Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk3.docx100.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа им. П. П. Грицая ст. Солдатской»

Прохладненского муниципального района

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО

с заместителем директора по УВР

приказом №_______

протокол №____ от        «____»____2017г.

«____»_____________2017г.

от «____»__________2017г.

Руководитель МО

________ Джепарова М.А.

Заместитель директора по УВР ___________ Евсейченко М.С

Директор ОУ

______ Герасименко Т. Л.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА (базовый уровень)

учителя начальных классов I квалификационной категории 

ст. Солдатская

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

I. Место учебного предмета в учебном плане.

1.Об учебной программе.

     Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённому приказом Минобрнауки России  от 06 октября 2009г.№373  и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МКОУ "СОШ им. П.П.Грицая ст. Солдатской"

2.О количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 136 часов в год (4 часа  в неделю).

Количество часов в год – 136.                                                                                                        

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в I четверти – 36.

Количество часов во II четверти – 28.

Количество часов в III четверти – 40.

Количество часов в IV четверти – 32

За год:

 Контрольных диктантов -  10

Контрольное списывание - 2

Развитие речи:

             Изложения – 5

             Сочинения - 2

Словарных диктантов - 17

II. Используемый учебно- методический комплект.

1) Учебником  В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс (с приложением на CD-диске) - М. «Просвещение», 2017 г.;  

2) Рабочей тетрадью на печатной основе В.П. Канакиной  «Русский язык» 3 класс в 2-х частях - М. «Просвещение», 2018 г.

3) Контрольно-измерительными  материалами / Составитель Никифорова В.В. Русский язык 3 класс/  - М. Издательство «Вако», 2014 г.

III.Планируемый результат освоение учебного предмета.

1.Цели и задачи, основные принципы.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена

  • на развитие и совершенствование содержания образования и на его реализацию в учебном процессе,  изложенных в Образовательной программе начального общего образования,
  • на развитие познавательной сферы,
  • на развитие коммуникативной сферы (групповые и дифференцированные формы работы с классом, способствующие формированию культуры речи, общения; участие в проектной деятельности);
  • на развитие здоровьесберегающих навыков (деятельностный подход, физкультминутки на уроках, организация динамических пауз, спортивные игры);
  • на развитие ИКТ-компетенций (выполнение тренировочных упражнений с детьми на компьютере и интерактивной доске, демонстрация презентаций  по отдельным темам).

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

Данный предмет входит в образовательную область «Филология».

Изучение русского языка в начальной школе строится в следующих направлениях:

Виды речевой деятельности

Слушание.  Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие

звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,

определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.  Выбор  языковых  средств  в  соответствии  с  целями  и  условиями

общения  для  эффективного  решения  коммуникативной  задачи.  Практическое  овладение

диалогической  формой  речи.  Овладение  умениями  начать,  поддержать,  закончить

разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими

высказываниями  в  соответствии  с  учебной  задачей  (описание,  повествование,

рассуждение).  Овладение  нормами  речевого  этикета  в  ситуациях  учебного  и  бытового

общения  (приветствие,  прощание,  извинение,  благодарность,  обращение  с  просьбой).

Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.  Понимание  учебного  текста.  Выборочное  чтение  с  целью  нахождения

необходимого  материала.  Нахождение  информации,  заданной  в  тексте  в  явном  виде.

Формулирование  простых  выводов  на  основе  информации,  содержащейся  в  тексте.

Интерпретация  и  обобщение  содержащейся  в  тексте  информации.  Анализ  и  оценка

содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо.  Письмо  букв,  буквосочетаний,  слогов,  слов,  предложений  в  системе

обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических

требований  к  этому  виду  учебной  работы.  Списывание,  письмо  под  диктовку  в

соответствии  с  изученными  правилами.  Письменное  изложение  содержания

прослушанного  и  прочитанного  текста  (подробное,  выборочное).  Создание  небольших

собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,

литературных  произведений,  сюжетных  картин,  серий  картин,  просмотра  фрагмента

видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика.  Звуки  речи.  Осознание  единства  звукового  состава  слова  и  его

значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,

различающихся одним или несколькими звуками.

