Мастер-класс "Фразеология - душа всякого национального языка"
презентация к уроку по русскому языку

Кашапова Зульфия Камилевна

Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса,в ней вовсе отсутствуют фразеологизмы - средства выразителности языка.Это связано с тем,что дети отдают предпочтение информационным технологиям,нежели чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кашапова Зульфия Камилевна учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Суккулово

Слайд 2

Идиомы – это фразы, Смысл которых между строк. Вы поймёте это сразу, Если варит котелок.

Слайд 3

Речь младших школьников отличается скудностью словарного запаса, в ней вовсе отсутствуют фразеологизмы – средства выразительности языка. Это связано с тем, что дети отдают предпочтения информационным технологиям, нежели чтению художественной литературы. Чтобы восполнить этот пробел, я решила обратиться к теме «Фразеология». Актуальность

Слайд 4

Цель: Показать эффективность использования фразеологизмов в собственной речи учеников в начальной школе . Задачи: * Формировать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи . *Обогащать словарный запас . *Воспитывать интерес к русскому языку, культуре речи . Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах , проведя определённую работу . « Нет слова, которое так замашисто , бойко вырвалось бы из -под самого сердца, так бы кипело и животрепетало , как метко сказанное слово.» Н.В. Гоголь

Слайд 5

Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы ? Большинство фразеологизмов пришло из народной речи: кривить душой, рукой подать, себе на уме… Из речи людей разных профессий: разделать под орех (столяр), заварить кашу (повар), как рукой сняло (доктор)… Многие фразеологизмы родились в художественной литературе, библейских сказаниях, мифологии и уже потом пришли в язык. Например: манна небесная, домоклов меч, мартышкин труд, тришкин кафтан. Их называют крылатыми выражениями или афоризмами. История возникновения

Слайд 6

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению . Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов: phrasis ( фрасис ) – выражение, оборот речи и logos (логос) – слово, понятие, учение. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Фразеология отличается замечательными достоинствами: она придает нашей речи образность, эмоциональность, лаконичность, ярко выражает национальное своеобразие языка. Именно поэтому фразеологизмы так широко используются в художественных произведениях мастеров слова, в публицистике как яркое стилистическое средство.

Слайд 9

Художники- ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые я вам дам. «Вставлять палки в колеса» «Как кот наплакал» «как снег на голову » «вешать лапшу на уши » «делать из мухи слона » «лететь стрелой » « держать в ежовых рукавицах » «глаза разбежались» Работа по группам Писатели - ваша задача написать сочинение, в котором вы используете следующие фразеологизмы: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; попасться на удочку; одним духом ;морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать . «Искатели» Где пословица зарыта?. Уха(1),капуста(2),фара(2),халат(2),глагол(3),коза(2),велосипед(3),веник(2),имя(1).

Слайд 10

Пантомима

Слайд 12

Соревнование «Кто больше?» Запишите как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, ухо, глаза, зуб, язык, рука, нога. Например: потерять голову, отвечать головой, держать нос по ветру, остаться нос к носу, как бельмо на глазу, смотреть чужими глазами, развесить уши, скалить зубы, не сходить с языка, идти в ногу, из рук вон плохо, как без рук, сбиться с ног Этап осмысления

Слайд 13

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: 1)Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть) 2)О полной тишине (слышно, как муха пролетит) 3)О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка) 4)Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился) 5)О забывчивости, о плохой памяти (голова как решето) 6)О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении (сел в галошу) ,

Слайд 14

Упражнение «До свидания!» Желаю вам не топтаться на одном месте, а всегда быть открытыми к новым возможностям ! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...

Всякая душа празднику рада

Зимняя викторина для учащихся начальных классов. Во вступлении содержится информация об истории праздника, загадки, конкурсы....

Игра "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Игровой классный час, посвященный профессиям наших мам....

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны….»

Конспект занятия, посвященное "Дню Матери", относится к разделу "Знакомство с окружающим миром", знакомство с профессией домохозяйка.Для детей 3 класса с ОВЗ....

"Мамы всякие нужны,мамы всякие важны"

Нет, наверное, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. Праздник - День матери - постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не говорили н...

Мамы всякие важны, мамы всякие нужны....

Материал подготовлен для учащихся 3-х классов....

Классный час в 1 классе "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Классный час в 1 классе "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"  с участием родителей и учащихся. Где родители совместно с ребенком выполняют интересные задания....