Занятие внеурочной деятельности в клубе "Эрудит" "Занимательные фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Гордеева Ирина Викторовна

Занятие внеурочной деятельности в клубе "Эрудит" по теме "Занимательные фразеологизмы" 3 класс. В начале занятия перед учащимися ставится проблемная ситуация, которую они разрешают в течении всего занятия. Ребята работают в группах, для выполнения заданий используют фразеологические словари, иллюстрации.На занятии используется технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Итог занятия - игра "Что? Где? Когда?" обобщает знания учащихся по теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vneurochnoy_deyatelnosti.docx51.22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности «Эрудит» 3 класс.

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: закреплять  понятие  «фразеологизмы».

Задачи:

  1. образовательная: наблюдать за  значением   фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся;
  2. развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, речь, языковое чутьё, интерес к предмету русского языка у учащихся;
  3. воспитывающая: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка, учить оценивать поступки людей с нравственной позиции.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

формирование положительного отношения и интереса к изучению  русского языка, понимания причин собственной успешности  (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;

метапредметные:

регулятивные УУД:

использование на практике простейших правил планирования своей деятельности, формирование понимания, что цель любой деятельности связана с конечным результатом.

познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, развитие умения получать, перекодировать, фиксировать информацию в различных формах

коммуникативные УУД:

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, допускать  возможность существования у людей различных точек  зрения.

Технологии:

  • проблемного обучения;
  • информационно-коммуникационная.  

Методы и приёмы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • частично-поисковый;
  • проблемный.

Оборудование:

1. Презентация для игры «Что? Где? Когда?».

2. Раздаточный материал: карточки с заданиями  для  работы в группах, фразеологические словари.

3. Демонстрационный материал: карточки с фразеологизмами, карточки для составления интеллект-карты,  карточки для проведения рефлексии.

Ход  занятия:

Этап.   Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Этап мотивации к деятельности

Учитель:- Сегодня на занятии присутствуют гости. Поприветствуем их.

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Ирина Викторовна, Лёня бегал по школе, сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Лёня, всё как об стенку горох.

- Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Назовите их.

сломя голову - очень быстро, стремительно.

путался под ногами – мешался.

куда глаза глядят-в неопределенном направлении, куда попало.

русским языком – ясно, понятно.

как об стенку горох - бесполезно говорить, советовать.

Всем, всем добрый день.

(Вбегают 2 ученика: Эмилия и Лёня)

Дети называют, учитель на доску карточки с фразеологизмами.

II. Актуализация знаний, целеполагание

Учитель:- Итак, открываем  заседание в клубе «Эрудит».

- Ребята, если мы сегодня не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как оно закончится.

- Что значит «не  сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?

-Как на уроке  будем работать?

Желаю вам «Ни пуха, ни пера!»

- Что имеют в виду, когда так говорят?

-Как называют такие слова?

- Это и будет  тема заседания (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)- на доску

- Попробуйте   сформулировать цель,   восстановите предложения:

     

                                   

                                   

                                     что такое фразеологизмы

- Если будем  активно, с пользой   работать, то урок пройдёт  быстро.

- «Желаю удачи!»

-Фразеологизмы.

 

 

Цель:

-вспомнить, что такое фразеологизмы;

- узнать значение фразеологизмов;

- учиться употреблять фразеологизмы в речи.

(Учитель на доске соединяет слова в предложения).

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель: - Вспомните, что такое фразеологизмы.

- Ещё не зная, что такое фразеологизмы, мы активно используем их в речи. Откуда взялось слово фразеологизм?  

-Устойчивые обороты речи

- Слово фразеологизмы пришло из древ-греч. языка.

Фразеологизм произошло от слова (от греческого «фразис» - выражение + «логос» - наука, учение, слово).

 (составление интеллект-карты)

IV. Открытие новых знаний.

Проблемный вопрос. Экскурс в историю языка.

Учитель: А знаете ли вы, как  появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний (например, собака, съесть….), но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания  и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами.

- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

-Учитель: А вы знаете, что значит «собаку  съел(а)»?

-Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.),   значит¸ приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком -  либо деле.

Исследование.

-Сегодня я предлагаю вам продолжить наше исследование и расширить знания о фразеологизмах. Работать будем в группах.

- Отправляемся в Лингвистическую лабораторию.  

- Выберите название вашей группы.    

- Выполните задания в конверте.