Различение  гласных  и  согласных  звуков,  гласных  ударных  и  безударных,

согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог  как  минимальная  произносительная  единица.  Деление  слов  на  слоги.

Определение места ударения.

Графика.  Различение  звука  и  буквы:  буква  как  знак  звука.  Овладение

позиционным  способом  обозначения  звуков  буквами.  Буквы  гласных  как  показатель

твердости  –  мягкости  согласных  звуков.  Функция  букв  е,  е,  ю,  я.  Мягкий  знаккак

показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение.  Формирование  навыка  слогового  чтения  (ориентация  на  букву,

обозначающую  гласный  звук).  Плавное  слоговое  чтение  и  чтение  целыми  словами  со

скоростью,  соответствующей  индивидуальному  темпу  ребенка.  Осознанное  чтение  слов,

словосочетаний,  предложений  и  коротких  текстов.  чтение  с  интонациями  и  паузами  в

соответствии  со  знаками  препинания.  Развитие  осознанности  и  выразительности  чтения

на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство  с  орфоэпическим  чтением  (при  переходе  к  чтению  целыми  словами).

Орфографическое  чтение  (проговаривание)  как  средство  самоконтроля  при  письме  под

диктовку и при списывании.

Письмо.  Усвоение  гигиенических  требований  при  письме.  Развитие  мелкой

моторики  пальцев  и  свободы  движения  руки.  Развитие  умения  ориентироваться  на

пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение  начертанием  письменных  прописных  (заглавных)  и  строчных  букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением  гигиенических

норм.  Овладение  разборчивым,  аккуратным  письмом.  Письмо  под  диктовку  слов  и

предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов

и последовательности правильного списывания текста.

Понимание  функции  небуквенных  графических  средств:  пробела  между  словами,

знака переноса.

Слово  и  предложение.  Восприятие  слова  как  объекта  изучения,  материала  для

анализа.

Наблюдение над значением слова.

Различение  слова  и  предложения.  Работа  с  предложением:  выделение  слов,

изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное

написание слов;

обозначение  гласных  после  шипящих  (ча  –  ща,  чу  –  щу,жи–  ши);  прописная

(заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слога м

без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие  речи.  Понимание  прочитанного  текста  при  самостоятельном  чтении

вслух  и  при  его  прослушивании.  Составление  небольших  рассказов  повествовательного

характера  по  серии  сюжетных  картинок,  материалам  собственных  игр,  занятий,

наблюдений.

Систематический курс

Фонетика  и  орфоэпия.  Различение  гласных  и  согласных  звуков.  Нахождение  в

слове  ударных  и  безударных  гласных  звуков.  Различение  мягких  и  твердых  согласных

звуков,  определение  парных  и  непарных  по  твердости  –  мягкости  согласных  звуков.

Различение  звонких  и  глухих  звуков,  определение  парных  и  непарных  по  звонкости  –

глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный  –

согласный;  гласный  ударный  –  безударный;  согласный  твердый  –  мягкий,  парный  –

непарный; согласный звонкий

–  глухой,  парный  –  непарный.  Деление  слов  на  слоги.  Ударение,  произношение

звуков  и  сочетаний  звуков  в  соответствии  с  нормами  современного  русского

литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости

согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление  соотношения  звукового  и  буквенного  состава  слова  в  словах  типа

стол,  конь;  в  словах  с  йотированными  гласными  е,е,ю,  я;в  словах  с  непроизносимыми

согласными.

Использование небуквенных  графических  средств:  пробела  между  словами,  знака

переноса, абзаца.

Знание алфавита:  правильное  название  букв,  знание  их

последовательности.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.  Понимание  слова  как  единства  звучания  и  значения.  Выявление  слов,

значение  которых  требует  уточнения.  Определение  значения  слова  по  тексту  или

уточнение  значения  с  помощью  толкового  словаря.  Представление  об  однозначных  и

многозначных  словах,  о  прямом  и  переносном  значении  слова.  Наблюдение  за

использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав  слова.  Овладение  понятием  «родственные  (однокоренные)  слова».

