • двусоставного предложения с простым глагольным сказуемым;
  • двусоставного предложения с составным глагольным сказуемым и связкой, обозначающей процесс действия в его течении: начал, кончил, продолжается и т. д.;
  • двусоставного предложения с составным именным сказуемым с именной частью, выраженной существительным в форме именительного или творительного падежа без предлога, и связкой, выраженной глаголами быть, становиться, делаться, казаться, называться,
  • наиболее употребительных типов безличных предложений: Жарко. Мне смешно;
  • номинативных предложений: Зима. Вот река.

Усвоение умений и навыков распространять простое предложение при помощи конструкций:

  • «глагол + существительное (местоимение, количественно-именное сочетание) в формах косвенных падежей с предлогами и без них»;
  • «глагол (в личной форме) + неопределенная форма глагола»;
  • «глагол + наречие»;
  • «существительное + прилагательное»;
  • «прилагательное + наречие меры и степени»;
  • «числительное + существительное»;
  • «существительное + существительное в родительном падеже».

Совершенствование умений и навыков определять синтаксические отношения между словами, а также строить синтаксические конструкции с управлением и согласованием.
Совершенствование умений понимать и строить предложения с союзной и бессоюзной связью однородных членов.
Совершенствование умения осложнять предложения обращениями, утверждениями и отрицаниями, наиболее употребительными вводными словами и междометиями.
Совершенствование умения понимать сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения.
Совершенствование умения интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.

^ Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
*
Обучения грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
*
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
обозначение гласных после шипящих (ча — ща,
чу — щу, жи — ши);
*прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
* раздельное написание слов;
*
перенос слов по стогам без стечения согласных;
*знаки препинания в конце предложения.

^ Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

^ Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания
жи — ши, ча—ща, чу—-щу1 в положении под ударением;
сочетания
чк — чн, чт, щн,
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ь и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных
(ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ья, -ье, -мя, ~ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных; » раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании
-ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов
с другими словами; •знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания в предложениях с однородными членами.

^ Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений
в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам.
^ Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов н антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):
изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

К. концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу
с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

- умения писать
в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).

 Требования  к уровню подготовки

К концу 4 класса обучающиеся научатся:

•        признаки простого и сложного предложения;

•        признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);

•        признаки однородных членов предложения;

•        лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;

•        признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;

•        признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

•        простое и сложное предложение;

•        главные и второстепенные члены предложения;

•        лексика – грамматические признаки изученных частей речи;

•        типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

•        производить синтаксический разбор предложения;

•        расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

•        устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

•        разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;

•        безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)

•        правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.                

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся           научаться распознавать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

          получат возможность научиться:

     •    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст

(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,

проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;

звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь

после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,

раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце

предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

•         производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,

приставку, суффикс;

•        подбирать однокоренные слова разных частей речи;

•        распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

•        изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

•        изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;

•        изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;

•        распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

•        устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

•        распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

•        производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

•        интонационно правильно произносить предложения;

   •        писать изложения в 60 - 75 слов по коллективно (или самостоятельно)

составленному плану;

•        определять тему и основную мысль текста;

•        делить текст на части, соблюдать красную строку;

•        устанавливать связь между частями текста;

•        устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

•        озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

•        распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

   • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного

характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   •   адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

   •   работы со словарем (алфавит);

   •   соблюдения орфоэпических норм;

   •   создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

    •   овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Оценка достижения планируемых результатов

     «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока  (выводится поурочный балл),  при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения

Пятибалльная система оценивания строится на основе «Положение о промежуточной аттестации школьников» и «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09. 1980г.)

Оценка письменных работ  по русскому языку

Оценка диктантов.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса.

Нормы оценивания диктантов                                                         

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические +2 пунктуационные;

- 1 орфографическая +3 пунктуационные;

- 0 орфографических + 4 пунктуационные

- 4

орфографические +4 пунктуационные;

- 3орфографические +5 пунктуационных;

- 6 орфографических +6 пунктуационных (если есть  однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографических + 9 пунктуационных;

- 8 орфографических + 6 пунктуационных.

Словарный

0

1-2

3-4

До 7

Оценка дополнительного задания к диктанту

 В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 2.

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту      

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий

Правильно выполнено не менее Ѕ заданий

Не выполнено более половины заданий

Критерии оценивания сочинений изложений                                           

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

- соответствие содержания работы заявленной теме;

- полнота раскрытия темы;

- наличие фактических ошибок;

- Последовательность изложения.

- разнообразие лексики и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов

Число допущенных ошибок:

- орфографических;

- пунктуационных;

- грамматических.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей

В сочинении:

Искажение имевших место событий, неточное  воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат

- нарушение последовательности в высказывании;

- отсутствие связи между частями  сочинения (изложения) и между предложениями;

- неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

- раздробление одной микротемы другой микротемой;

- несоразмерность частей  высказывания или отсутствие  необходимых частей;

- перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

- неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Нормы оценивания сочинений и изложений                                  

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении  сохранено не менее 70 %

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием  синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается

1 негрубая орфографическая или

1 пунктуационная или

1 грамматическая ошибка

«4»

1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные отклонения от темы.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной  выразительностью.

6. Допускается не более  2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

- 2 орфографические +2 пунктуационные+3 грамматические ошибки;

- 1 орфографическая+3 пунктуационные+3 грамматические ошибки;

- 0 орфографических+4пунктуационных +3 грамматические ошибки.

В любом случае количество г

«3»

1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы.

2. работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

- 0 орфографических+5-7 пунктуационных ( с учётом повторяющихся и негрубых);

-1 орфографическая+4-7 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

- 2орфографические+3-6 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

-3 орфографические+5 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

-4 орфографические+4 пуктуационных+4 грамматические ошибки;

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2.  Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее 50) исходного текста.
  3.  Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует заявленному плану.
  4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
  5.  Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов.

Допускаются:

- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

- 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.  

«1»

Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

                   

                        Количество  контрольных и творческих работ

Названия работ

За год

1

Диктанты

2

Развитие  речи

 Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

  1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Русский язык» (в  двух частях).  Учебник для 4 класса начальной школы.  1-ое издание. Допущено Министерством образования и науки Республика Тыва  Кызыл, 2011г., 2012г..
  2. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Рабочая тетрадь»  к учебнику «Русский язык» для 4 класса тувинских школ (в  двух частях). 1-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РТ Кызыл, 2011г.

    Список литературы для учителя:

    1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Русский язык» (в  двух частях).  Учебник для 4 класса начальной школы.  1-ое издание. Допущено Министерством образования и науки Республика Тыва  Кызыл, 2011г.
  1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Рабочая тетрадь»  к учебнику «Русский язык» для 4 класса тувинских школ (в  двух частях). 1-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РТ Кызыл, 2011г.
  2. Поурочные разработки
  3. Методическое пособие
    для учащихся: 

1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Русский язык» (в  двух частях).  Учебник для 4 класса начальной школы.  1-ое издание. Допущено Министерством образования и науки Республика Тыва  Кызыл, 2011г., 2012г..

  1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова «Рабочая тетрадь»  к учебнику «Русский язык» для 4 класса тувинских школ (в  двух частях). 1-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки Республика Тыва  Кызыл, 2011г., 2012г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...