  (   № 1 – общее для всех групп)    

              Группа №1

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Свободное с/с        лексич. знач. каждое слово                 Фразеологизм

                                 всё выражение

                                 прямое или переносное значение

                                 только переносное

                               

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики)

Группа №3

Цель: выяснить, какую роль в речи играют фразеологизмы.

Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

   Я проснулся ни свет ни заря. На душе  кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

  ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

  хоть кол на голове теши.

    Слова для справок: 

     неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

Творческая лаборатория.

Написать мини-сочинение, используя фразеологизмы

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)

- Приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. Но не во всех ситуациях уместно употреблять фразеологизмы. В научной и деловой речи нужна точность, а в разговорной речи и художественной литературе – образность. Например, в протоколе о драке не встретишь выражения как  кошка с собакой, в отчёте о работе столовой – пальчики оближешь.

V. Закрепление пройденного и применение полученных знаний.

Я приглашаю вас на игру «Что? Где? Когда?», в которой  вы сможете применить, полученные знания.

1) Лягушка полетела вниз головой на землю. (Лягушка полетела вверх тормашками на землю. )

- Замените фразеологизмом. Из какого произведения это предложение? Кто его автор?

2) Отгадайте, что это:

Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела.

3) Подберите к картинке фразеологизм.

4) Что в чёрном ящике:

Её берут в рот, когда молчат. Ей нельзя разлить неразлучных друзей.

5) Вспомните фразеологические обороты, в которых упоминаются названия животных.

6) В каком предложении нет фразеологического оборота?

Сам я стараюсь с ними держаться на дружеской ноге.

Он объявил им, что ноги не будет в их доме.

Девочка сидела на диване, поджав ноги.

Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.

Выходят по 1 ученику из каждой группы.

Учитель рассказывает, а по 1 ученику из каждой группы демонстрируют (конструируют деталь).

  ( , I,  ).    Ф

Собака, съесть.

Собаку съесть.

Вывод: Фразеологизмы – это неделимые сочетания, состоящие из 2-х или более слов, но по значению равны одному слову.

  • Ума палата
  • Стреляный воробей
  • Семи пядей во лбу

№ 1.

Цель: выяснить, где можно  узнать значение фразеологизмов, найти значение, объяснить его.

Вывод: Лексическое значение в словосочетании имеет каждое слово, а во фразеологизме всё выражение. Слова можно употреблять и в прямом, и в переносном значении, а фразеологизмы только в переносном.

Вывод: Слова во фразеологизме заменять нельзя, эти обороты надо запоминать.

Вывод: фразеологизмы придают речи образность, выразительность, особую меткость и остроту.

Я проснулся рано. На душе скверно. Пошёл  к Винтику, долго бездельничал, еле-еле. Вернулся усталый. Съел кое-как суп. Тут неожиданно свалился Пилюлькин. Он сильно сердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Одинаковое задание для всех групп.

Вывод: Уместно употреблять фразеологизмы. 

«Лягушка-путешественница», В.Гаршин.

Нос.

Считать ворон (бездельничать)

Вода.

Волк, слон, индюк.

Девочка сидела на диване, поджав ноги.

Физкультминутка.

– Покажите часть тела:

  1. их нельзя класть в рот (пальцы);
  2. они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);
  3. ими машут, как мельница (руки);
  4. он длинный и без костей (язык);
  5. ими щелкают от голода (зубы);
  6. его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);
  7. не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);
  8. с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);
  9. её можно потерять (голову);
  10. их нужно держать на макушке (уши).

VIII. Подведение итогов урока. Оценка работы уч-ся.

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, зачем в речи нужны фразеологизмы?

- Русский язык очень богат фразеологизмами. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. 

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

     И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

    Сегодня на уроке  не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или считал ворон!

        Молодцы, ребята!

    Спасибо за работу!

Получите заслуженную медаль.

- Фразеологизмы – это украшение нашей речи.

Встают возле таблички.

Достают из конверта медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"

Занятие внеурочной деятельности "Умники и умницы" "Сундучок занимательных заданий"...

Разработка открытого занятия внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" по русскому языку.

Выявление знания о жилом помещении (о доме, квартире). Ориентация учащихся по домашнему адресу....

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является  закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыко...

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"

Проект занятия по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика» на тему "Весёлый счёт"с использованием активных методов обучения.Интегрир...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык»

Технологическая карта  занятия внеурочной деятельности по курсу «Занимательный русский язык». Тема "В стране Перевертундии". 4 класс...

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности 4 класс "Занимательная грамматика"

КТП 4 класс Внеурочная деятельность младших школьников "Занимательная грамматика"...