Различение  однокоренных  слов  и  различных  форм  одного  и  того  же  слова.  Различение

однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,

суффикса.  Различение  изменяемых  и  неизменяемых  слов.  Представление  о  значении

суффиксов  и  приставок.  Образование  однокоренных  слов  с  помощью  суффиксов  и

приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена

собственные.  Различение  имен  существительных,  отвечающих  на  вопросы  «кто?»  и

«что?».  Различение  имен  существительных  мужского,  женского  и  среднего  рода.

Изменение  существительных  по  числам.  Изменение  существительных  по  падежам.

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных

и  смысловых  (синтаксических)  вопросов.  Определение  принадлежности  имен

существительных  к  1,  2,  3-му  склонению.  Морфологический  разбор  имен

существительных.

Имя  прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных

по  родам,  числам  и  падежам,  кроме  прилагательных  на  -ий,  -ья,  -ов,  -ин.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение.  Общее  представление  о  местоимении.  Личные  местоимения,

значение  и  употребление  в  речи.  Личные  местоимения  1,  2,  3-го  лица  единственного  и

множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол.  Значение  и  употребление  в  речи.  Неопределенная  форма  глагола.

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение

глаголов  по  временам.  Изменение  глаголов  по  лицам  и  числам  в  настоящем  и  будущем

времени  (спряжение).  Способы  определения  I  и  II  спряжения  глаголов  (практическое

овладение).  Изменение  глаголов  прошедшего  времени  по  родам  и  числам.

Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог.  Знакомство  с  наиболее  употребительными  предлогами.  Функция

предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие

предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис.  Различение  предложения,  словосочетания,  слова  (осознание  их

сходства  и  различий).  Различение  предложений  по  цели  высказывания:

повествовательные,  вопросительные  и  побудительные;  по  эмоциональной  окраске

(интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение

главных  и  второстепенных  членов  предложения.  Установление  связи  (при  помощи

смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами

без союзов и с союзами  и,  а,  но. Использование интонации перечисления в предложениях

с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография  и  пунктуация.  Формирование  орфографической  зоркости,

использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в

слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; сочетания чк –чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная  буква  в  начале  предложения,  в  именах  собственных;  проверяемые

безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;

непроверяемые  гласные  и  согласные  в  корне  слова  (на  ограниченном  перечне

слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий  знак  после  шипящих  на  конце  имен  существительных  (ночь,  нож,  рожь,

мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных

на-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного

числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки  препинания  в  конце  предложения:  точка,  вопросительный  и

восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие  речи.  Осознание  ситуации  общения:  с  какой  целью,  с  кем  и  где

происходит общение.

Практическое  овладение  диалогической  формой  речи.  Выражение  собственного

мнения,  его  аргументация.  Овладение  основными  умениями  ведения  разговора  (начать,

поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого

этикета  в  ситуациях  учебного  и  бытового  общения  (приветствие,  прощание,  извинение,

благодарность,  обращение  с  просьбой),  в  том  числе  при  общении  с  помощью  средств

ИКТ.  Особенности  речевого  этикета  в  условиях  общения  с  людьми,  плохо  владеющими

русским языком.

Практическое  овладение  устными  монологическими  высказываниями  на

определенную  тему  с  использованием  разных  типов  речи  (описание,  повествование,

рассуждение).

Текст.  Признаки  текста.  Смысловое  единство  предложений  в  тексте.  Заглавие

текста. Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная  работа  над  структурой  текста:  озаглавливание,  корректирование

порядка предложений и частей текста (абзацев).

План  текста.  Составление  планов  к  данным  текстам.  Создание  собственных

текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство

с жанрами письма и поздравления.

