Конспект урока по русскому языку с применением стратегий смыслового чтения по теме: "Предложный падеж имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Воробьева Татьяна Анатольевна

В конспекте урока по русскому языку "Предложный падеж имени существительного" предлагаю использовать такую стратегию смыслового чтения, как создание кластера. Данная стратегия, на мой взгляд, наиболее просто и доступно помогает систематизировать полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении); познакомить с окончаниями имен существительных в предложном падеже, развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

3 .Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

4.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

5.Развивать умение работать в парах.

6.Воспитывать навык самостоятельности.

7.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, портрет девочки с карточками, интерактивная доска, презентация

Ход урока.

  1. Организация класса.  

Актуализация знаний, умений.

Проверка изученного материала.    

Итак, Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

 

Проверка: Слайд 5

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

-У кого-то были ошибки?

- Оцените свою работу

     

  III. Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.     Слайд 6

-Прослушайте пожалуйста слова Великого  русского

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

                                                       (М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»? Когда нам нужно узнать толкование какого-нибудь слова, к какому словарю мы обращаемся?

- Давайте Обратимся к Толковому Словарю Ожегова. Слайд 7

(Награда –  1. То, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности;2. Благодарность за что-нибудь; А для нас награда - новые открытия, знания о языке.)            

- Вот мы сегодня и отправимся с вами за новыми открытиями и знаниями.

III. Чистописание    Слайд 8

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили.

Сядьте прямо, не кривитесь,

За работу все возьмитесь.

Запишите все число,

Классная работа.

- Наш урок начинается с минутки чистописания.

П п (согласный, глухой, парный)

письмо

Павел писал о ласковом солнышке.

- С какой буквой мы будем работать?

- Что вы о ней знаете? (Дети дают ответы)

- Что написано на второй строчке? (слово)

- Сколько слогов слове?  2

- Сколько в этом слове букв и звуков? Докажите?

- Какой частью речи является это слово?

- Как изменяются имена существительные? (род, число, падеж)

- Посмотрите на третью строчку. Прочитайте её.

- Назовите грамматическую основу. К какой части речи относится каждое слово?

- Оцените свою работу

  IV. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 

- Ребята! Какую тему мы сейчас изучаем по русскому языку? (Падежи)

Сколько падежей вы знаете? Для чего нужны они?

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах. Тему нашего урока, т.е. с каким падежом мы будем знакомиться, вы скажите сами.

Что вы заметили? 

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

?

кластер- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имени сущ)        

- Что мы уже знаем о П.п? (вопросы) .) 

V. Формулирование цели и задач урока.  

- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже, вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.) 

- Оцените свою работу

 

VI .Работа  по теме урока.

- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.

Слайд 12 - Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова.

Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

     Михаил Васильевич Ломоносов был первым русским ученым – естество- испытателем, литератором, историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? (думать)

Знакомство с предложным падежом.

Стихотворение о П.п.  

  1. Работа  в паре определить роль в предложении    

1. Роль в предложении   - Составьте два предложения.

- Найдите основу предложения.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.

- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.)

кластер

2.Предлоги  

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

Слайд 15

Перед вами листочки, на них записано задание. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

     

    Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……               корона

Буду с ней сидеть на …..   трон

Я мечтаю о ……    слон

Чтоб кататься при ….    луна

Я мечтаю о …   серёжки

Я мечтаю о …  сапожки

Вечерами в ….    полумгле

Я мечтаю об ….   орёл

Буду с ним летать на ….   воля

Буду я учиться в ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже      предложный

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Выделите окончания им.сущ в ед.ч. в П.п .  Сделайте вывод . кластер

- Оценили свою работу

  1. Физминутка.

-Вы наверное устали? Значит пришло время отдохнуть нашим глазкам.. Слайд16

VII. Закрепление изученного. 

Откройте учебник на стр._55  Упр. 99.,

- Назовите окончания имен существительных в предложном падеже.

- Как проверить написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже?

- Какие слова можно подставить? Закрепление  изученного.   кластер

- Мне бы хотелось, чтобы вы показали, как запомнили падежи.

  1. Работа с  карточкам. . Указать падеж.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, работал на почте.

-Чему вы научились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они научились находить имена сущ. в форме П.п).

2. Тест. Слайд 20

Если слово в Предложном падеже  – обводите букву в столбике «да» – если  в других, то «нет».

                                     

                                                 Да                 Нет

1 нырнул в воду                      о                    м

2 играют в воде                       о                    к

3 сидел на берегу                    л                    п

4 отъехал  от берега                и                    о

5 скользят по воде                   ч                    д

6 скрылась в глубине              е                    н

7 жить на острове                   ц                    й

- Оценили свою работу

  1. Итог урока

- Что нового узнали?

- Давайте вспомним цели урока.

Можем ли мы теперь ответить на все вопросы?

Домашнее задание: упр. 100

XIII. Рефлексия.  

- Узнал (а)…

- Понял (а)….

- Научился (а)….

- Могу себя похвалить за то, что…

 


Приложения к уроку

И.п.

И.п.

Р.п.

Р.п.

Д.п.

Д.п.

В.п.

В.п.

Т.п.

Т.п.

?

?

И.п.

И.п.

Р.п.

Р.п.

Д.п.

Д.п.

В.п.

В.п.

Т.п.

Т.п.

?

?

И.п.

И.п.

Р.п.

Р.п.

Д.п.

Д.п.

В.п.

В.п.

Т.п.

Т.п.

?

?

И.п.

И.п.

Р.п.

Р.п.

Д.п.

Д.п.

В.п.

В.п.

Т.п.

Т.п.

?

?

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю ……               корона

Буду с ней сидеть  …..   трон

Я мечтаю ……    слон

Чтоб кататься  ….    луна

Вечерами ….    полумгле

Я мечтаю  ….   орёл

Буду с ним летать ….   воля

Буду я учиться  ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……  ……….падеже      предложный

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

Т Е С Т_________________________

                                     Да                 Нет

1. нырнул в воду           о                    м

2 .играют в воде            о                    к

3 .сидел на берегу         л                    п

4 .отъехал  от берега     и                    о

5 .скользят по воде       ч                    д

6 .скрылась в глубине   е                    н

7. жить на острове         ц                    й

кластер

http://www.openclass.ru/sites/default/files/article/2009/12/sh1_jpg_68551.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. " Развитие умения писать падежные окончания в именах существительных"

Урок -рефлексии по теме "Развитие умения писать слова с изученной орфограммой" Урок построен с учетом требований ФГОС. К уроку прилагается презентация....

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о падежах имен существительных».

Урок русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний о падежах имен существительных» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком общеметодологической н...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Единственное и множественное число имен существительных"

Урок русского языка. 2 класс.  По теме: "Единственное и множественное число имен существительных"  по учебнику В.П. Канакина В.Г. Горецкий Цель: познакомить учащихся с понятиями : единс...

Конспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами и окончаниями имён существительных 1, 2 и 3 склонений в творительном падеже....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе " Изменение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных"

Конспект урока с использованием ЦОРЦели:- формировать представление о том, что существительные относят к  одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от вопроса;- развивать умение изменять имена ...