Создание  собственных  текстов  и  корректирование  заданных  текстов  с  учетом

точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;  использование в

текстах синонимов и антонимов.

Знакомство  с  основными  видами  изложений  и  сочинений  (без  заучивания

определений):  изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;

сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

2. Планируемый результат.

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные УУД

            Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

              Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

            Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Предметные

Раздел «Фонетика и графика»

Ученик научится:

–  различать звуки и буквы;

–  характеризовать  звуки  русского  языка:  гласные  ударные/безударные;

согласные  твердые/мягкие,  парные/непарные  твердые  и  мягкие;  согласные

звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

–  пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв

в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой  информации в различных словарях

и справочниках.

Выпускник  получит  возможность  научиться  пользоваться  русским  алфавитом  на

основе  знания  последовательности  букв  в  нем  для  упорядочивания  слов  и  поиска

необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Получит возможность научиться:

–  соблюдать нормы  русского и  родного  литературного  языка в собственной

речи и оценивать соблюдение этих  норм в речи собеседников (в объеме представленного в

учебнике материала);

–  находить  при  сомнении  в  правильности  постановки  ударения  или

произношения  слова  ответ  самостоятельно  (по  словарю  учебника)  либо  обращаться  за

помощью к учителю, родителям и  др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Ученик научится:

–  различать изменяемые и неизменяемые слова;

–  различать родственные (однокоренные) слова и формы  слова;

–  находить  в  словах  с  однозначно  выделяемыми  морфемами  окончание,

корень, приставку, суффикс.

Получит возможность научиться

–  выполнять  морфемный  анализ  слова  в  соответствии  с  предложенным

учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

–  использовать  результаты  выполненного  морфемного  анализа  для  решения

орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Ученик научится:

–  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

–  определять  значение  слова  по  тексту  или  уточнять  с  помощью  толкового

словаря

–  подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Получит возможность научиться:

–  подбирать  антонимы  для  точной  характеристики  предметов  при  их

сравнении;

–  различать  употребление  в  тексте  слов  в  прямом  и  переносном  значении

(простые случаи);

–  оценивать уместность использования слов в тексте;

–  выбирать  слова  из  ряда  предложенных  для  успешного  решения

коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Ученик научится:

–  распознавать грамматические признаки слов;

–   с  учетом  совокупности  выявленных  признаков  (что  называет,  на  какие

вопросы  отвечает,  как  изменяется)  относить  слова  к  определенной  группе  основных

частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Получит возможность научиться:

–  проводить  морфологический  разбор  имен  существительных,  имен

прилагательных,  глаголов  по  предложенному  в  учебнике  алгоритму;  оценивать

правильность проведения морфологического разбора;

–  находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,

предлоги  вместе  с  существительными  и  личными  местоимениями,  к  которым  они

относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Ученик научится:

–  различать предложение, словосочетание, слово;

–  устанавливать  при  помощи  смысловых  вопросов  связь  между  словами  в

словосочетании и предложении;

–  классифицировать  предложения  по  цели  высказывания,  находить

повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

–  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

–  находить  главные  и  второстепенные  (без  деления  на  виды)  члены

предложения;

–  выделять предложения с однородными членами.

Получит возможность научиться:

–  различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения,

обстоятельства;

–  выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор

простого  предложения  (по  членам  предложения,  синтаксический),  оценивать

правильность разбора;

–  различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

–  применять правила правописания (в объеме содержания курса);

–  определять  (уточнять)  написание  слова  по  орфографическому  словарю

учебника;

–  безошибочно списывать текст;

–  писать  под  диктовку  тексты  в  соответствии  с

изученными правилами правописания;

–  проверять  собственный  и  предложенный  текст,  находить  и  исправлять

орфографические и пунктуационные ошибки.

Получит возможность научиться:

–  осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

–  подбирать примеры с определенной орфограммой;

–  при  составлении  собственных  текстов  перефразировать  записываемое,

чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

–  при  работе  над  ошибками  осознавать  причины  появления  ошибки  и

определять  способы  действий,  помогающие  предотвратить  ее  в  последующих

письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Ученик научится:

–  оценивать  правильность  (уместность)  выбора  языковых

и  неязыковых  средств  устного  общения  на  уроке,  в  школе,

в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

–  соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного

общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

–  выражать собственное мнение и аргументировать его;

–  самостоятельно озаглавливать текст;

–  составлять план текста;

–  сочинять  письма,  поздравительные  открытки,  записки  и  другие  небольшие

тексты для конкретных ситуаций общения.

Получит возможность научиться:

–  создавать тексты по предложенному заголовку;

–  подробно или выборочно пересказывать текст;

–  пересказывать текст от другого лица;

–  составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных

типов речи: описание, повествование, рассуждение;

–  анализировать  и  корректировать  тексты  с  нарушенным  порядком

предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

–  корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

–  анализировать последовательность собственных действий при работе над

изложениями и сочинениями и соотносить  их с разработанным алгоритмом; оценивать

правильность  выполнения  учебной  задачи:  соотносить  собственный  текст  с  исходным

(для  изложений)  и  с  назначением,  задачами,  условиями  общения  (для  самостоятельно

создаваемых текстов);

–  соблюдать нормы речевого  взаимодействия при интерактивном общении

(sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • Названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
  • Название и определения частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
  • Название и определения главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды) членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  • Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текс (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс.
  • Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы.
  • Производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова.
  • Производить морфемный разбор ясных по составу слов. Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
  • Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений).
  • Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам.
  • Интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации.
  • Вычленять в предложении основу и словосочетания.
  • Производить элементарный синтаксический разбор предложения.
  • Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста.
  • Определять тип текста.
  • Писать изложение и сочинение (60 – 75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
  • исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.

3.Система контроля, оценивания.

  • Устный контрольный самоконтроль.
  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам
  • Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
  • Контрольное списывание
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)

Контрольные работы включают в себя:

I ч

II ч

III ч

IV ч

Год

2

2

3

3

10

Письменное развитие речи включает в себя:

Вид работы

I ч

II ч

III ч

IV ч

Год

Изложение

1

1

1

2

5

Сочинение

-

-

2

-

2

Проекты исследований включают в себя:

 урока

Тема проекта

№ 28

Рассказ о слове

№ 40

Семья слов

№ 64

Составляем орфографический словарик

№ 85

Тайна имени

№ 92

„Зимняя" страничка

№ 108

Имена прилагательные в загадках

Объём письменных работ  в 3 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

Контрольные диктанты

Письмо по памяти

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие

10 - 15 слов

45 - 55 слов

20 - 30 слов

50 - 60 слов

2 полугодие

12 - 15слов

55 -60 слов

30 - 35 слов

60 - 65 слов

Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание,  диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д. ),  тесты,  обучающие изложения и сочинения. Тексты по содержанию подбираются с учётом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.

Кроме коллективных  форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.

В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв,  поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку)  

Сроки проведения контрольных работ

Входной контроль – для  определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам 2 класса (сентябрь)

Промежуточный контроль – для  определения уровня формирования предметных УУД  по изученным темам (декабрь);

Итоговый контроль – для  сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования  (апрель – май).

Форма проведения контрольных работ

Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по  русскому языку.

 Слова с непроверяемыми написаниями

Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, мороз, Москва, народ, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

IV.  Содержание  учебного предмета

Тема №1.   Язык и речь (2 часа)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Тема №2.  Текст, предложение, словосочетание (9 часов)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания  учащиеся должны:

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации

-  члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Развитие речи.

  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
  • составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку;
  • интонационно правильно произносить предложения.

Контроль:

  • контрольный работа – 1 час;
  • словарный диктант – 1 час.

Тема №3.Слово в языке и речи (18 часов)

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.                                                                                                                                               

Развитие речи.

  • Подробное изложение с языковым анализом текста.

Контроль:

  • изложение  – 1 час;
  • словарный диктант – 2 часа;
  • проект «Рассказ о слове» - 1 час.

Тема №4. Состав слова (17 часов).

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.

Знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

Уметь:

  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • правильно писать гласные и со согласные в приставках.

Развитие речи.

  • интонационно правильно произносить предложения.

Контроль.

  • контрольная работа – 2 часа;
  • словарный диктант – 2 часа;
  • проект "Семья слов" – 1 час.

Тема №5. Правописание частей слова (22 ч)

Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Знать:

  • правила проверки корневых орфограмм;

Уметь:

  • правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
  • писать слова с разделительным Ъ;

Развитие речи.

  • интонационно правильно произносить предложения.

Контроль.

  • контрольная работа – 1 часа;
  • изложение – 1 часа;
  • словарный диктант - 3 часа
  • проект"Составляем орфографический словарь" - 1 час.

Тема №6. Части речи (65 часов).

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

Уметь:

  • -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по
    родам.

Контроль:

  • контрольная работа –  5 часов;
  • изложение – 2 часа;
  • сочинение – 2 часа;
  • словарный диктант - 7 часов;
  • списывание - 2 часа;
  • проект"Имена прилагательные в загадках";  "Зимняя страничка";  "Тайна имени"  – 3 часа.

Тема №7. Повторение изученного за год(8 часов).

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

  • части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  • члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

 Уметь:

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  • производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  • подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  • изменять имена существительные по числам;
  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  • изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  • распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  • устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  • распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  • производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • устанавливать связь между частями текста;
  • устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  • составлять устный ответ-рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарём (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Контроль:

  • контрольная работа –  1 час;
  • изложение – 1 часа;
  • словарный диктант – 1 час.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

9

3

Слово в языке и речи

18

4

Состав слова

14

5

Правописание частей  слова

22

6

Части речи

64

Повторение

7

Итого:

136 часов


V.Календарно -  тематическое планирование

№ п/п

№ п/п раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

1 ЧЕТВЕРТЬ (32 часа)

Язык и речь (2 ч)

1.

1.1

Наша речь. Виды речи.

1

03.09

2.

1.2

Наш язык.

1

04.09

Текст. Предложение. Словосочетание (9 ч.)

3.

2.1

Текст. Типы текстов.

1

05.09

4.

2.2

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания.

1

07.09

5

2.3

Виды предложений по  интонации.

1

10.09

6.

2.4

Предложение с обращением.

Словарный диктант №1.

1

11.09

7.

2.5

Главные и второстепенные члены предложения.

1

12.09

8.

2.6

Главные и второстепенные члены предложения.

1

14.09

9.

2.7

Простое и сложное предложение.

1

17.09

10.

2.8

Контрольный диктант № 1 по теме "Предложение"

1

19.09

11.

2.9

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

21.09

Слово в языке и речи (18 ч)

12.

3.1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 

1

18.09

13.

3.2

Синонимы и антонимы.

1

24.09

14.

3.3

Омонимы.

Словарный диктант №2.

1

25.09

15.

3.4

Слово и словосочетание. 

1

26.09

16.

3.5

Фразеологизмы. 

1

28.09

17.

3.6

Р/р: Обучающее изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка».

1

1.10

18.

3.7

Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное

1

02.10

19.

3.9

Имя прилагательное.

1

03.10

20.

3.10

Глагол.

1

05.10

21.

3.11

Что такое числительное?

1

08.10

22.

3.12

Однокоренные слова.

1

09.10

23.

3.13

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

10.10

24.

3.14

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Словарный диктант №3.

1

12.10

25.

3.15

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

15.10

26.

3.16

Разделительный мягкий знак.

1

16.10

27.

3.17

Разделительный мягкий знак.

1

17.10

28.

3.18

Проект "Рассказ о слове".

1

19.10

Состав слова (14 ч)

29.

4.1

 Что такое корень слова?

1

22.10

30.

4.2

Как найти в слове корень? Словарный диктант №4.

1

26.10

31.

4.3

Сложные слова. 

1

5.11

32.

4.4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

6.11

33.

4.5

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

7.11

34.

4.6

Контрольный диктант  № 2 по теме "Слово в языке и речи"

1

23.10

35.

4.7

Работа над ошибками. Значения приставок.

1

24.10

36.

4.8

Что такое суффикс?

1

9.11

2 ЧЕТВЕРТЬ (32  часа)

ЗВУКИ И БУКВЫ (28 ч)

37.

4.9

Как найти в слове суффикс?

1

12.11

38.

4.10

Значения суффиксов.

1

13.11

39.

4.11

Что такое основа слова? Словарный диктант №5

1

14.11

40.

4.12

Проект "Семья слов".

1

16.11

41.

4.13

Обобщение  знаний о составе слова. 

1

18.11

42.

4.14

Контрольный диктант № 3 по теме "Слово".

1

19.11

Правописание частей  слова (22 ч)

43.

5.1

Работа над ошибками.

В каких значимых частях речи есть орфограммы?

1

20.11

44.

5.2

Правописание слов с безударными  гласными в корне. 

1

21.11

45.

5.3

Правописание слов с безударными  гласными в корне. 

1

23.11

46.

5.4

Правописание слов с безударными  гласными в корне. 

1

26.11

47

5.5

Р/р: Обучающее изложение с элементами сочинения «Лебеди»

1

27.11

48.

5.6

Работа над ошибками.. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

28.11

49.

5.7

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

30.11

50.

5.8

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Словарный диктант №6.

1

03.12

51.

5.9

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

04.12

52.

5.10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

05.12

53.

5.11

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

07.12

54.

5.12

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

10.12

55.

5.13

Правописание суффиксов и приставок.

1

11.12

56.

5.14

Правописание суффиксов и приставок.

Словарный диктант №7.

1

12.12

57.

5.15

Правописание суффиксов и приставок. 

1

14.12

58.

5.16

Правописание приставок и предлогов.

1

17.12

59.

5.17

Контрольный диктант № 4 по теме "Правописание частей слова".

1

18.12

60.

5.18

Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

19.12

61.

5.19

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

21.12

62.

5.20

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

Словарный диктант №8.

1

24.12

63.

5.21

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

25.12

64.

5.22

Проект "Составляем орфографический словарь".

1

26.12

3 ЧЕТВЕРТЬ (40  часов)

Части речи (65 ч)

65.

6.1

Части речи.

1

11.01

Имя существительное (29 ч)

66.

6.2

Имя существительное и его роль в речи.

1

14.01

67.

6.3

Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.

1

15.01

68.

6.4

Р/р: Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану «Мал, да удал».

1

16.01

69.

6.5

Работа над ошибками. Одушевленные и неодушевлённые имена существительные.

1

18.01

70

6.6

Собственные и нарицательные имена существительные.

Словарный диктант №9.

1

21.01

71.

6.7

Проект "Тайна имени"

1

22.01

72.

6.8

Контрольный диктант № 5 по теме " Имя существительное".

1

23.01

73.

6.9

Работа над ошибками. Число имён существительных

1

25.01

74.

6.10

Число имён существительных.

1

28.01

75.

6.11

Род имён существительных. Словарный диктант №10.

1

29.01

76.

6.12

Род имён существительных.

1

30.01

77

6.13

Контрольное списывание №1.

1

01.02

78.

6.14

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

1

04.02

79.

6.15

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

1

05.02

80.

6.16

Падеж имён существительных. Что такое склонение имён существительных?

1

06.02

81.

6.17

Падеж имён существительных.

Склонение имён существительных.

1

08.02

82.

6.18

Р/р Контрольное сочинение по картине И.Я. Билибина "Иван -царевич и лягушка-квакушка"

1

11.02

83.

6.19

Работа над ошибками. Именительный падеж.

1

12.02

84.

6.20

Родительный падеж.

1

13.02

85.

6.21

Дательный падеж.

Словарный диктант №11.

1

15.02

86.

6.22

Винительный падеж.

1

18.02

87.

6.2

Творительный падеж.

1

19.02

88.

6.24

Предложный падеж.

1

20.02

89.

6.25

Все падежи.

1

22.02

90.

6.26

Р/р: Обучающее сочинение по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

1

25.02

91.

6.2

Работа над ошибками. Обобщение знаний по падежам.

1

26.02

92.

6.28

Проект "Зимняя страничка"

1

27.02

93.

6.29

Контрольный  диктант № 6 по  теме "Имя существительное"

1

01.03

Имя прилагательное (15 ч)

94.

7.1

Работа над ошибками. Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

04.03

95.

7.2

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

05.03

96.

7.3

Роль прилагательных в тексте. Словарный диктант №12.

1

06.03

97.

7.4

Текст -описание. Отзыв по картине  М. А. Врубеля "Царевна-лебедь".

1

8.03

98.

7.5

Род имён прилагательных.

1

11.03

99.

7.6

Контрольное списывание №2.

1

12.03

100.

7.7

Изменение имён прилагательных по родам. 

1

13.03

101.

7.8

Число  имён прилагательных.

Словарный диктант № 13.

1

15.03

102.

7.9

Число  имён прилагательных.

1

18.03

103.

7.10

Контрольный диктант № 7  по  теме " Имя прилагательное"

1

19.03

104.

7.11

Работа над ошибками. Обобщение знаний. 

1

20.03

105.

7.12

Изменение имён прилагательных по  падежам.

1

22.03

4 ЧЕТВЕРТЬ (32  часа)

106.

7.13

Изменение имён прилагательных по  падежам.

1

01.04

107.

7.14

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

1

02.04

108.

7.15

Проект  "Имена прилагательные в загадках"

1

03.04

Местоимение (5 ч)

109.

8.1

Личные местоимения.

1

05.04

110.

8.2

Изменение личных местоимений по родам.

1

8.04

111.

8.3

Местоимение.

1

9.04

112.

8.4

Контрольный диктант  № 8 по теме «Местоимение».

1

10.04

113.

8.5

Работа над ошибками. Обобщение знаний о местоимении. 

1

12.04

Глагол (15ч)

114.

9.1

Значение и употребление глагола в речи.

1

15.04

115.

9.2

Значение и употребление глагола в речи.

1

16.04

116.

9.3

Неопределённая форма глагола.

1

17.04

117.

9.4

Число глаголов.

Словарный диктант №15.

1

19.04

118.

9.5

Времена глаголов.

1

22.04

119.

9.6

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. 

1

23.04

120.

9.7

Изменение глаголов по временам.

1

24.04

121.

9.8

Р/р: Контрольное  изложение «Лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается»

1

26.04

122.

9.9

Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.

1

29.04

123.

9.10

Род глаголов в прошедшем времени.

1

30.04

124.

9.11

Род глаголов в прошедшем времени.

Словарный диктант №16.

1

03.05

125.

9.12

Правописание частицы не с глаголами.

1

06.05

126.

9.13

Правописание частицы не с глаголами.

1

07.05

127.

9.14

Контрольный диктант  № 9 по теме «Глагол».

1

08.05

128.

9.15

Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. 

1

10.05

ПОВТОРЕНИЕ (8 ч)

129.

10.1

Части речи.

1

13.05

130.

10.2

Р/р: Обучающее изложение «Соловьиное гнездышко» (упр.242)

1

14.05

131.

10.3

Работа над ошибками.. Обобщение изученного о слове и предложении.

1

15.05

132.

10.4

Правописание окончаний имён прилагательных.

Словарный диктант №17.

1

17.05

133.

10.5

Правописание приставок и предлогов.

1

20.05

134.

10.6

Итоговый контрольный диктант № 10.

1

21.05

135.

10.7

Работа над ошибками. Правописание безударных гласных.

1

22.05

136.

10.8

Правописание значимых частей слов.

1

24.05

ИТОГО:

136

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...